Найти в Дзене

Бомбардировщики Швеции во Второй Мировой войне

Я уже опубликовал статью про истребительную авиацию Швеции во Второй Мировой войне, и даже краткое перечисление всех самолётов оказалась весьма большим по объёму. Так что идея сделать лишь один материал по всей авиации сразу ушла.

Теперь давайте мы посмотрим, какие же бомбардировщики были у Швеции в интересующий нас период.

Индекс B 1 — это лёгкий итальянский бомбардировщик Fiat B.R., созданный ещё в 1919 году. В 1924 году Швеция купила два или три самолёта (разные данные), которые оставались на вооружении до 1932 года.

Индекс B 2 — это модификация предыдущего самолёта, Fiat B.R.I, их купили два и сняли с вооружения в 1937 году.

До Второй Мировой войны оба бомбардировщика не дожили и нам не особо интересны.

Бомбардировщик B 3 — это весьма известный немецкий самолёт Junkers 86K. Под индексом B 3 — 3 приобретённых в 1937 году в Германии самолёта Ju.86K-1, B 3A — это 35 приобретённых тогда же Ju.86K-4, а B 3B — 2 самолёта Ju.86K-5.

А вот B 3C и B 3D — это производившиеся с 1939 и 1941 года (соответственно) фирмой Saab по лицензии самолёты Ju.86K-13. Каждых было изготовлено по 16 штук.

С 1944 года часть самолётов использовалась как торпедоносцы под обозначением Т З.

Средний бомбардировщик B 3. Масса — 8500 кг, двигатели — 2х875 л.с., скорость — 430 км/час, потолок — 6500 м, дальность полёта — 830 км, экипаж — 4 человека, вооружение — три пулемёта и до 1000 кг бомб.
Средний бомбардировщик B 3. Масса — 8500 кг, двигатели — 2х875 л.с., скорость — 430 км/час, потолок — 6500 м, дальность полёта — 830 км, экипаж — 4 человека, вооружение — три пулемёта и до 1000 кг бомб.

Бомбардировщик B 4 — это английский лёгкий бомбардировщик Hawker Hart. В 1934 году куплено 4 самолёта и с 1935 года ещё 42 самолёта B 4A собрали по лицензии. Состояли на вооружении до 1947 года. В 1937 году 10 самолётов переделали в разведчики под названием S 7.

Лёгкий бомбардировщик B 4. Масса — 2066 кг, двигатели — 1х525 л.с., скорость — 296 км/час, потолок — 6949 м, дальность полёта — 756 км, экипаж — 2 человека, вооружение — два пулемёта и 236 кг бомб.
Лёгкий бомбардировщик B 4. Масса — 2066 кг, двигатели — 1х525 л.с., скорость — 296 км/час, потолок — 6949 м, дальность полёта — 756 км, экипаж — 2 человека, вооружение — два пулемёта и 236 кг бомб.

Бомбардировщик B 5 — это американский штурмовик Northrop 8-A 1. В Швеции закупили один самолёт в 1938 году и с 1940 года по лицензии изготовили по разным источникам от 94 до 103 самолётов.

Пикирующий  бомбардировщик и штурмовик B 5. Масса — 3421 кг, двигатели — 1х825 л.с., скорость — 354 км/час, потолок — 5900 м, дальность полёта — 1175 км, экипаж — 2 человека, вооружение — три пулемёта и до 544 кг бомб.
Пикирующий бомбардировщик и штурмовик B 5. Масса — 3421 кг, двигатели — 1х825 л.с., скорость — 354 км/час, потолок — 5900 м, дальность полёта — 1175 км, экипаж — 2 человека, вооружение — три пулемёта и до 544 кг бомб.

Бомбардировщик B 6 — это американский многоцелевой самолёт Seversky 2PA. Мог использоваться как двухместный истребитель сопровождения, лёгкий бомбардировщик, дальний разведчик или тренировочный самолёт. В Швеции заказали 52 самолёта, но получили лишь 2 из-за запрета американского правительства.

Бомбардировщик B 6. Масса — 2752 кг, двигатели — 1х750 л.с., скорость — 400 км/час, потолок — 8000 м, дальность полёта — 3100 км, экипаж — 2 человека, вооружение — два 12,7-мм и один 7,5-мм пулемёты, до 612 кг бомб.
Бомбардировщик B 6. Масса — 2752 кг, двигатели — 1х750 л.с., скорость — 400 км/час, потолок — 8000 м, дальность полёта — 3100 км, экипаж — 2 человека, вооружение — два 12,7-мм и один 7,5-мм пулемёты, до 612 кг бомб.

