Найти в Дзене

Бойня в Великом Храме Теночтитлана глазами ацтеков и испанцев

В истории нередко встречаются события, которые настолько по-разному описываются противоборствующими сторонами, как бойня в Великом Храме Теночтитлана глазами ацтеков и испанцев. Кровавые события 22 мая 1520 года стали поворотным моментом в истории завоевания империи ацтеков. История знает немало примеров, когда одни и те же события трактуются участниками совершенно по-разному. Но бойня в Великом Храме Теночтитлана глазами ацтеков и испанцев предстает настолько контрастно, что порой кажется, будто речь идет о разных событиях. Хроники того дня, записанные победителями и побежденными, рисуют две противоположные картины произошедшего — от благородного предотвращения человеческих жертвоприношений до хладнокровного массового убийства ради золота. Все началось с просьбы ацтеков к Педро де Альварадо, заместителю Эрнана Кортеса, разрешить проведение традиционного праздника Тошкатль в честь бога Тескатлипоки. Испанский военачальник дал свое согласие, но с условием — празднующие должны были прий
Оглавление

В истории нередко встречаются события, которые настолько по-разному описываются противоборствующими сторонами, как бойня в Великом Храме Теночтитлана глазами ацтеков и испанцев. Кровавые события 22 мая 1520 года стали поворотным моментом в истории завоевания империи ацтеков.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Бойня в Великом Храме Теночтитлана глазами ацтеков и испанцев

История знает немало примеров, когда одни и те же события трактуются участниками совершенно по-разному. Но бойня в Великом Храме Теночтитлана глазами ацтеков и испанцев предстает настолько контрастно, что порой кажется, будто речь идет о разных событиях.

Хроники того дня, записанные победителями и побежденными, рисуют две противоположные картины произошедшего — от благородного предотвращения человеческих жертвоприношений до хладнокровного массового убийства ради золота.

Праздник, обернувшийся трагедией

Все началось с просьбы ацтеков к Педро де Альварадо, заместителю Эрнана Кортеса, разрешить проведение традиционного праздника Тошкатль в честь бога Тескатлипоки. Испанский военачальник дал свое согласие, но с условием — празднующие должны были прийти без оружия.

В тот день более шестисот представителей ацтекской знати собрались во дворе Великого Храма. Они были облачены в драгоценные украшения из золота, серебра и жемчуга, а их головы украшали роскошные перья. Дальнейшие версии происходящего разительно отличаются друг от друга.

Ацтеки же, чьи свидетельства собраны в книге «Видение побежденных», рисуют совершенно иную картину — безжалостное истребление безоружных людей, пришедших на праздник:

В это время, когда все наслаждались праздником, когда все уже танцевали, когда все уже пели, когда песня была связана с песней, и музыка ревела, как волны, именно в этот момент испанцы решили убивать.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

В испанских хрониках Франсиско Лопеса де Гомары бойня в Великом Храме Теночтитлана объясняется необходимостью предотвратить готовящееся восстание и человеческие жертвоприношения:

Некоторые говорят, что де Альварадо предупредили, что индейская знать города собралась для подготовки мятежа.

По свидетельствам ацтеков, испанцы внезапно заблокировали все выходы из храмового комплекса и начали методично убивать безоружных людей. Они описывают страшные сцены: отрубленные головы, разрубленные тела, реки крови на священной земле храма. Особенно драматично описание того, как некоторые пытались спастись бегством, но погибали от испанских мечей, а другие притворялись мертвыми среди груды тел.

Бойня в Великом Храме Теночтитлана глазами ацтеков

«Они вошли во внутренний двор, вооруженные для боя. Они закрыли выходы. Сделав это, они вошли в Священный двор, чтобы убивать людей. Они напали на всех людей, пронзая их копьями и раня мечами. Некоторым они отрезали головы, а другим разбили головы на мелкие кусочки.

Тех, кто пытался убежать через ворота, испанцы убивали, смеясь. Некоторые легли среди жертв и притворились мертвыми. Кровь воинов текла, как вода, образуя лужи. А испанцы ходили повсюду, обыскивая храмовые дома, чтобы убить тех, кто прятался».

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Бойня в Великом Храме Теночтитлана глазами испанцев

«Через несколько дней после того, как Кортес ушёл, настало время для праздника, который ацтеки хотели отпраздновать согласно своим традициям. Они умоляли Педро де Альварадо дать им своё разрешение. Де Альварадо согласился при условии, что не будет жертв, не будет убитых людей и ни у кого не будет оружия.

Готовясь к своему празднику, они были нагими, но покрыты драгоценными камнями, жемчугом, ожерельями, поясами, браслетами, множеством драгоценностей из золота, серебра и перламутра. Испанцы пришли посмотреть, как ацтеки исполняют свой знаменитый танец, а, видя, насколько те богаты и нуждаясь в золоте...»

Результат резни

Бойня в Великом Храме Теночтитлана стала событием, навсегда изменившим отношения между двумя народами. Весть о произошедшем молниеносно разлетелась по городу, вызвав народное восстание. Это привело к знаменитой «Ночи печали», когда испанцы были вынуждены с большими потерями покинуть Теночтитлан.

Трагические события в Великом Храме Теночтитлана стали ярким примером того, как глазами разных участников история может представать совершенно по-разному. Испанцы видели в своих действиях необходимую меру по предотвращению восстания, ацтеки же восприняли это как вероломное предательство и жестокую расправу над безоружными людьми.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Эти противоположные версии до сих пор заставляют историков искать истину где-то посередине между двумя крайностями. Хотя, быть может, это и неверный подход. Стремление найти «истину где-то посередине» между версиями победителей и побежденных может оказаться ошибкой.