Хотя в каждой из этих стран гаремы были созданы по образу и подобию Арабского халифата, между ними хватало отличий, связанных с разной культурой и собственным пониманием ислама. С одной стороны, в могольских гаремах было более строго, с другой – их жительницы имели больше свободы, в отличие от османских одалисок. Это объяснялось сильным тюркским наследием, которое индийские Тимуриды пронесли через многие века.
Первое отличие касалось внутренней организации и иерархии. Как и в Османской империи, в гареме Моголов жили матери, тети, сестры, бабушки, племянницы и иные родственницы правителей, а также их законные жены, наложницы, смотрительницы и служанки низкого ранга. Главенствующее положение также занимала мать, а в случае ее отсутствия – кормилица. Но у падишахов Индии всегда имелась старшая жена, которой уступали в статусе все остальные.
Сам гарем представлял из себя целый город, у которого были свои управители и бюджет. При Акбаре Великом он превратился в целую крепость, где были сады, фонтаны, каналы для катания на лодке, прачечные, кухни, игровые площадки, бани, школы и даже базары. На пике там жило порядка 5-ти тысяч женщин – более, чем в десять раз больше, чем у османов. Но, конечно, не все они были предназначены для падишаха, большинство были родственницами и служанками. Благородные дамы, телесных отношений с которыми не предусматривалось, считали за честь работать здесь управительницами.
Для них вход и выход был свободен. Зато мужчин, кроме евнухов, сюда практически не допускали. Даже врачей приводили с повязкой на глазах, диагноз они ставили по биению пульса или по запаху. У османов в этом плане было попроще. Зато могольские наложницы имели возможность кататься на лодке по Гангу и ездили на охоту или в паломничество самостоятельно и в присутствии императора. Самые высокопоставленные из них отправлялись в путешествия в паланкинах или же на слонах, а те, что попроще – в различного вида повозках. Лица они, конечно, не открывали, но посмотреть на такие процессии сбегался весь народ.
В остальном, фактов из их жизни мы знаем мало, ведь в женские покои дворца имел право входить исключительно один падишах, евнухи и несовершеннолетние дети. Даже со своими родственниками дамы были вынуждены поддерживать отношения через посредничество царских скопцов. Зато многие из них вели обширную экономическую деятельность. Их коммерческие агенты торговали в Европе и Азии, а некоторые наложницы получали в кормление целые города.
Обычно в могольский гарем попадали в качестве подарка, реже – после захвата в плен. Поэтому там доминировали индийские и персидские девушки, а в первые века империи часто встречались тюрчанки. В отличие от османов, у Великих Моголов не было запрета на заключение браков. Поэтому их падишахи часто брали себе знатных девушек, дабы заручиться поддержкой и укрепить свою власть. С этой целью они порой женились даже на представительницах афганской и раджпутской аристократии.
Ввиду огромных размеров гарема ни один из правителей не имел физической возможности осчастливить всех. Поэтому часто одарял своих вельмож или иностранных князей девушками, которых считал лишними. Конечно, на законных жен или родивших ребенка это не распространялось.
На войну могольские правители брали любимых жен или же везли с собой часть своего гарема. Так, падишах Аурангзеб много лет провел вдали от столицы, жнлая лично руководить Деканской войной против союза маратхов. И его немалый гарем последовал вместе с ним. На индийском субконтиненте империя Великих Моголов долгое время являлась доминирующей силой. Ее монархи ничуть не опасались своих врагов, а потому повсюду возили за собой своих женщин.