Найти тему

Гиперзвуковое оружие наземного базирования: программы и разработки. Часть 1. США

Оглавление

Концептуальная визуализация запуска LRHW с TEL. Фото: Lockheed Martin
Концептуальная визуализация запуска LRHW с TEL. Фото: Lockheed Martin

Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 17 октября 2024 г. - Западные страны продолжают разрабатывать системы гиперзвукового оружия наземного базирования (HWS). Однако, несмотря на некоторый постепенный успех, испытания и ввод в эксплуатацию продвигаются медленнее, чем ожидалось.

По определению, гиперзвуковое оружие движется со скоростью, превышающей 5 Махов (1715 м/с). Хотя существует множество видов оружия, соответствующих этому определению, таких как баллистические ракеты, термин "гиперзвуковое" в основном используется для обозначения гиперзвукового оружия, способного маневрировать во время полета. Они делятся на две основные категории. Гиперзвуковые планирующие аппараты (HGV) запускаются на ракете-носителе, во многом подобно боеголовкам стандартных баллистических ракет; после отделения от ракеты они переходят в режим глиссады на оставшуюся часть полета. Гиперзвуковые крылатые ракеты (HCMS) работают практически так же, как и обычные крылатые ракеты, хотя и на гораздо более высоких скоростях, которые достигаются за счет использования прямоточных реактивных двигателей.

Считается, что сочетание скорости и маневренности обеспечивает гиперзвуковому оружию способность уклоняться от систем противовоздушной и противоракетной обороны. Как заявляли зарубежные СМИ, и не подтверждается официально Россией, 4 мая 2023 года ВСУ сбили российскую ракету Х-47М2 "Кинжал". Однако значение этого перехвата остается открытым для обсуждения, опять же так заявляют именно зарубежные СМИ, что не может являться окончательной истиной и является оценочным мнением. В то время как Россия классифицирует "Кинжал" как гиперзвуковое оружие, основываясь на его скорости, многие зарубежные аналитики обычно оценочно классифицируют его как аэробаллистическую ракету, а не как "настоящее" гиперзвуковое оружие. Х-47М2 - это производная баллистической ракеты наземного базирования 9М723 "Искандер" воздушного базирования. Несмотря на заявленную скорость в 10 Махов, оружие обладает относительно ограниченной способностью маневрировать после запуска и в основном сохраняет баллистическую траекторию полета, которая позволяет рассчитать вектор перехвата.

С учетом вышесказанного, единственным известным "настоящим" гиперзвуковым оружием, которое до сих пор использовалось в боевых действиях, является российский HCM 3М22 "Циркон" Согласно данным Киевского научно-исследовательского института судебной экспертизы, собранным по обломкам, "Циркон" был использован при нанесении удара 7 февраля 2024 года. В заявлении президента России Владимира Путина от 29 февраля 2024 года было подтверждено, что это оружие использовалось в рамках СВО.

В зависимости от конструкции HWS могут быть воздушного, наземного или морского базирования. Кинжал и Циркон являются соответственно примерами оружия воздушного и морского базирования. Сегодня мы сосредоточимся и обсудим отдельные разработки наземных гиперзвуковых систем вооружений, осуществляемых США и некоторыми их союзниками.

LRHW Dark Eagle США

Вооруженные силы и аэрокосмическая промышленность США ведут исследования гиперзвуковых технологий уже два десятилетия. Однако постоянное внимание Пентагона к Афганистану и Ираку ограничивало ресурсы, которые могли быть направлены на технологии, не имеющие прямого применения в противоповстанческих операциях. Осознание того, что Россия и Китай вырвались вперед в гонке за этой революционно новой категорией оружия, наконец, побудило Министерство обороны (DoD) объявить разработку гиперзвуковой системы оружия приоритетной задачей. Закон о полномочиях в области национальной обороны на 2019 финансовый год (FY) ускорил разработку HWS, и каждый последующий годовой бюджет добавлял финансирование для различных проектов в этой категории.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!

Единственная текущая программа разработки наземной HWS ведется армией США. Она получила обозначение Long-Range Hypersonic Weapon (LRHW), также известное как Dark Eagle. Согласно бюджетным документам армии, профиль миссии LRHW заключается в поражении средств защиты от несанкционированного доступа/отрицания зоны (A2/AD), подавлении огня противника на дальних дистанциях и поражении других критически важных целей с высокой отдачей.

