Найти в Дзене

Танки Швеции во Второй Мировой войне

Про танки и другую бронетехнику Швеции написано много и не очень хочется повторяться. Однако и не рассказать нельзя, какая же Вторая Мировая война без танков, даже если Швеция и не принимала участия в боевых действиях. Поэтому я отдельную статью про шведскую бронетехнику сделаю, но упомяну не просто про всем известные серийные машины, но и про опытные образцы и проекты, оставшиеся на бумаге.

Часть информации я взял из материалов, которые ранее публиковал Юрий Пашолок. Особенно лень было искать изображения, тем более, что перестал работать Wayback Machine.

Начнём с танков.

Первые танки были немецкие — 10 недостроенных Leichte Kampfwagen II, которые привезли в Швецию. В Швеции танки сначала собрали из неброневой стали — эти машины получили название Strv fm/22, а после испытаний в 1924 году пересобрали и приняли на вооружение уже как Strv m/21. В середине 30-х годов пять танков модернизировали — новый двигатель, новые пулемёты и они получили название Strv m/21-29.

Танк Stridsvagn m/21. Масса — 9700 кг, бронирование — 14 мм, скорость — 18 км/час, запас хода — 70 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 2 пулемёта.
Танк Stridsvagn m/21. Масса — 9700 кг, бронирование — 14 мм, скорость — 18 км/час, запас хода — 70 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 2 пулемёта.

В конце 20-х на конкурс для шведской армии было представлено несколько танков, из которых было выбрали французский Renault NC27, который в Швеции обозначили как Strv fm/28. Но его военные забраковали.

На конкурс были представлены весьма интересные танки фирмы Morgårdshammar, созданные австрийским конструктором Фрицем Хейглем, создателем всемирно известного справочника по бронетехнике. Но, шведским военным они не понравились.

-3
-4
-5

В 1929 году фирмой «Ландсверк», на основе разработанного ранее германского колёсно-гусеничного Raeder-Raupen-Kampfwagen M28, создала свой вариант, под названием L-5. Изготовили 6 машин, из которых один танк отправили в СССР.

В ходе испытаний машина показала себя не лучшим образом, сама конструкция колёсно-гусеничного движителя чересчур сложная, и танк на вооружение принят не был.

Колёсно-гусеничный танк Stridsvagn L-5. Масса — 7000 кг, бронирование — 14 мм, скорость — 23 км/час (на гусеницах) и 46 км/час (на колёсах), запас хода — 180 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 37-мм пушка и 2 пулемёта.
Колёсно-гусеничный танк Stridsvagn L-5. Масса — 7000 кг, бронирование — 14 мм, скорость — 23 км/час (на гусеницах) и 46 км/час (на колёсах), запас хода — 180 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 37-мм пушка и 2 пулемёта.

После L-5 фирмой «Ландсверк» был создан более совершенный вариант колёсно-гусеничного танка — L-30. Опытный образец из неброневой стали испытывался под названием Strv fm/31, но также был не принят на вооружение.

Колёсно-гусеничный танк Stridsvagn L-30. Масса — 11500 кг, бронирование — 14 мм, скорость — 35 км/час (на гусеницах) и 75 км/час (на колёсах), запас хода — 300 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 37-мм пушка и пулемёт.
Колёсно-гусеничный танк Stridsvagn L-30. Масса — 11500 кг, бронирование — 14 мм, скорость — 35 км/час (на гусеницах) и 75 км/час (на колёсах), запас хода — 300 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 37-мм пушка и пулемёт.

В 1933 году «Ландсверк» построила колёсно-гусеничные танки L-80 и L-110, которыми закончились попытки заинтересовать военных подобным типом боевой машины. Такой тип колёсно-гусеничного движителя шведских военных так и не заинтересовал, хотя в Австрии машины аналогичной конструкции пошли в серию и потом неплохо были оценены и в Вермахте.

