Во времена Шанской династии (ок. 1600–1046 гг. до н.э.), в древнем городе Йинсю, который ныне известен как Аньян, процветала одна из самых могущественных и загадочных культур Древнего Китая. Правители Шанской династии считали своим долгом поддерживать связь с миром духов, чтобы защитить государство и обеспечить удачу в войнах и урожаях. Важную роль в этих ритуалах играли рабы — пленные и зависимые люди, судьба которых решалась на жертвенных алтарях. Но почему же их не использовали для труда и как на это смотрели соседи?
Глава 1: Сельскохозяйственные общины и ненужность рабского труда
В Шанском государстве экономику поддерживали сельскохозяйственные общины, которые обеспечивали государство всем необходимым. Крестьяне из этих общин занимались обработкой земли, сбором урожая и уплатой налогов, которые направлялись на нужды армии, знати и жрецов. Именно общинная система и её ответственность делали ненужным использование рабов в физическом труде.
Например, в 1265 году до н.э., в окрестностях Йинсю был проведён масштабный сбор урожая, в котором участвовали сотни крестьян из ближайших деревень. Поля были разделены между семьями, и каждая семья обязана была обработать свою часть земли, чтобы обеспечить столицу продовольствием. Урожай оказался настолько обильным, что правителям пришлось выделить дополнительные хранилища для зерна. Это мероприятие показало, что система общинного труда вполне успешно обеспечивала государство без привлечения рабов.
В 1258 году до н.э. крестьянские общины вблизи реки Хуанхэ договорились выделить часть своего урожая для поставок в Йинсю. Это позволило создать стратегический запас продовольствия на случай войны или неурожая. Сельские жители, привыкшие трудиться на земле поколениями, знали особенности местных условий и были гораздо эффективнее в этом, чем захваченные рабы, которые не понимали язык и не знали методов работы на полях.
В 1250 году до н.э. несколько сельских общин собрались на ежегодное собрание, чтобы обсудить распределение зерна и других ресурсов. Они решили увеличить поставки продуктов для знати в Йинсю, что ещё раз подтвердило способность общин обеспечить столицу всем необходимым. В условиях такой сильной сельскохозяйственной системы труд рабов на полях становился бесполезным.
В 1245 году до н.э. общины у Йинсю собрали крупный урожай риса и проса, и правители ввели обязательные поставки каждого крестьянского хозяйства для пополнения государственных запасов. Эти запасы позволяли содержать армию и готовиться к возможным засухам или нападениям. Благодаря этой системе правители могли не беспокоиться о продовольственном снабжении и не тратили ресурсы на содержание и обучение пленных, которые всё равно не умели обрабатывать землю.
Наконец, в 1240 году до н.э. после успешного сезона урожая правители решили, что каждый крестьянский род будет предоставлять не только еду, но и материалы, необходимые для укрепления городских стен и строительства храмов. Благодаря этим усилиям сельскохозяйственных общин рабский труд оставался избыточным — общины покрывали все потребности государства.
Глава 2: Трудности с содержанием рабов
Захваченные в боях воины и пленные требовали постоянного обеспечения и охраны, что создавали серьёзные затраты для государства. Содержание большого числа пленных, нуждающихся в пище и охране, отнимало много ресурсов и времени, которые можно было бы направить на другие нужды.
В 1240 году до н.э., после крупного сражения с южными племенами, в Йинсю доставили около двухсот пленных. Каждый из них нуждался в еде, воде и одежде, а также в постоянной охране, чтобы предотвратить побеги. Эти затраты делали их содержание нецелесообразным, особенно когда в зимний период наблюдался дефицит продовольствия. В условиях, когда каждый кусок пищи был на счету, содержание рабов ради их труда было крайне затруднительно.
В 1238 году до н.э. после ещё одной победы над соседними племенами шанцы вновь захватили сотни пленных, которых доставили в столицу. На этот раз, чтобы избежать кризиса с продовольствием, правители решили разместить пленных за пределами города. Такая мера позволила несколько снизить затраты на их содержание, но охрана всё равно оставалась значительным расходом.
В 1230 году до н.э., когда была очень холодная зима, правители Йинсю решили, что пленные, захваченные в недавнем бою с племенами на западе, не смогут пережить сезон в городе из-за нехватки пищи. Пленных отправили в лагеря, где условия были хуже, что привело к большой смертности. Это показало, что содержание рабов требует огромных затрат на продовольствие и одежду, особенно в условиях суровой зимы.
В 1225 году до н.э. в результате успешного похода против северных племён было захвачено более трёхсот рабов. Правители временно поселили их за пределами города, чтобы снизить расходы, но затраты на охрану и содержание продолжали оставаться высокой нагрузкой. В итоге рабов не использовали для труда, а стали рассматривать как ритуальных жертв.
В 1220 году до н.э. после череды засух, которые истощили запасы продовольствия, правители Йинсю приняли решение не использовать рабов в качестве рабочей силы. Вместо этого их посчитали «ценностью для духов», которая принесёт больше пользы как жертва на алтаре. Это позволило правителям укрепить духовную поддержку и избежать экономических трудностей.
Глава 3: Ритуальная ценность рабов
Вместо использования рабов для физического труда шанцы стали использовать их в ритуальных целях. Жертвоприношения пленных считались высшей жертвой духам предков, чтобы обеспечить благополучие и защиту государства.
