Штурм Иерусалима глазами мусульман и евреев в 1099 году выглядел совсем не так, как его рисуют европейские хроники. Религиозный фанатизм крестоносцев обернулся кровавой бойней.
Штурм Иерусалима глазами мусульман
В 1099 году, после трех лет кровопролитных сражений и тяжелых испытаний, армия крестоносцев наконец достигла своей цели — стен Святого города. Почти 400 лет Иерусалим находился под властью мусульман: сначала арабов, а затем турок-сельджуков.
Положение христиан и евреев в городе не было идеальным, но они пользовались свободой вероисповедания и самоуправления. Но для крестоносцев, воспитанных в духе религиозной нетерпимости, мусульманское владычество над Святой землей было нестерпимым.
Штурм Иерусалима глазами мусульман
7 июня 1099 года армия, насчитывавшая около 12 тысяч крестоносцев, подошла к стенам Иерусалима. Город защищал гарнизон из нескольких тысяч мусульманских воинов под командованием эмира Ифтихара ад-Даулы. Христианские хронисты описывают эту осаду как героическую битву.
Раймунд Ажильский и Фульхерий Шартрский подчеркивают религиозный энтузиазм и самоотверженность крестоносцев, их стойкость перед лицом жажды, голода и неприятельских стрел. Особенно красочно описываются осадные башни и таран.
Однако мусульманские источники, такие как хроники Ибн аль-Каланиси и Ибн аль-Асира, рисуют иную картину. Они описывают ужас и отчаяние защитников города, столкнувшихся с неистовым натиском франков.
Особенно тяжелым был момент, когда крестоносцам удалось поджечь запасы продовольствия и фуража в городе. Мусульманские авторы подчеркивают мужество и самоотверженность эмира Ифтихара, который лично участвовал в вылазках и поединках с вражескими предводителями.
Штурм Святого города
После более чем месячной осады, 15 июля 1099 года, крестоносцам удалось наконец проломить северную стену Иерусалима и ворваться в город. То, что последовало за этим, превзошло самые мрачные опасения защитников.
По свидетельствам как христианских, так и мусульманских авторов, крестоносцы устроили в городе ужасающую резню. Они убивали всех подряд — мужчин, женщин, детей, стариков, не щадя никого. Улицы были завалены трупами, кровь текла рекой.
Многие мусульмане и евреи пытались укрыться в мечетях и синагогах, но крестоносцы выволакивали их оттуда и убивали прямо на святых местах. По словам Раймунда Ажильского, всадники въезжали в мечеть Аль-Акса по щиколотку в крови.
Особенно трагична была судьба еврейской общины Иерусалима. Согласно еврейским и мусульманским источникам, крестоносцы согнали всех евреев города в главную синагогу и подожгли ее. Те, кто пытался вырваться из огня, были убиты мечами и копьями.
Как писал еврейский поэт Соломон бар Симсон, "в синагоге собралось множество людей, общиной молясь и исповедуясь, и там все они приняли смерть под священным огнем".
После штурма Иерусалима
Положение восточных христиан — православных греков, сирийцев, армян, яковитов, несториан — в Иерусалиме до крестового похода было достаточно стабильным. Они имели свои церкви и монастыри, могли свободно отправлять богослужения и совершать паломничества.
Многие восточные христиане служили в администрации и даже в войске мусульманских правителей. Однако крестоносцы, одержимые идеей религиозной чистоты, относились к ним с подозрением и враждебностью. Освобождение Иерусалима обернулось для местных христиан кошмаром.
Очевидец событий, сирийский хронист, с горечью писал: "Франки, войдя в город, не пощадили никого. Они убивали всех, кого находили. Они грабили дома и церкви. Многие христиане были убиты в храме Гроба Господня, где искали убежища".
После взятия Иерусалима крестоносцы установили в городе жесткую католическую монополию. Церкви и монастыри восточных христиан были конфискованы или разрушены. Православный патриарх Иерусалима был изгнан, а на его место поставлен латинский прелат.
Штурм Иерусалима глазами мусульман. Горе нам...
Захват Иерусалима крестоносцами и учиненная ими резня произвели глубокое и болезненное впечатление на мусульманский мир. Известие об этом событии, разнесенное беженцами и купцами, повергло в шок и скорбь мусульман от Магриба до Ирака.
Арабские поэты оплакивали падение города в проникновенных элегиях. Аль-Абивaрди писал: "О Иерусалим, разве не видишь ты, как я обливаюсь слезами, которые текут, как кровь из моих глаз... Горе нам, мусульманам! Неверные овладели нашей киблой, мечом и огнем они поразили наших братьев".
Многие мусульманские историки и литераторы обращались к теме падения Иерусалима в своих трудах. Ибн аль-Асир в своей "Полной истории" подробно описывает страдания жителей и героизм защитников. Ибн аль-Джаузи в книге "Назидание владык" ставит в пример мужество и стойкость эмира Ифтихара.
История Первого крестового похода и, в частности, штурма Иерусалима в 1099 году долгое время рассматривалась преимущественно с точки зрения европейских христиан — как триумф истинной веры, как героическая эпопея рыцарей Христовых.
Однако такой односторонний взгляд не позволяет понять всю сложность и трагичность этого события для местного населения. Штурм Иерусалима глазами мусульман, евреев и местных христиан — совсем не богоугодное дело, а трагедия.
Падение Иерусалима стало настоящей катастрофой для жителей города. Тысячи их были безжалостно убиты, святыни осквернены и разграблены. Даже местные христиане, на которых крестоносцы смотрели как на еретиков и схизматиков, подверглись насилию и дискриминации.
Трагедия Иерусалима 1099 года напоминает нам о последствиях, к которым могут привести идеи религиозного превосходства. Уроки этой истории становятся актуальны, когда религиозные конфликты вновь угрожают взаимопониманию между народами.