К истории г. Александровска
Б.Н.Григорьев
Источник: статья А.Д.Григорьева «Город Александровск на Муроме», опубликованная в журнале «Исторический вестник» том CXXX за 1912 год
В 1897 году на высоком гранитном берегу в одном из мурманских фиордов возникло поселение, получившее название города и коммерческого порта. Это название, пишет Александр Дмитриевич Григорьев (1874-1940), филолог, фольклорист и профессор Томского университета (1917-1922), объяснялось одними лишь надеждами на то, что поселение послужит толчком к оживлению русской полярной окраины. К моменту написания своей статьи (1912 год) эти надежды, к сожалению, не оправдались.
Возникший при Александре III внутри российского общества интерес к русскому быту и жизни государства нашёл выражение в стремлении выйти на океанские просторы. Достижение этих целей виделось, в частности, в направлении Дальнего Востока и Ледовитого океана. Первое направление, пишет Григорьев, принесло России много страданий и горя, а второе выразилось в несбывшихся надеждах на город Александровск.
(Мурман - русское название норвежцев, распространенное на географическую область, в частности так называли берег Баренцева моря - прим. ред.)
Конечно, надежды эти и не могли осуществиться без правильной колонизации Севера, без соответствующей поддержки государства и частного капитала и без железной дороги, связывающей Александровск с центром России. Спустя 15 лет после основания Александровска ничего подобного сделано не было. Не понятно, например, удивляется Григорьев, почему на Мурмане не прибегли к раздаче земель, как это было сделано в своё время при освоении берегов Чёрного моря. И Мурманский край подвергается хищническому разграблению со стороны посторонних нам элементов (норвежцев), поскольку до сих пор не установлена граница территориальных вод государства.
Честь основания Александровска принадлежит архангельскому губернатору Александру Платоновичу Энгельгардту (1845-1903), человеку умному, энергичному и талантливому администратору, оставившему по себе много добрых воспоминаний и следов своей деятельности (1893-1901) на территории, превышающей в полтора раза территорию Франции.
Первую поездку на Мурман Энгельгардт совершил в 1892 году, чтобы ознакомиться с условиями морского промысла и изучить возможности устройства там телеграфа и организации колони переселенцев из южных районов Архангельской губернии. Особенно насущной была необходимость в телеграфе для промысловиков, занимавшимся ловлей трески. Они пользовались телеграфом в норвежском городе Вардё и в летний сезон буквально заваливали тамошнюю телеграфную станцию телеграммами. Вопрос об устройстве телеграфных станций на Мурмане возбуждался ещё в 1878 году, и только в 1892 году этот вопрос перешёл в практическую плоскость благодаря поддержке министра финансов С.Ю.Витте.
Получив поддержку также и в вопросе о привлечении на Мурман переселенцев, Энгельгардт признал необходимым строительство там посёлка и оборудование коммерческого порта, соединённых железной дорогой с Петербургом. В начавшейся дискуссии о выборе места для поселения обозначились два мнения. Согласно одному мнению, поддерживаемому Энгельгардтом и Витте, будущий город предлагалось основать в Екатерининской губе - незамерзающем фиорде. Другое мнение, представляемое капитаном 2-го ранга, публицистом, писателем и тайным советником А.К.Конкевичем-Беломором (1842-1917), сводилось к тому, чтобы город строить в другом месте Мурманского побережья, известном под названием «Озерки» или «Гавань Новой Земли» (о-в Рыбачий)[1].
Энгельгардт мотивировал свою позицию тем, что Екатерининская гавань издавна использовалась и была признана наиболее удобной зимней стоянкой и военными, и коммерческими моряками. Петербургская бюрократия реагировала медленно и выставляла для реализации проекта иногда немыслимые препятствия, например, запросы о том, имеются ли на Мурмане выгоны для скота, и произрастают ли там овощи. Губернатору приходилось объяснять петербургским чиновникам элементарные вещи, добавляя при этом, что на Мурмане и дров не будет, что, впрочем, не мешало благополучию прибрежных городов и посёлков в соседней Норвегии.