Совместный запуск C-HGB 28 июня 2024 года с испытательного стенда на Тихоокеанском ракетном полигоне, Кауаи, Гавайи. Фото: ВМС США
Совместный запуск C-HGB 28 июня 2024 года с испытательного стенда на Тихоокеанском ракетном полигоне, Кауаи, Гавайи. Фото: ВМС США

Программа разработки и испытаний проводится совместно с ВМС США, которые разрабатывают вариант для кораблей и подводных лодок, получивший название Intermediate-Range Conventional Prompt Strike (IR-CPS). Оба варианта оружия являются HGV и используют общий гиперзвуковой корпус (C-HGB), разработанный компанией Dynetics Inc. и включающий в себя боеголовку, систему наведения, систему коммуникаций и тепловую защиту. C-HGB будет работать в паре с двухступенчатой ракетой-носителем диаметром 87,6 см, образуя систему вертикального запуска All Up Round (AUR), которая будет использоваться обеими службами. Каждая служба разработала свою собственную систему запуска и вспомогательное оборудование. Компания Lockheed Martin выступает в качестве системного интегратора для наземного варианта. Dark Eagle будет размещаться в пусковых контейнерах, установленных на мобильных транспортно-пусковых установках (TEL). Каждая TEL будет нести два AUR, а четыре TEL плюс мобильный центр управления батареей и вспомогательные транспортные средства образуют батарею. Дальность действия LRHW, по оценкам, превысит 2 775 км.

Неудачи в тестировании

Испытания и оценка LRHW проходят медленнее, чем планировалось. Программа разработки была инициирована в марте 2019 года и возглавляется Управлением армии по разработке новых возможностей и критических технологий (RCCTO). В 2019 году служба поставила цель создать «прототип гиперзвукового оружия наземного базирования с остаточным боевым потенциалом» к 2023 финансовому году. Армия и ВМС разработали совместную летную кампанию (JFC) для тестирования и оценки общих характеристик системы, включая характеристики корпуса ракеты и полезной нагрузки. Некоторые испытания были сконфигурированы для измерения параметров, имеющих особое значение для оперативных концепций и профилей миссий отдельных служб. На 2022 и 2023 годы было запланировано в общей сложности три летных испытания LRHW. Они должны были заложить основу для эксплуатационной сертификации прототипов Dark Eagle и подготовить почву для перехода к программе опытно-конструкторских и опытно-производственных работ (ОКР) и последующих закупок. Однако все летные испытания, запланированные на 2022 и 2023 годы, либо не состоялись, либо были отменены из-за проблем с пусковой установкой или последовательностью запуска, выявленных на полигоне.

После многомесячного анализа причин предыдущих неудач армия вновь приступает к реализации программы оценки. Руководители службы признали, что первоначальные сроки (которые были обусловлены желанием догнать Россию и Китай) были весьма амбициозными. Как заявил в марте 2024 года генерал-лейтенант Роберт Раш (Robert Rasch), глава RCCTO, служба использовала паузу в испытаниях, чтобы «обдумать, где мы не провели достаточных испытаний для развития». Очевидно, что программа, которая развивается так быстро, как это делает RCCTO в области гиперзвука, связана с риском». Как следствие, армия сейчас сосредоточена на снижении рисков по мере продвижения к возобновлению цикла летных испытаний. В первые месяцы 2024 года она провела анализ оборудования наземной поддержки и испытания компонентов с «высокой точностью», включая имитацию процедур запуска ракеты.

Возобновление испытаний

28 июня 2024 года на Тихоокеанском ракетном полигоне на Гавайях были успешно проведены совместные комплексные летные испытания армии и ВМС. В ходе испытаний были получены данные о характеристиках УР, используемых как для IR-CPS ВМС, так и для LRHW. Двухступенчатая ракета пролетела около 3200 км до полигона на Маршалловых островах, выдержала заданный курс и произвела запуск глиссирующего блока, который, как сообщается, поразил намеченную цель. Однако, в отличие от неудачных испытаний LRHW в 2022 и 2023 годах, в этом случае не использовалось наземное оборудование конкретной службы, такое как пусковые контейнеры, ТЭЛы или машины управления; вместо этого AUR была размещена и запущена с отдельно стоящей платформы.

Теперь, когда совместный запуск ВМС и армии на Гавайях подтвердил полную функциональность AUR, армия планирует провести сквозное испытание всей системы LRHW. Ссылаясь на соображения безопасности, служба отказалась заранее объявить о сроках проведения испытаний. Однако должностные лица ранее заявляли о цели провести испытательный полет всей системы к концу 2024 финансового года, а сертификацию системы вооружения - к концу первого квартала 2025 финансового года. Это соответствует цели, заявленной генералом Рашем в марте 2024 года в ходе выступления перед Конгрессом США, - «передать возможности LRHW в 2024 календарном году в Исполнительный офис программы (PEO) „Ракеты и космос“, где программа продолжит летные испытания и дальнейшую разработку».