Колёсно-гусеничный танк Stridsvagn L-80. Масса — 6500 кг, бронирование — 13 мм, скорость — 35 км/час (на гусеницах) и 75 км/час (на колёсах), запас хода — 300 км, экипаж — 2 человека, вооружение — 20-мм пушка и пулемёт.
Колёсно-гусеничный танк Stridsvagn L-80. Масса — 6500 кг, бронирование — 13 мм, скорость — 35 км/час (на гусеницах) и 75 км/час (на колёсах), запас хода — 300 км, экипаж — 2 человека, вооружение — 20-мм пушка и пулемёт.
Колёсно-гусеничный танк Landsverk L-110
Колёсно-гусеничный танк Landsverk L-110

Что касается чисто гусеничных машин, то первым таким танком стал L-10 фирмы «Ландсверк», представлявший собой чисто гусеничный вариант L-30. В 1935 году на вооружение было принято 3 таких танка под названием Strv m/31.

Танк Stridsvagn m/31. Масса — 11500 кг, бронирование — 24 мм, скорость — 42 км/час, запас хода — 150 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 37-мм пушка и 2 пулемёта.
Танк Stridsvagn m/31. Масса — 11500 кг, бронирование — 24 мм, скорость — 42 км/час, запас хода — 150 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 37-мм пушка и 2 пулемёта.

В 1934 году появился новый танк L-60. Первоначально это была переделка колесно-гусеничного танка L-80.

Проект танка L-60 1934 года
Проект танка L-60 1934 года
Более поздний вариант L-60
Более поздний вариант L-60

L-60, изначально продавался на экспорт – в Ирландию, Австрию и Венгрию. В последней было налажено лицензионное производство под названием 38M. könnyü harckocsi Toldi.

Для шведской же армии этот танк выпускался с 1939 года под названием Strv m/38, всего до 1941 года выпущено 16 машин.

Танк Stridsvagn m/38. Масса — 8500 кг, бронирование — 15 мм, скорость — 48 км/час, запас хода — 220 км, экипаж — 3 человека, вооружение — 37-мм пушка и 1 пулемёт.
Танк Stridsvagn m/38. Масса — 8500 кг, бронирование — 15 мм, скорость — 48 км/час, запас хода — 220 км, экипаж — 3 человека, вооружение — 37-мм пушка и 1 пулемёт.

Выпускалась также модификация танка Strv m/39, отличавшаяся двумя пулемётами и толщиной брони до 50 мм (20 машин), Strv m/40L с более мощным двигателем (100 машин) и Strv m/40K с более мощным двигателем и 50-мм бронированием (80 машин). Всего до 1944 года выпущено 216 танков.

В середине 30-х годов фирма «Ландсверк» разработала танки L-100, L-101 и L-120. Впрочем, L-100 и танк-истребитель L-101 с 20-мм пушкой, так и остались на бумаге. Три танка L-120 шведская армия испытывала, один потом приобрела Норвегия.

Танк Stridsvagn L-100. Масса — 4500 кг, бронирование — 9 мм, скорость — 55 км/час, экипаж — 2 человека, вооружение — 1 пулемёт. Из фото Юрия Пашолок.
Танк Stridsvagn L-100. Масса — 4500 кг, бронирование — 9 мм, скорость — 55 км/час, экипаж — 2 человека, вооружение — 1 пулемёт. Из фото Юрия Пашолок.
Танк Stridsvagn L-120. Масса — 4500 кг, бронирование — 9 мм, скорость — 50 км/час, экипаж — 2 человека, вооружение — 1 пулемёт.
Танк Stridsvagn L-120. Масса — 4500 кг, бронирование — 9 мм, скорость — 50 км/час, экипаж — 2 человека, вооружение — 1 пулемёт.

Несмотря на создание собственных машин и даже продажи их на экспорт, в 30-е годы в Швеции не отказывались от закупки иностранных образцов. У фирмы «Виккерс» предполагали купить разведывательный танк Patrol Tank Mk.II и «6-тонный» Mk.E, но отказались. Вместо них были закуплены в Чехословакии малый танк AH-IV и лёгкие танки P-II-a и TNH. Первый был принят на вооружение как Strv m/37 и к 1939 году шведская армия получила 46 таких танков.

Танк TNH был принят на вооружение как Strv m/41, и, хотя шведская армия ему изначально предпочла L-60, но из-за проблем с производством у фирмы «Ландсверк», было решено купить чехословацкие танки и производить по лицензии. Правда, к тому времени Чехословакии не стало и надо было уже договариваться с немцами. В результате до 1944 года было произведено 220 танков.

