Найти в Дзене
Redan

Как выбрать лодку по фактору её мореходности.

Казалось бы, класс судна и показанные ему районы плавания прописаны в сопроводительной документации к лодке и нам остаётся всего лишь следовать рекомендациям. Всё так, однако, имея представление о мореходности и качественных характеристиках, на неё влияющих, будущий судовладелец получает возможность сделать более осмысленный выбор из моря предложений.

Другой вопрос, что большинство материалов на эту тему малопонятны человеку без специальных навыков и знаний, поэтому я взял на себя смелость, изложить основные понятия максимально простым языком.

Итак, если говорить, что называется вульгарно, то мореходность - это способность судна не не уйти ко дну и не разбиться о скалы в заданных метеорологических условиях, определяемых прежде всего конфигурацией и высотой волны, а также направлением течения и силой ветра.

На самом деле, задача перед конструкторами новых корпусов стоит нетривиальная, так как параметры лодки, влияющие на её мореходность могут быть исключительно противоречивы. Например, создав монументально жёсткий, нерушимо - непотопляемый корпус, очень сложно обеспечить его приемлемую управляемость и т.д.

Ну давайте обо всём по порядку. Итак, какие факторы влияют на мореходность судна.

Статика.

Плавучесть. Ну если без наукообразного занудства - это собственно способность судна вместе со всем содержимым (оснащением, грузом и пассажирами оставаться на плаву). Ну то есть - закон Архимеда в чистом виде - нет плавучести - нет лодки, вовсяком случае - на поверхности. Конструктивно плавучесть обеспечивается проектированием судна с достаточной высотой надводного борта и наличием водонепроницаемых закрытий и переборок между отсеками, чтобы любая пробоина подводной части корпуса не привела к гибели судна. И тут мы переходим к следующему, тесно связанному с плавучестью, понятию.

-2

Непотопляемость судна. Если судно всё таки получило повреждения, то оно должно хотя бы частично оставаться на плаву, чтобы экипаж мог держаться за него до прихода помощи. Некоторая избыточная плавучесть судна обеспечивается вышеупомянутыми водонепроницаемыми секциями и переборками, а также двойными стенками бортов с заполнением полостей пенопластом, ну или воздухом (ПВХ - лодки).

-3

Остойчивость судна. В состоянии относительного покоя лодка находится в равновесном состоянии. Однако, ветерок, набежавшая волна, “прыгающие” от борта к борту пассажиры и грузы, так и норовят накренить судно. Способность судна противостоять этим факторам и возвращаться в первоначальное положение собственно и есть остойчивость (поперечная и продольная, соответственно).

Верным визуальным признаком остойчивого судна является соотношение его ширины, по отношению к длине, высоте борта, и осадке. У широкого судна всегда больше восстанавливающий момент. Для нивелирования больших углов крена применяют пенопластовый привальный брус и бортовые були, а у лодок РИБ, таким компенсаторным решением являются надувные борта.

Также, для сохранения остойчивости на ходу, капитану нужно обеспечивать и некоторые организационные моменты. В частности, не допускать сидения людей на бортах маломерного судна во время движения, уходить в укрытие, при штормовой опасности, а при невозможности последнего - двигаться против ветра на малом ходу и сбросить плавучий якорь.

Ну а теперь, давайте представим себе максимально непотопляемое и остойчивое судно, и получим что - то вроде понтона с высокими бортами. В качестве плавучего причала или хаусбота - идеально, но вот ходить на такой конструкции? Скоростные и манёвренные качества у неё явно не на высоте, и так мы плавно переходим к следующей составляющей мореходных качеств судна.

-4

Динамика.

Друзья, проектирование корпуса лодки - это всегда некий компромисс между немалой совокупностью качественных характеристик, к которым относятся управляемость на переднем и заднем ходу, всхожесть на волну, циркуляция, забрызгиваемость, устойчивость на курсе и ещё куча параметров. Добавим к этому конкретную силовую установку, типы винтов, или иных движителей, нюансы системы управления, и получим теоретическое представление о мореходности конкретной лодки, как индивидуального проекта. Сложно? Безусловно. Однако, на мой взгляд, есть параметр, который можно оценить, даже не будучи продвинутым судостроителем и мореходом.

-5

Ходкость судна - это способность его сопротивляться фактором препятствующими этому самому ходу, и основных таких факторов - четыре.

  • Сопротивление трения напрямую зависит от качества обработки смачиваемой поверхности судна - чем более она гладкая, тем лучше. Ну а по мере эксплуатации, нам предстоит бороться с обрастанием подводной части судна водорослями и моллюсками.
  • Сопротивление формы зависит от обтекаемости корпуса судна, которая тем лучше чем острее кормовая и носовая его части, и преобладания длины над шириной (передаём “привет” остойчивости).
  • Волновое и брызговое сопротивления. Не уходя в расчётные дебри - чем длиннее судно тем меньше волно- и брызго-образование.

Давайте подытожим,

  • Если говорить о водоизмещающих судах, то наилучшая ходкость будет у узких лодок, с заострёнными носовыми и кормовыми оконечностями, а также круглосколыми обводами.
  • Для глиссирующих судов, наибольшую гидродинамическую подъёмную силу на спокойной воде создает широкий плоскодонный корпус с транцевой кормой.
  • А вот в условиях преобладающей волны, более мореходны глиссирующие суда с килеватым и полукилеватым корпусом. Повышению скорости у таких лодок способствуют продольные реданы и скуловые брызгоотбойники.

Этапы выбора лодки по параметру мореходности.

Друзья, естественно лодка выбирается под определённое целевое использование. Другое дело, что в категориях “лодки для рыбалки” или “для отдыха” вы найдёте почти всё - от каяка, до круизёра.

Надеюсь, что на основе этой статьи, вы сможете определиться с формой и обводами корпуса и сузить круг поиска, руководствуясь климатическими особенностями родных водоёмов.

Далее, стоит поинтересоваться у производителя, заложенными в конструкцию, мерами по обеспечению непотопляемости судна.

Чего, с моей точки зрения, не стоит делать, так это уделять много времени отзывам на различных ресурсах - они как правило эмоциональны, субъективны, зачастую ангажированы, и скорее с толку сбивают.

А вот реальный тест-драйв расставит всё по своим местам. Ведь мореходность обеспечивается на только обводами и конструкцией корпуса, мотором и дополнительным оснащением, но и “прокладкой” между штурвалом и сидением.

-6

Всем крепкого здоровья и 7 футов под килем.