Лапы есть не только у котиков😸!
Итак, страничка непонятных (береговым салагам!) морских терминов...
ЯКОРЬ. Вероятное происхождение русского слова "якорь" - от древне-скандинавского akkeri, что буквально означает "крюк". Практически язык Рюрика :) Вот стандартные части современного якоря:
Якорь на плавсредствах появился одновременно с человеком😏. Произошло это настолько давно, что тогда "Змейка" на мобильных телефонах только-только делала робкие поползновения😅😆. Просто пропасть тысячелетий тому назад! Зачем вообще якорь нужен? Для удержания в одной и той же позиции плавающего объекта (парохода, плота, бревна) на динамичной водной глади. А то нырнул за жемчугом, а лодку унесло в закат. Неприятно...
Предстала перед древним мореходом задача найти чего-нибудь тяжёлое🏋. Дабы, оказавшись на дне, это "чего-нибудь" могло за верёвку удерживать лодку (и человека в ней). Выбор пал на камень, ведь он плавает как каменный топор⛏! Обвязали его со всех сторон - и отдали якорь в глубину. Но камень всё норовил "выскочить" из хитросплетений верёвки... Поэтому было решено просверлить в камне дыру и продеть туда верёвку. Так-то понадёжней будет👍.
Якорь в современном виде возник примерно на рубеже нашей и "до нашей" эр в Римской империи. Немножечко даже ровесник Христа🙏😎! Сначала такой якорь был деревянным, утяжелённый металлом. А потом уже и полностью металлический (бронза).
Кстати, этот римский якорь стал прототипом Адмиралтейского якоря, принятого в использование в 1820-е годы в Великобритании - Царь-якорь с максимальной держащей силой💪! Но все остальные характеристики есть его минусы: большой вес, громоздкость в использовании, якорный канат может намотаться на свободную лапу якоря на дне...
Далее начались поиски оптимального вида якоря по всем параметрам вплоть до затрат на его производство. Выработалась система, когда якорь ненужно было заваливать на борт судна или подвешивать в носу. Вместо этого "трудяга" при подъёме из воды веретеном входил в специальное сквозное отверстие в носу - клю́з - и надёжно там крепился. Таким образом, был готов к отдаче в любое время! Перейдём к основным видам современных якорей...
1. Адмиралтейский якорь.
ГлавЯкорь с самой эффективной держащей силой! Самый первый тип якоря, который был приведён к стандарту изготовления. Случилось это в 1852-м году в Великобритании.
2. Якорь Холла.
Был изобретён в 1885-м году англичанином Холлом. Вот как раз таки этот якорь и стал первым втягивающимся внутрь корпуса судна! Хотя по началу он как и Адмиралтейский подвешивался у борта в носу судна из-за штока. Как на крейсере "Аврора". Но вскоре шток был убран и... Добро пожаловать, новые технологии!
3. Якорь Матросова.
Более современный якорь был изобретён в 1946-м году советским инженером И. Матросовым. За счёт отростков ("приливов") по бокам якоря, он приобретает более устойчивое положение. Даже если судно при стоянке на таком якоре развернётся на 360°, якорь из грунта не выйдет! Поистине магия🔮!
Другие виды якорей происходят так или иначе от этих трёх. Например, когда я работал на танкерах-химовозах вместимостью 20 тыс. тонн, то на борту были якоря Холла (реальное фото в этой моей статье). А когда перешёл на химовозы под 50 тыс. тонн, то уже ездил с якорем типа Матросова - АС-14. Кстати, по весу он у нас 6850 кг!
Был разработан в Великобритании, а в 1964-м году поступил в пользование на суда и корабли британских ВМС. Лапы с веретеном могут составлять угол до 35°, что обеспечивает более основательное вхождение этих лап в грунт (картинка в этой моей статье).
По предназначению якоря бывают:
Становой якорь. Это все якоря, описанные выше. В основном расположены в носу, однако бывают и в корме судна, для большей устойчивости плавсредства.
Вспомогательные.
Дополнительно к становым якорям. Вспомогательные якоря завозятся сторонними плавсредствами (катерами, буксирами) для лучшей фиксации судна вблизи ограниченных глубин. Либо для удержания несамоходного судна (баржа, понтон).
Мёртвый якорь💀. А до этого были все живые😆?!
Мёртвый якорь так называется оттого, что не поднимается так часто как становые или вспомогательные. Служит для надёжного удержания на длительный срок различных плавучих знаков навигационного оборудования (в этой и этой моих статьях), понтонных мостов, буровых судов. Некоторые виды якорей бывают одновременно и мёртвыми и становыми.
Плавучий якорь. Как эти два слова оказались рядом🤔😆?!?!
По сути это подводный парашют, который принимая внутрь воду, препятствует быстрому дрейфу шлюпки (либо спасательного плота) в неспокойном море. Также служит для перемещения того же плота на спокойной воде (в этом моём видео).
В пятницу неплохо бы заякори́ться где-нибудь на тихой воде😂⚓️!
ВСЕМ СВЕТ, ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ!!!
Ставьте "лайк👍" и подписывайтесь✍ на мой канал! А за донаты отдельное ЙО-ХО-ХО☠!!!
Так же на моём канале:
МЫШЕБОБР в окрестностях Новороссийска🐀!!!
ОТКРЫТИЕ купального сезона в "несезон"🌴!!!
ВИДЕО: МСС (Международный Свод Сигналов). Морские флаги со значением. ПАПА.
ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МОРСКИХ СУДОВ или кто кому должен уступать дорогу и три раза "КУ" говорить😂.
ВИДЕО: В китайских ресторанчиках можно самому себе приготовить еду🫕🍜😋!
ВЕЛОПРОБЕГ по маршруту в виде подковы🏇.
5 вопросов каналу "Любимый Сочи со всех сторон". Информационное взаимодействие!
Вера в плоскую Землю или беседа с адептом-плоскоземельщиком.
ВИДЕО: Озёра Мурманска! По порядку рассчитайсь😎!!!
ПТИЧИЙ ПОМЁТ или пароход как общественный туалет пернатых :)
ВИДЕО: МОРСКОЕ СУДНО. Маневрирование на реке Делавэр, Филадельфия.
ВИДЕО: Чиню свой походный чемодан RONCATO, отрезая всё лишнее🫣😁!
ШЛАНГ НА ПАРОХОДЕ или инвентарь с повышенной гибучестью :-)
ХАМСА - рыба массового потребления. В Новороссийске есть...
ВИДЕО: МОРСКОЕ СУДНО сквозь ночь и шторм!!!
АРГОНАВТЫ. Морской рейс античного сухогруза.
Продолжаем "водные созвездия"! РЫБЫ. Это зодиакальное...