В 1235 году до н.э. прошёл знаменитый ритуал, который вошёл в историю как «Ночь духов». На площади перед храмом предков собрались тысячи жителей Йинсю, чтобы увидеть грандиозное жертвоприношение около 150 пленных. Каждый из них был принесён в жертву, и кровь стекала на алтарь, чтобы дать силу духам предков, обеспечивающим защиту от врагов. Для шанцев этот ритуал символизировал поддержку мира духов и укрепление власти правителя.
В 1230 году до н.э., перед началом новой военной кампании, правитель решил провести ещё одно массовое жертвоприношение, чтобы заручиться поддержкой духов. Было принесено в жертву 100 пленных, которых захватили в недавнем бою. Этот обряд стал важной частью подготовки к походу и продемонстрировал народу, что власть правителя была поддержана духовными силами.
В 1225 году до н.э., во время одного из важных праздников, было принесено в жертву около 50 рабов. Это жертвоприношение укрепило веру в то, что предки защищают Шанское государство и помогают ему процветать. Люди считали, что каждая жертва приносит удачу и преданность духам.
В 1215 году до н.э., когда случился неурожай, правитель Йинсю провёл массовое жертвоприношение в надежде умилостивить духов земли и воды. Около двухсот пленных стали жертвами, чтобы вернуть дожди и спасти урожай. Для народа это было знаком, что даже в трудные времена правитель мог получить поддержку предков.
В 1210 году до н.э. была проведена ещё одна масштабная церемония, когда в жертву было принесено 300 пленных, захваченных в битвах на западе. Этот ритуал прошёл как символ победы и объединения народа под властью правителя, который был способен даровать им защиту духами предков.
Глава 4: Реакция соседей на массовые жертвоприношения
Многие соседи Шанского государства воспринимали массовые убийства рабов с непониманием и даже страхом. Племена ди, например, считали, что пленные могут быть полезны для работы или выкупа, и не понимали, зачем убивать их. В 1222 году до н.э. вождь одного из племён ди направил послов к правителю Йинсю с просьбой отпустить пленных за выкуп, но получил отказ, так как те уже были предназначены для жертвоприношения.
В 1218 году до н.э. ещё одно племя ди предложило обменять своих захваченных воинов на редкие ресурсы, но шанцы отказались, так как готовили их к ритуалу. Такое отношение вызвало волну негодования среди племён, которые посчитали этот поступок актом бесчеловечности и жестокости.
В то же время на севере, среди племён жун, ритуалы шанцев вызывали не ужас, а восхищение. В 1215 году до н.э. один из вождей жунов даже подражал шанцам, приказав принести в жертву 10 пленных, чтобы получить покровительство духов. Этот шаг был воспринят как способ показать могущество его племени.
В 1210 году до н.э., услышав о ритуалах Шанской династии, одно из восточных племён обратилось к шанцам с просьбой поделиться секретами их ритуалов. Племя хотело понять, как завоевать поддержку духов, и шанцы провели для них показательный ритуал, где были принесены жертвы.
В 1205 году до н.э. племена на юге, осознав духовное могущество шанцев, заключили с ними союз, чтобы совместно защищаться от врагов, и договорились принять часть их ритуалов, несмотря на жестокость жертвоприношений.
5. Как воины относились к плену в период династии Шан?
Воины в период Шанской династии относились к плену с большим страхом и презрением, поскольку для многих это означало практически гарантированную смерть. Пленный воин не просто терял свободу и статус; он мог стать частью ритуала жертвоприношения. В шанском обществе плен рассматривался как серьёзное поражение, символизирующее потерю достоинства и разрыв связи с родными и предками.
Пленников часто ждали суровые испытания: их жизнь принадлежала правителю, и они могли быть использованы в ритуалах, укреплявших власть правителя и духовное единство народа. Ритуальное жертвоприношение пленников воспринималось как способ поддержания мира духов и предков, и во многом это делало плен в Шанской династии более устрашающим. Само ожидание быть принесённым в жертву на алтаре, вместо того чтобы вернуться домой или использоваться для работы, делало плен практически равносильным смертному приговору.
Заключение
Таким образом, в Шанской династии рабов использовали не как рабочую силу, а как ритуальные подношения. Крестьяне, организованные в сильные сельскохозяйственные общины, выполняли все необходимые работы и снабжали государство продовольствием и ресурсами. Эта самодостаточная система позволяла правителям обойтись без рабского труда на полях и в хозяйстве. При этом содержание рабов, требующее больших затрат на продовольствие, одежду и охрану, стало бы непосильной нагрузкой для экономики Шанского государства. Использование пленных в ритуальных целях, напротив, приносило государству духовную и социальную выгоду. Жертвоприношения укрепляли веру народа в могущество правителя и поддерживали его связь с предками, что считалось основой защиты и процветания государства.
Массовые ритуалы жертвоприношений, такие как «Ночь духов» и «Жертвенная ночь», устрашали народ и утверждали правителя как избранника духов. Люди верили, что через такие жертвы они получат защиту предков и справятся с трудностями — будь то засуха, угроза войны или неурожай. Однако такие обычаи вызывали разные реакции у соседних народов. Одни племена, такие как ди, были шокированы, считая пленных ценным ресурсом для работы или обмена, и восприняли ритуалы шанцев как акты жестокости. Другие племена, как жун, напротив, подражали этим традициям, надеясь таким образом заручиться поддержкой духов.
Шанская династия оставила наследие, в котором роль рабов была символической, ритуальной и духовной. Эти жертвоприношения поддерживали единство народа и силу правителя, показывая, что в этом обществе духовная поддержка и защита считались выше, чем материальная выгода.