В конечном итоге победила идея Энгельгардта и Витте. Григорьев считает, что проигрыш варианта Беломора объяснялся тем, что он, несмотря на солидный опыт и знания о русском севере, стоял исключительно на военно-морской точке зрения, в то время как Энгельгардт смотрел на проблему шире и исходил в основном из соображений торговых и промышленных интересов России.
В конце 1895 года в Государственный совет было внесено совместное предложение министерств финансов и внутренних дел о переносе административных учреждений из г. Колы в Екатерининскую гавань. В 1896 году Госсовет выделил 150 тысяч рублей на производство технических работ для устройства в Екатерининской гавани посёлка и коммерческого порта. В отличие от Колы, где были и лес, и сенные покосы, Екатерининская гавань с её скалистыми берегами казалась местом суровым, но в конечном итоге соображения практического характера и энергия инициаторов сделали своё дело.
20 июля 1896 года особая комиссия при архангельском губернаторе в составе самого губернатора, врачебного инспектора, губернского архитектора, директора порта Вардё норвежца Ольсена, горного инженера Сухоневича, уездного землемера, Кольского исправника и капитана парохода «Мурман» Таратина наметила место для города.
Сразу приступили к работе.
Начали с осушки и нивелировки местности. Из Шенкурского уезда Архангельской губернии завезли 12 землекопов, а прокладкой дорог в скалах и взрывными работами занялись 26 норвежских рабочих под руководством инженера Ольсена. Для исследования грунта норвежцам пришлось пробурить 42 скважины и взорвать около 3 тысяч кубометров скальной породы. На работах находились 64 плотника, а стройматериал завозили из Архангельска.
Наряду с административными зданиями должны были построиться и жилые дома для жителей города, получившего название «Александровск» – в честь императора Александра III. Поэтому в конце 1896 года и в начале 1897 года вчерне было построено около 30 общественных зданий (церковь, училище, казначейство, больница и т. п.), а также 17 жилых домов с квартирами: 4 комнаты с кухней – для священника, доктора, казначея и исправника, 3 комнаты с кухней – для бухгалтера казначейства, 2 комнаты с кухней – для полицейского надзирателя и т. д. по рангу.
В 1898 году были построены баня, лавки, амбары и дома для колонистов. Первоначальное население города составило около 300 человек, из которых половина были чиновники и команды зимующих пароходов. Для окончательных работ в городе в 1898 году было выделено ещё 25 тысяч рублей, и на этом его благоустройство было закончено. Впрочем, Александровск, пишет Григорьев, посетивший город в 1905 году, постепенно развивается за счёт постройки домов прибывающих колонистов. На противоположном берегу залива расположены красивые постройки научно-промышленной экспедиции, долго, но без особого практического успеха трудившейся в северных водах. Ближе к устью гавани расположилась биологическая станция, переведенная из Соловецкого монастыря. На набережной Александровска в толпе местных обывателей Григорьев встретил несколько татар, торгующих фруктами. Александровск три месяца в году сообщается с Архангельском, а в остальное время он от остальной части страны практически изолирован.
Александр Дмитриевич пишет, что властям следовало бы поспешить с прокладкой до Александровска железной дороги и принятием мер по упорядочению промышленной и торговой деятельности в регионе. «Каждый миг промедления приносит лишь выгоду иностранным хищникам, бесцеремонно грабящим пока ещё лишь рыбные богатства нашего Севера. Если не торопиться, то очередь в потерях может дойти и до других сокровищ Севера», - заканчивает Григорьев свою статью. – «Надлежащая постановка добычи минеральных богатств и промыслов зверя, рыбы и моллюсков (съедобных) на Мурмане и на всём Кольском полуострове должна представить крупный ресурс народного благосостояния».
Наш комментарий.
Александровск стал военно-морской базой России, а потом и Советского Союза, был переименован в г. Полярный (расположен в 30 км от Мурманска). Что же касается Мурманска, то автором идеи основания города был сотрудник министерства внутренних дел и будущий государственный деятель А.Ф.Трепов (1862-1928). Первые изыскательные работы на месте города начались в 1912 году, а официальной датой основания города Мурманска (Романов-на-Мурмане) является 1916 год.
[1] Кстати, ещё в 1870 году по инициативе архангельского губернатора Н.А.Качалова (1818-1891) обсуждалась возможность строительства порта в Монастырской губе о-ва Кильдин.