Танк Stridsvagn m/37. Масса — 4680 кг, бронирование — 15 мм, скорость — 58 км/час, запас хода — 170 км, экипаж — 2 человека, вооружение — 2 пулемёта.
Танк Stridsvagn m/37. Масса — 4680 кг, бронирование — 15 мм, скорость — 58 км/час, запас хода — 170 км, экипаж — 2 человека, вооружение — 2 пулемёта.
Танк Stridsvagn m/41. Масса — 10500 кг, бронирование — 25 мм, скорость — 43 км/час, запас хода — 180 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 37-мм пушка и 2 пулемёта.
Танк Stridsvagn m/41. Масса — 10500 кг, бронирование — 25 мм, скорость — 43 км/час, запас хода — 180 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 37-мм пушка и 2 пулемёта.

К разработке более мощных танков фирма «Ландсверк» приступила ещё в середине 30-х годов. Уже в 1936 году пытались предложить на экспорт танк Lago: масса — 15 тонн, экипаж — 5 человек, вооружение — 47-мм пушка и 3 пулемёта.

Первый вариант танка LAGO, от 11 октября 1938 года.
Первый вариант танка LAGO, от 11 октября 1938 года.
Танк LAGO был в июне 1940 года
Танк LAGO был в июне 1940 года

В 1942 году началось производство танка Strv m/42 (усовершенствованный Lago), и до 1942 года выпустили 282 танка.

Танк Stridsvagn m/42. Масса — 22500 кг, бронирование — 55 мм, скорость — 45 км/час, запас хода — 200 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и 3 пулемёта.
Танк Stridsvagn m/42. Масса — 22500 кг, бронирование — 55 мм, скорость — 45 км/час, запас хода — 200 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и 3 пулемёта.

Самоходные установки в Швеции разрабатывали с 1936 года. Первой была созданная на экспорт Landsverk L-62 Anti, которая производилась в Венгрии, как 40M. páncélos gépágyú Nimród, представляла собой 40-мм зенитную пушка на шасси танка L-60.

Вторая — Landsverk L-62 Anti II, была поставлена в 1941 году в Финляднию в количестве 6 штук.

-21

В 1943 году на вооружение принято штурмовое орудие с 75-мм пушкой на шасси танка Strv m/41 под названием Sav m/43. Причём 75-мм пушку планировали заменить 105-мм гаубицей (это сделали уже после войны). С конца 1944 до 1945 года выпустили 18 машин.

Штурмовое орудие Stormartillerivagn m/43. Масса — 12400 кг, бронирование — 55 мм, скорость — 43 км/час, запас хода — 180 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и 2 пулемёта.
Штурмовое орудие Stormartillerivagn m/43. Масса — 12400 кг, бронирование — 55 мм, скорость — 43 км/час, запас хода — 180 км, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и 2 пулемёта.

В период Второй Мировой войны были разработаны ещё две самоходки. Это зенитная самоходная установка Lvkv fm/43 и противотанковая Pvkv m/43.

Первая представляла собой спаренную установку 40-мм зенитных пушек на удлинённом шасси танка Landsverk L-60 и являлась развитием L-62 «Анти II».

Вторая — 75-мм зенитная пушка m/36 с длиной стола в 50,5 калибров на шасси танка Strv m/42.

Однако выпуск обеих машин начался уже после войны.

-23
-24

Ещё несколько интересных проектов зенитных самоходных установок.

Landsverk L-62, с 40-мм зенитной пушкой
Landsverk L-62, с 40-мм зенитной пушкой
Landsverk L-63, с 25-мм зенитной пушкой
Landsverk L-63, с 25-мм зенитной пушкой
Landsverk L-64, с 20-мм зенитной пушкой
Landsverk L-64, с 20-мм зенитной пушкой
Landsverk L-65, с 47-мм зенитной пушкой
Landsverk L-65, с 47-мм зенитной пушкой
40-мм зенитное орудие на шасси колёсно-гусеничного танка L-5
40-мм зенитное орудие на шасси колёсно-гусеничного танка L-5
40-мм зенитное орудие на шасси артиллерийского тягача L-140
40-мм зенитное орудие на шасси артиллерийского тягача L-140

Теперь про бронеавтомобили.

