Хочу вам предложить обзор шведской авиации периоды Второй Мировой войны. Много интересных самолётов.
Сначала давайте посмотрим на истребительную авиацию, поскольку, хоть шведские ВВС были и невелики, но самолётов разных в них числилось немало и даже простой перечень займёт много места.
Первый шведский истребитель J 1 — это австрийский Phönix D.III, купленный в Первую Мировую в количестве 12 штук, и до Второй Мировой он, конечно, не дожил.
Следующий J 2 — это французский Nieuport 29C-1, который также состоял на вооружении лишь до 1930 года.
Под названием J 3 мы видим голландский разведчик Fokker C.V-D, который в Швеции приняли на вооружение как истребитель. Для этой роли самолёт мало подходил, но название оставалось до 1931 года, когда все «истребители» переименовали в разведчики — S 6. Всего в Швецию поставили 48 самолётов.
Поплавковый истребитель J 4 — это немецкий Heinkel HD.19. Два истребителя купили в Германии и четыре построили по лицензии. Состоял на вооружении до 1935 года.
Под индексами J 23 и J 24 — истребители шведской разработки, изготовленные в 1923-24 году в количестве 5 и 2 штук соответственно. Они были очень скоро списаны.
Теперь же про самолёты, которые в период Второй Мировой на вооружении состояли.
Svenska Aero J 6 — истребитель-биплан шведской разработки, считавшийся учебным, развитие Svenska Aero J 5 с новым двигателем. В шведскую армию поставлено 17 самолётов двух модификаций — J 6A Jaktfalk I и J 6B Jaktfalk II. Последние J 6 вывели из состава ВВС в 1941 году.
Истребители J 7 — это британские самолёты Bristol Bulldog, состоявшие на вооружении до 1940 года. Всего было закуплено 11 самолётов.
Истребитель J 8 — это британские самолёты Gloster Gladiator, которых с 1937 года было поставлено 55 штук, и они состояли на вооружении до 1947 года.
Истребитель J 9 — это американские самолёты Seversky Republic P-35, более известные под экспортным названием Republic EP-1 (EP= Export Pursuit). Которых в 1940 году закупили 60 штук и они состояли на вооружении до 1951 года.
Истребитель под номером J 10 практически нигде не упоминается, но он был. Это американский истребитель Vultee V-46. В 1940 году Швеция заказала в США 144 таких истребителя, получивших обозначение J 10. Но правительство США наложило вето на эту сделку и самолёты в Швецию не попали.
А к тому времени уже номера продолжали присваивать, и следующий истребитель J 11 стал поступать на вооружение. Это был итальянский биплан Fiat CR.42bis Falco. В 1940 году из купили в Италии 72 штуки, и они оставались на вооружении до 1945 года.
Истребитель J 12 — это итальянский самолёт Reggiane Re.2000 Falco 1, в качестве образца которого служил упомянутый уже Seversky-Republic P-35. В 1941 году было закуплено 60 истребителей, остававшихся на вооружении до 1946 года.
Позже ему было присвоен индекс J 20. Причины такого скачка я не нашёл, самолётов с индексами от 12 до 18 не отыскать, хотя списки проектов шведских самолётов известны хорошо. Известно лишь, что индекс J 19 присвоен опытному истребителю Saab L-12.
Истребитель J 21A разработан в Швеции, выпускался с 1943 года. До конца войны построено 54 самолёта, но в войска они поступили только весной 1945 года. Но самолёт интересной конструкции и не упомянуть о неё неправильно бы было. По схеме это двухбалочный низкоплан с толкающим винтом и трёхпарным шасси с носовой стойкой. Строился как в варианте истребителя, так и штурмовика. Истребитель J 21 был единственным в мире самолётом, который выпускался в серии как с поршневым, так и с турбореактивным двигателем
С J 21 впервые в истории авиации из серийного боевого самолёта катапультировался пилот. И удачно.
Истребитель J 22 также шведской разработки. Изначально получил индекс J 19, в ходе работы над проектом стал J 22. Проект был готов в 1940 году, в производство пошёл с 1942 года, до 1945 года было произведено 198 истребителей.
Истребитель с индексом J 23 разрабатывался фирмой Saab (фирменный индекс L-23) с 1941 года, но так и остался на уровне эскизов и макетов. По дизайну фюзеляжа J 23 очень сильно напоминал сразу два самолёта — немецкий Bf.109 и американский Р-51А “Mustang”. Поскольку шведы очень хотели сделать что-то похожее на один из этих истребителей.
Истребитель с индексом J 24 был двухмоторным и в нём заметно подражание немецкому Messerschmitt Bf.110. Но он также остался на бумаге.
Известен ещё интересный проект 1945 года фирмы Saab под индексом J 27, который именуют шведским Супер-Спитфайром (“Swedish Super Spitfire”), очень напоминавшим «Спитфайр», но созданный по двухвинтовой схеме.
Ниже список всей написанных статей по Швеции, по мере публикации ссылки становятся активными:
Вооружённые силы Швеции во Второй Мировой войне
Структура шведской армии во Второй Мировой войне
Танки Швеции во Второй Мировой войне
Оружие шведской пехоты
Артиллерия Швеции во Второй Мировой войне
Чем шведская армия собиралась остановить советские танки
Чем шведская армия собиралась сбивать советские самолёты
Истребители Швеции во Второй Мировой войне
Бомбардировщики Швеции во Второй Мировой войне
Как и какое шведское оружие воевало на полях Второй Мировой войны