Если, и когда эти испытания завершатся успешно и конструкция ракеты будет сертифицирована, армия рассчитывает немедленно приступить к сборке AUR для распределения в первую оперативную батарею. В ежегодной оценке систем вооружений, опубликованной Управлением правительственной отчетности (GAO) в июне 2024 года, армейские чиновники утверждают, что после успешного завершения летных испытаний первая серийная ракета будет поставлена примерно через шесть недель, а первая батарея из восьми ракет - примерно через 11 месяцев. Однако в отчете GAO также предупреждается, что «если армия обнаружит проблемы с характеристиками ракеты в ходе летных испытаний, поставки ракет и ввод в строй первой оперативной системы LRHW могут быть еще сильнее задержаны». По словам армейских чиновников, график ускоренного ввода в строй еще двух батарей MTA также зависит от того, что армия определит в качестве основной причины проблем с интеграцией».

Продвижение к полевым работам

Бюджет и контрактная деятельность армии соответствуют оптимистичным заявлениям службы относительно новой системы вооружений. В мае 2024 года армия и Lockheed Martin объявили о заключении нового контракта на сумму 754 миллиона долларов США в поддержку программы LRHW. Lockheed Martin поставит армии дополнительное оборудование для батарей LRHW, системную и программную инженерную поддержку, а также логистические решения.

Бюджетный запрос армии на 2025 год включает 1,28 миллиарда долларов США на продолжение инвестиций в LRHW. США на исследования, разработки, испытания и оценку (RDT&E) и USD 744 на закупку ракет. Эти бюджетные ассигнования значительно отличаются от бюджетного плана на 2024 финансовый год, который предусматривал выделение 944 миллионов долларов США на НИОКР, но только 157 миллионов долларов США на приобретение ракет. Пропорциональное изменение в пользу приобретения ракет свидетельствует о том, что Пентагон уверен в продвижении LRHW к оперативному потенциалу. Согласно бюджетным документам армии, опубликованным в марте 2024 года, «[бюджетный запрос на 2025 год] продолжается разработка LRHW Common Hypersonic Glide Body (C-HGB) и обеспечивает постепенное финансирование All Up Round plus Canister (AUR+C) и C-HGBs для базовой загрузки и перезарядки AUR+C и испытаний/обучения/сертификации AUR+C. В 2025 финансовом году закупается наземное вспомогательное оборудование (GSE) для батареи LRHW 3 и основная боевая часть из восьми снарядов All-Up Round + Canister (AUR+C)».

Активация и развертывание

Текущие планы развертывания предусматривают назначение одной оперативной батареи на каждое из пяти формирований многопрофильной оперативной группы (MDTF) службы; батарея LRHW будет включена в батальон дальнего огня оперативной группы и будет служить стратегическим огневым подразделением дальнего действия MDTF. В 2021 году армия назначила батарею Bravo 5-го батальона 3-го полка полевой артиллерии (5-3 FA) батареей LRHW 1-го MDTF, базирующегося в штате Вашингтон. В том же году подразделение получило полный комплект оборудования LRHW — за исключением тогда еще находившихся в разработке AUR — для разработки и отработки рабочих процедур. После того, как прототипы LRHW будут сертифицированы как оперативные, это подразделение станет первым, кто получит полный комплект оперативных ракет. Затем батарея будет считаться временно готовой к развертыванию при необходимости. Однако это не будет составлять начальную оперативную готовность (IOC). Официальное объявление МОК состоится позднее, дата пока не определена, возможно, после принятия системы вооружения на вооружение 2-й МОГТ.

2-й MDTF был создан в 2021 году в Германии, некоторые элементы (включая батальон дальнего огня) были размещены в штате Нью-Йорк. В июле 2024 года Соединенные Штаты и Германия опубликовали совместную декларацию о том, что 2-й MDTF получит свой батальон дальнего огня в 2026 году. Однако формулировка совместной декларации была довольно расплывчатой в отношении конкретных сроков LRHW. «Соединенные Штаты начнут эпизодическое развертывание возможностей дальнего огня своей многодоменной оперативной группы в Германии в 2026 году в рамках планирования постоянного размещения этих возможностей в будущем. После полного развития эти обычные подразделения дальнего огня будут включать SM-6, Tomahawk и разрабатываемое гиперзвуковое оружие, которое имеет значительно большую дальность, чем нынешние наземные огневые средства в Европе». Эта осторожная формулировка указывает на то, что Пентагон, будучи уверенным в том, что LRHW станет жизнеспособной системой оружия, стал осторожнее в отношении точных темпов разработки и сроков перехода к программе приобретения.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!

Гиперзвуковое оружие наземного базирования: программы и разработки. Часть 2. Франция, Япония и др.