Бомбардировщик B 7 — это голландский тяжёлый истребитель-штурмовик Fokker G.Ib. В марте 1940 года Швеция заказала 18 самолётов G.Ib (они отличались установкой американских моторов), а через месяц добавился заказа ещё на 77. Понятно, что получить их шведы не успели. Разведчик на базе этого самолёта получил обозначение S 13.

Бомбардировщик B 7. Масса — 4790 кг, двигатели — 2х830 л.с., скорость — 475 км/час, потолок — 9250 м, дальность полёта — 1700 км, экипаж — 3 человека, вооружение — 8 направленных вперёд пулемётов и один подвижно закреплённый на шкворне в хвостовом конусе, до 400 кг бомб.
Бомбардировщик B 7. Масса — 4790 кг, двигатели — 2х830 л.с., скорость — 475 км/час, потолок — 9250 м, дальность полёта — 1700 км, экипаж — 3 человека, вооружение — 8 направленных вперёд пулемётов и один подвижно закреплённый на шкворне в хвостовом конусе, до 400 кг бомб.

Бомбардировщик B 16 — это итальянский лёгкий бомбардировщик-разведчик Caproni Ca.313. В 1940 году было заказано и в 1941 году получено 84 самолёта. Как бомбардировщики использовались 30 самолётов, остальные применялись как торпедоносцы Т 16 (14 самолётов) и разведчики S 16 (66 самолётов, включая бывшие бомбардировщики). На вооружении оставались до 1946 года.

Бомбардировщик B 16. Масса — 5650 кг, двигатели — 2х750 л.с., скорость — 420 км/час, потолок — 8500 м, дальность полёта — 1700 км, экипаж — 4 человека, вооружение — два 13-мм пулемёта вперёд и два 8-мм в верхней и нижней турелях, до 800 кг бомб.
Бомбардировщик B 16. Масса — 5650 кг, двигатели — 2х750 л.с., скорость — 420 км/час, потолок — 8500 м, дальность полёта — 1700 км, экипаж — 4 человека, вооружение — два 13-мм пулемёта вперёд и два 8-мм в верхней и нижней турелях, до 800 кг бомб.

Бомбардировщик B 17 — это пикирующий бомбардировщик шведской разработки (но с участием американских инженеров). Самолёт создавался фирмой ASJA (в 1939 году вошла в Saab) с 1938 года как фронтовой разведчик под названием L10. Затем проект был переделан в пикирующий бомбардировщик B 8. Первые серийные самолёты (уже как B 17) поступили в 1942 году. Всего выпущено 264 бомбардировщика.

Разведчик изначально именовался S 15, но позже переименован в S 17B (всего 21 самолёт), также было построено 38 поплавковых разведчиков S 17BS.

Самолёты оставались на вооружении до конца 50-х годов, но уже как вспомогательные.

Бомбардировщик B 17. Масса — 3790 кг, двигатели — 1х1065 л.с., скорость — 435 км/час, потолок — 8700 м, дальность полёта — 1800 км, экипаж — 2 человека, вооружение — два 13,2-мм пулемёта в крыле и один вращающийся 7.9-мм пулемёт, бомбовая нагрузка до 500 кг.
Бомбардировщик B 17. Масса — 3790 кг, двигатели — 1х1065 л.с., скорость — 435 км/час, потолок — 8700 м, дальность полёта — 1800 км, экипаж — 2 человека, вооружение — два 13,2-мм пулемёта в крыле и один вращающийся 7.9-мм пулемёт, бомбовая нагрузка до 500 кг.

Бомбардировщик B 18 — это бомбардировщик шведской разработки, создававшийся для замены самолётов Junkers Ju 86. Первоначально разрабатывался как скоростной трёхместный разведчик, в конкурсе принимали участие фирмы Aeroplanavdelning (ASJA), SAAB и AB Götaverken (GV)

Вот проект фирмы ASJA:

-9

Вот проект фирмы SAAB:

-10

Вот проект фирмы Götaverken:

-11

В результате был принят проект объединившихся ASJA и SAAB. Первые самолёты стали поступать в войска в 1944 году, состояли на вооружении до конца 50-х годов.

Всего было построено 62 бомбардировщика B 18A, 55 из которых позже переделали в разведчики S 18A, затем построили 119 пикирующих бомбардировщиков B 18B, после войны 62 самолёта переделали в торпедоносцы Т 18B.

