Сколько им было? 10, 12, 14 лет? Когда в 1941-м война пришла в их дом, солдатским сапогом раздавив надежды на будущее, в труху уничтожив настоящее, сожгла мирный быт, оторвала детей от родителей, мужей от жен, братьев от сестер. Разбила, разъединила, растоптала...
Дети, подростки - они стали одними из многих, кто ковал Победу не только в тылу, но и на фронте. Под вихрем пуль, под градом снарядов, среди взрывов в окопной грязи. Потому что они не могли иначе.
Сын или дочь полка - этот термин появился в России задолго до Великой Отечественной. Подобная традиция существовала в русской армии едва ли не испокон веков. Еще при Петре I были организованы гарнизонные школы, дававшие начальное образование детям лиц солдатского сословия, располагавшиеся в гарнизоне (полку) Императорской армии и готовившие их к службе в Армии на определённых должностях. Сюда принимали детей с 7-летнего возраста и обучали грамоте, чтению, письму, арифметике, строевой подготовке, основам артиллерии, инженерного дела и другим военным наукам. И уже в XVIII веке в каждой воинской части был один, по меньшей мере, юный барабанщик, а на каждом корабле — несовершеннолетний гардемарин.
Но в годы Великой Отечественной войны это явления стало массовым. Тысячи детей остались без крова, без родителей, без семьи. И зачисление в списочный состав воинского подразделения, постановка на довольствие для многих из них являлось единственной возможностью выжить. А оказавшись в боевых частях они не спешили в тыл, хотели воевать наравне со взрослыми, жаждали отомстить оккупантам, мечтали внести свой посильный вклад в общую Победу над нацистами.
Наша сегодняшняя статья является продолжением ранее опубликованных материалов о Героях:
Рассказывать о них можно долго, потому что, как гласит эпитафия на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены: "...Подвиг твой бессмертен". И большая страна должна помнить...
Сережа из Курска. 10 лет
Именно эту надпись он начертал химическим карандашом на стене Рыцарского зала в поверженном Рейхстаге в мае 1945 года. Его звали Сережа Пятовский.
Мальчишка не участвовал в боях и не ходил в разведку, как многие другие сыны полка - мал был, да и судьба уготовила ему собственный путь, военно-медицинский.
Сережа родился в Архангельске в 1935 году, в 1937 году семья перебралась в Курск. В ноябре 1943 года он попал в фронтовой эвакогоспиталь №1394, заместителем начальника которого служил его отец. И помотался по фронтовым дорогам, помогая лечить раненных до августа 1945 года. С обаятельным и деловым мальчишкой оказавшимся в госпитале бойцам было легче справится со своими невзгодами. И Сережа с удовольствием читал им письма из дома, пел песни и по мере сил развлекал, стараясь поднять боевой дух, исполнял различные поручения и работал на хоздворе.
Ну и что, что "от горшка два вершка", в госпитале любые руки нужны, а здесь он чувствовал свою нужность, к тому же пример денно и нощно работающего отца всегда находился перед глазами.
По мере того как продвигались войска Красной Армии на Запад, следовал за ними и госпиталь. В Тихвине под Ленинградом их нещадно бомбила авиация люфтваффе. Когда передислоцировались в Лугу, пришлось организовывать палаты, процедурные и даже операционные в бывших немецких конюшнях. А в Польше госпиталь довелось оборудовать прямо в костеле. И все это время с фронта нескончаемым потоком шли раненные.
В Берлине гитлеровцы отчаянно сопротивлялись, стараясь удержать последний рубеж обороны. Госпиталь находился в усиленном боевом охранении, потому что разрозненные части вермахта, скрывавшиеся в лесах вокруг столицы Третьего Рейха, хищно огрызались набегами на любые части, где находились красноармейцы. И красный крест не мог служить защитой.
Вокруг постоянно гремела канонада, стреляли зенитки, а Сережа, привыкший за годы войны к постоянным залпам орудий и стрекоту пулеметных очередей со взрослым спокойствием помогал санитаркам и перевязывал раненым, понимая, что Победа, как никогда, рядом.
И ему, дошедшему до самого фашистского логова, несказанно повезло. В мае 1945 года он смог гордо подняться по ступеням обгоревшего Рейхстага и оставить свой автограф среди сотен и тысяч других имен победителей.
После войны Сергей Петрович Пятовский вернулся в Курск. Служил в органах внутренних дел и госбезопасности. Является автором многочисленных газетных публикаций, с 1964 года входил в Союз журналистов СССР.