Первыми были две опытные машины Pbil fm/25 на шасси шведского 1,5-тонного грузового автомобиля, а затем ещё и Pbil fm/26, который, впрочем, был сделан из неброневой стали.

-31

В конце 20-х был построен один бронеавтомобиль Pbil fm/29.

-32

В 1930 году на шасси 2,5-тонного грузового автомобиля был построен бронеавтомбиль Pbil fm/30, а в 1930, на шасси 2-тонного грузовика Pbil m/31. Последний пошёл в серийное производство и до 1940 года было изготовлено 30 машин.

Конструкция Pbil m/31 иначе как примитивной не назвать — обычный грузовик, прикрытый броневыми листами 5.5 мм. На него, правда, пытались ставить разное вооружение — 37-мм и 20-мм пушки, но полноценной боевой машины из него не получилось.

-33

Гораздо более известны шведские бронеавтомобили фирмы «Ландсверк», которые поставлялись в другие страны — L-185, L-181, L-182 и L-180. Хотя они были значительно лучше кое-как забронированных грузовиков и представляли весьма неплохие для своего времени машины, на вооружение самой шведской армии они не принимались. Дороговато было.

Landswerk 185
Landswerk 185
Landswerk 181
Landswerk 181

Весьма интересны и бронемотоциклы L-190 и L-210, которые в Швеции также не заинтересовали военных.

Landsverk 190
Landsverk 190

Наиболее совершенный шведский бронеавтомобиль того времени — Pbil m/39 Lynx, изначально разрабатывался на экспорт, для Дании, но датчанам поставили лишь три машины, а 15 в 1939 году конфисковали для шведской армии. Затем, до 1941 года изготовили ещё 30 бронеавтомобилей, получивших обозначение Pbil m/40.

Бронеавтомобиль Pansarbil m/40 Lynx. Масса — 7800 кг, бронирование — 13 мм, колёсная формула — 4х4, скорость — 80 км/час, запас хода — 200 км, экипаж — 6 человек, вооружение — 20-мм автоматическая пушка и 3 пулемёта.
Бронеавтомобиль Pansarbil m/40 Lynx. Масса — 7800 кг, бронирование — 13 мм, колёсная формула — 4х4, скорость — 80 км/час, запас хода — 200 км, экипаж — 6 человек, вооружение — 20-мм автоматическая пушка и 3 пулемёта.

В 1942 году в Швеции начали разработку собственного бронетранспортёра, с 1943 по 1946 год было построено 262 машины Tgbil m/42.

Бронетранспортёр Terrängbil m/42. Масса — 8500 кг, бронирование — 20 мм, колёсная формула — 4х4, скорость — 70 км/час, запас хода — 300 км, экипаж — 2 человека, десант — до 16 человек, вооружение — 2 пулемёта.
Бронетранспортёр Terrängbil m/42. Масса — 8500 кг, бронирование — 20 мм, колёсная формула — 4х4, скорость — 70 км/час, запас хода — 300 км, экипаж — 2 человека, десант — до 16 человек, вооружение — 2 пулемёта.

В завершении хочу предложить ещё одно изображение шведской бронетехники, которое можно найти в интернете. Это забронированный вооружённый трактор. К сожалению, что-то ещё о нём рассказать не смогу.

-39

Вот теперь обзор шведской бронетехники закончен. Надеюсь, он кому-то пригодится.

Я же засим прощаюсь…

Ниже список всей написанных статей по Швеции, по мере публикации ссылки становятся активными:

Вооружённые силы Швеции во Второй Мировой войне

Структура шведской армии во Второй Мировой войне

Танки Швеции во Второй Мировой войне

Оружие шведской пехоты

Артиллерия Швеции во Второй Мировой войне

Чем шведская армия собиралась остановить советские танки

Чем шведская армия собиралась сбивать советские самолёты

Истребители Швеции во Второй Мировой войне

Бомбардировщики Швеции во Второй Мировой войне

Как и какое шведское оружие воевало на полях Второй Мировой войны