На базе самолёта разрабатывалось несколько модификаций торпедоносцев, разведчиков, штурмовиков и ночных истребителей, но всё это было уже после войны.

Бомбардировщик B 18А. Масса — 8200 кг, двигатели — 2х1065 л.с., скорость — 465 км/час, потолок — 8000 м, дальность полёта — 2200 км, экипаж — 3 человека, вооружение — два 13,2-мм пулемёта в крыле и один вращающийся 7.9-мм пулемёт, бомбовая нагрузка до 1400 кг.
Бомбардировщик B 18А. Масса — 8200 кг, двигатели — 2х1065 л.с., скорость — 465 км/час, потолок — 8000 м, дальность полёта — 2200 км, экипаж — 3 человека, вооружение — два 13,2-мм пулемёта в крыле и один вращающийся 7.9-мм пулемёт, бомбовая нагрузка до 1400 кг.

Торпедоносец T 1 — это немецкий бомбардировщик-торпедоносец Heinkel HD.16. Их было куплено всего 2 и состояли на вооружении до 1939 года.

Торпедоносец T 1. Масса — 4570 кг, двигатели — 1х675 л.с., скорость — 180 км/час, экипаж — 2 человека, вооружение — один пулемёт, торпеда.
Торпедоносец T 1. Масса — 4570 кг, двигатели — 1х675 л.с., скорость — 180 км/час, экипаж — 2 человека, вооружение — один пулемёт, торпеда.

Торпедоносец T 2 — это немецкий поплавковый торпедоносец Heinkel He.115A-2. Их было куплено в 1939 году 12 штук и состояли на вооружении до 1948 года.

Торпедоносец T 2. Масса — 10690 кг, двигатели — 2х960 л.с., скорость — 300 км/час, потолок — 3200 м, дальность полёта — 2800 км, экипаж — 3 человека, вооружение — один 7.9-мм пулемёт в носовой установке, одна неподвижная 15-мм пушка вперёд, один 7.9-мм пулемёт на подвижной установке назад и по одному 7.9-мм пулемёту в хвосте каждой мотогондолы, одна торпеда, или 960-кг мина, или до 1250 кг бомб.
Торпедоносец T 2. Масса — 10690 кг, двигатели — 2х960 л.с., скорость — 300 км/час, потолок — 3200 м, дальность полёта — 2800 км, экипаж — 3 человека, вооружение — один 7.9-мм пулемёт в носовой установке, одна неподвижная 15-мм пушка вперёд, один 7.9-мм пулемёт на подвижной установке назад и по одному 7.9-мм пулемёту в хвосте каждой мотогондолы, одна торпеда, или 960-кг мина, или до 1250 кг бомб.

Хочу тут же в этой статье немного о разведчиках. Посвящать им отдельный материал не вижу смысла, тем более, что часть машин уже упомянута как варианты бомбардировщиков и даже истребителей.

Об остальных буквально пару слов.

Поплавковый разведчик S 5 — это немецкий Heinkel He.5, который выпускался в Швеции по лицензии. Всего их куплено и произведено 44.

Корабельный разведчик S 9 — это британский морской разведчик Hawker Osprey, купленный в количестве 6 штук.

Поплавковый разведчик S 12 — это германский Heinkel He.114B-1, их в Швецию поставили 12 штук.

Разведчик S 14 — это немецкий самолёт связи Fiesler Fi.156 Storch. Всего 28 самолётов поставлено в Швецию.

Под индексом S 10 был французский самолёт Breguet 694, S11 — германский Dornier Do 215, а S 8 — шведский Svenska Aero SA-15, которые на вооружение так и не поступили.

Конечно, было ещё много транспортных, учебных и других самолётов, но список их весьма велик и, думаю, интересен лишь для глубоких специалистов.

Посему на этом я обзор закончу, надеюсь, он будет полезен.

Ниже список всей написанных статей по Швеции, по мере публикации ссылки становятся активными:

Вооружённые силы Швеции во Второй Мировой войне

Структура шведской армии во Второй Мировой войне

Танки Швеции во Второй Мировой войне

Истребители Швеции во Второй Мировой войне

Бомбардировщики Швеции во Второй Мировой войне

Оружие шведской пехоты

Артиллерия Швеции во Второй Мировой войне

Чем шведская армия собиралась остановить советские танки

Чем шведская армия собиралась сбивать советские самолёты

Как и какое шведское оружие воевало на полях Второй Мировой войны