Сергей Пятовский ушел из жизни 1 февраля 2010 года, оставив в памяти потомков свой славный фронтовой путь, пройденный 10-летним мальчишкой...
Маленькая Валенька
Она и правда была маленькая, хрупкая, но необычайно активная, шустрая. Любое дело в её руках спорилось, за словом в карман не лезла. Сразу находила, что ответить, потому выпутывалась из самых сложных, казалось бы, безвыходных ситуаций, даже попав в засаду к врагу.
Она родилась в крестьянской семье декабрьским утром 1928 года в селе Платава Конышёвского района Курской области. Когда началась война, ей исполнилось всего 13. По современным меркам совсем еще ребенок. Но детство её закончилось именно в 41-м.
Оказавшись на оккупированной территории, девочка в 1942 году примкнула к партизанам, став их глазами и ушами. Выполняла роль связной, сообщала данные о передислокации гитлеровцев. Маленькую девчушку в одеждах нищенки - масса таких детей, потерявших близких или отбившихся от родных ходили по дорогам в то время - фашисты не замечали. А она зорким глазом подмечала всё вокруг. Часто на боевых заданиях шла впереди основной группы, чтобы в случае опасности предупредить товарищей.
В ходе одной из вылазок Валя получила ранение в ногу, но ложиться в госпиталь категорически отказалась. Может, боялась отправиться в тыл и попасть в детский дом, а возможно, не хотела оставлять партизанский отряд, в котором была и правда незаменимой.
Нога долго не заживала, и девочке пришлось распрощаться с разведкой. Тогда-то она и решила пойти на курсы санинструкторов, чтобы остаться на фронте и продолжать ковать своими руками Победу.
И она действительно совершила подвиг, подобно многим другим девушкам-санинструкторам, спасавшим жизни взрослым мужчинам, вытягивая с поля боя не только их часто обездвиженные тела, но и оружие с боекомплектом. Через что им пришлось пройти в годину тяжелых испытаний, не скажет никто. Но Валя выстояла. Смогла. Справилась.
В возрасте 14 лет в 1943 году её назначили санинструктором 705-го полка 121-й стрелковой дивизии 60-й армии 1-го Украинского фронта, в составе которого она участвовала в форсировании Днепра. Когда подразделения Красной Армии попали под шквальный огонь гитлеровской артиллерии, маленькая Валя спасала из ледяной днепровской воды раненых солдат и офицеров.
За смелость и мужество, проявленные на поле боя Валентина Пономарева была награждена в октябре 1943 года орденом Красной Звезды.
Откуда у совсем еще ребенка взялось столько мужества и отваги? Откуда такая самоотверженность и самопожертвование?
Валя участвовала в освобождении Украины, Польши, Румынии, Чехословакии. В всегда находилась на переднем крае, оказывая необходимую медицинскую помощь бойцам. За время войны она пять раз была ранена, трижды - только за 1944 год. В одном из боёв на львовском направлении едва не распрощалась с жизнью, получив осколочное ранение от разорвавшегося рядом снаряда. Её, потерявшую много крови, на руках вынес с поля боя командир пулемётного взвода 887-го стрелкового полка 211-й стрелковой дивизии Павел Куприн. С этим полком в конце Великой Отечественной войны Валя Пономарёва прошла до Победы.
После капитуляции нацистской Германии Валентина Пономарева жила в Ленинграде. Вышла за муж, работала контролёром в цирке, брошюровщицей в типографии, была бригадиром на фабрике ёлочных игрушек. Часто встречалась со студентами и школьниками, рассказывая им о славном боевом прошлом.
Ушла из жизни юная партизанка и героический санинструктор Валентина Андреевна Пономарева в 2010 году.
Пионер, штурмовавший Рейхстаг
Песня с таким названием, написанная Маргаритой Кочетовой на слова Валерия Шумилина, была посвящена Георгию Артёменкову, сыну полка легендарной 150-й стрелковой Идрицкой дивизии, бойцы которой 1 мая 1945 года водрузили Знамя Победы на куполе поверженного Рейхстага. Вместе со своими однополчанами, среди которых - Герои Советского Союза Михаил Егоров и Мелитон Кантария, 14-летний боец навсегда остался запечатлен на ступенях павшего к ногам Победителей символа Третьего Рейха.
Жора Артёменков родился в Гомеле Белорусской ССР в 1931 году. Отец работал на таможне, позже перешел на железную дорогу машинистом, и вскоре семья перебралась в Осташков Калининской (ныне - Тверской) области.
Когда началась война, отца призвали на фронт, а поздней осенью 1942 года Жору с мамой и братьями отправился в эвакуацию. Несколько дней поезд шел под непрекращающимися налетами люфтваффе, пассажиры кутались в теплую одежду, накрывали одеялами детей, чтобы хоть немного согреться. Вагоны только назывались "теплушки", но тепла там не было и в помине: печку-буржуйку нечем было топить.
Во время одной из стоянок, когда станция подверглась бомбардировке, маленький Жора кинулся набирать щепу от разрушенных построек, и во всеобщей неразберихе отстал от эшелона.
Его приютили железнодорожники, накормили и согрели. Здесь мальчишка прожил около 2-х недель. Но как только узнал, что его хотят отдать в детский дом - сбежал, прибившись к санитарному поезду.
5 декабря 1942 года, утром, военврач санитарного поезда, идущего к фронту, обнаружил у себя под лавкой спящего мальчика. Разбудил, велел вылезать на свет и докладывать: "Кто такой! По какому случаю очутился в военном эшелоне!" - так описывал историю будущего героя Виталий Лукин.
Несколько месяцев прослужил Артёменков в военном госпитале. Чем ожесточеннее шли бои, тем больше раненых прибывало с фронта. И тогда мальчишка получил особый приказ начальника медсанбата:
У весёлых людей раны заживают быстрее. Увидишь, повесил человек нос, приуныл — подойди к нему...
Начал ходить по палатам, читать стихи, рассказывать истории, общаться "за жизнь" с бойцами. Бывало, устраивал целые представления, забираясь на табурет, чтобы всем, даже самым "тяжелым" его видно было. А слушая фронтовые рассказы, сам все больше и больше проникался идеей попасть на фронт, чтобы бить фашиста, чтобы отомстить за разлуку с семьей и за этих добрых солдат и офицеров, искалеченных войной и оказавшихся на его попечении.
В результате 10 марта 1943 года Жора Артёменков вновь сбежал, оказавшись в в разведке 150-й стрелковой дивизии.
Прикидываясь сиротой, он многократно ходил за линию фронта, пробирался в населенные пункты, оккупированные фашистами, добывая бесценную информацию о расположении и численности воинских подразделений. Во время одной из вылазок прикрыл боевых товарищей, обнаружив и уничтожив 3-х солдат противника, зашедших в тыл основной группе разведчиков. За что в июле 1945 года был награжден медалью "За отвагу".
Вместе со своим полком Артёменков воевал в Польше, участвовал в освобождении Варшавы и штурме Берлина, заслужил личную благодарность маршала Советского Союза Георгия Жукова от 30 апреля 1945 года.
После войны сын полка Георгий Артёменков поступил в мореходное училище, но вынужден был оставить его по состоянию здоровья. Служил в Армии, около 15 лет отработал в районах Крайнего Севера, а в 60-е вернулся в родной Гомель, где устроился электриком в паровозное депо.
Он не любил рассказывать о войне, считая его делами давно минувших дней, когда смерть всегда шла в ногу с бойцами. Не выпячивал свои боевые заслуги, и до 70-х годов даже близкие не знали подробностей его фронтового детства, пока в газете "Комсомольская правда" не появилась фотография с юным Жорой Артёменковым, снятая на ступенях Рейхстага. Тогда-то фото и облетело весь мир, сделав скромного сына полка известным далеко за пределами СССР.
Ушел из жизни Георгий Алексеевич Артёменков тихо и незаметно, так же, как и жил, в 2018 году.
Вспоминая своё боевое прошлое, умудренный сединами Жора Артёменков говорил:
Берлин не снится мне. Мне снятся те люди, с которыми я был. Это ведь бесподобные люди!..
Вместо послесловия
Героизм этих детей, жизнь которых только начиналась, невозможно переоценить. Невозможно выразить словами почтение и трепет, которые должны испытывать потомки перед их памятью. Перед памятью выживших и сгоревших в горниле войны.
В заключении хотелось бы привести строки еще одного сына полка, героически сражавшегося на фронтах Великой Отечественной войны, Ивана Ивановича Гришанова:
Что ты ищешь? Детство?
Розовое детство…
Стал солдатом Ваня
Прямо с малолетства.
Память на ладонях
Партизанской кружкой,
Автомат был первой
Ваниной игрушкой.
А играл ты с жизнью,
Жизнью возле смерти.
За тобой в разведку
Шли мужчины-черти.
И по маху шапки,
Поднятой тобою,
Люди залегали,
Залегали к бою...
Спасибо, что дочитали до конца.
________________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк)))