1. Предыдущая столица
До переноса столицы в Инь, государство Шан несколько раз меняло свои столицы. Последней столицей перед Инем был город Чжэнчжоу, который находился в современной провинции Хэнань. Этот город также называют по имени археологической культуры Эрлиган, относящейся к периоду ранней династии Шан.
Чжэнчжоу служил политическим и культурным центром династии Шан, и археологические раскопки в этом регионе выявили значительные свидетельства развитой цивилизации, включая городские укрепления, храмы и мастерские по производству бронзовых изделий. Однако в результате изменений политической обстановки, нарастания военной угрозы или внутренних экономических проблем правители Шан приняли решение перенести столицу в более безопасный и стратегически важный Инь, где династия достигла своего расцвета.
2. Причины переноса столицы
Перенос столицы Шан в Инь мог быть вызван несколькими важными факторами, связанными с политическими, экономическими и военными обстоятельствами того времени:
1. Военные угрозы и безопасность: Одной из основных причин переноса столицы стало усиление внешних угроз. Государство Шан находилось в постоянном противостоянии с окружающими племенами и враждебными соседями. Перенос столицы в более защищённое место, каковым был Инь, позволил улучшить оборонительные возможности и создать более устойчивую систему защиты.
2. Политическая нестабильность: Перенос столицы мог быть вызван необходимостью усилить контроль центральной власти. В предыдущие годы политическая ситуация в Шан была нестабильной, и правители могли стремиться к перемещению в регион, где они могли бы лучше контролировать подчинённые территории и устранить внутренние разногласия.
3. Экономические факторы: Инь располагался на более плодородных землях, что открывало новые возможности для сельского хозяйства. Это было важно для стабильного обеспечения населения продовольствием, а также для поддержания экономической мощи государства. Улучшенные условия для ведения хозяйства способствовали укреплению династии.
4. Религиозные и ритуальные причины: Для династии Шан важную роль играли ритуалы и гадания на костях (так называемые оракульные кости). Перенос столицы в Инь, возможно, был связан с религиозными и ритуальными требованиями, так как новое место могло обладать важным сакральным значением для правителей Шан. Это подтверждается археологическими находками гадальных костей, которые активно использовались в Инь.
В совокупности эти факторы привели к тому, что правители Шан приняли решение о переносе столицы в Инь, где династия достигла своего наивысшего расцвета и оставила после себя обширное культурное и археологическое наследие.
Город Инь или Иньсю
Город Инь (殷), также известный как Иньсюй (殷墟), был древней столицей династии Шан (Инь) и располагался на территории современного города Аньян в провинции Хэнань, Китай. Он считается одним из важнейших археологических объектов древнего Китая и был последней столицей династии Шан, где правители Инь жили в течение нескольких столетий до падения династии в 1046 году до н. э.
История города
До того как Инь (Иньсю) стал столицей династии Шан, он, вероятно, был небольшим поселением с ограниченной политической или культурной значимостью. Исторические и археологические данные указывают на то, что Инь в доимперский период представлял собой сельскохозяйственную зону с разрозненными поселениями, где люди занимались земледелием и ремеслами. Это была территория, расположенная в районе современных Аньяна, на севере провинции Хэнань.
До переноса столицы сюда династией Шан, эта местность, возможно, служила центром для более мелких племён, но не имела значительного влияния на политическую или культурную жизнь династии Шан. Основная деятельность жителей включала охоту, рыболовство и земледелие. Важность этого района возросла лишь после того, как Пань Гэн, правитель династии Шан, перенёс столицу в Инь, сделав его религиозным и административным центром.
Именно после этого события началась интенсивная застройка, строительство дворцов, храмов и священных мест, а также широкое использование оракульных костей для предсказаний, что впоследствии сделало Иньсю центром цивилизации Шан.
После переноса столицы в Инь, город стал культурным и политическим центром династии Шан. Столицу перенесли в Инь около 1300 года до н. э. при царе Пань Гэне. Город играл ключевую роль в управлении династией, контролируя торговлю, ритуалы и военные действия. Правители Инь активно использовали город как центр религиозных ритуалов, в том числе предсказаний судьбы с помощью оракульных костей, что является одним из важнейших источников информации о династии Шан.
Археологические находки
В конце 1920-х годов здесь были открыты городище и могильники эпохи развитой бронзы, включая остатки дворцов, храмов и захоронений царей, среди которых были найдены многочисленные предметы, свидетельствующие о высоком уровне развития бронзового искусства и культуры Шан. В захоронениях были найдены бронзовые сосуды, оружие, керамика и оракульные кости с иероглифическими надписями. Эти кости содержат самые ранние известные образцы китайского письма, которые использовались для гаданий и общения с предками.Археологи нашли огромный архив надписей на гадательных костях, расшифровка которых позволила решить многие исследовательские задачи, в частности отождествить городище близ Аньяна (деревня Сяотунь) с хорошо известным по древним письменным памятникам государством Шан-Инь. Этот очаг цивилизации просуществовал около двух-трёх веков (XIII-XI века до н. э.). После чжоуского завоевания в конце XI в. до н. э. иньская столица была разрушена.
В отличие от эрлитоу-эрлиганского комплекса, сложившегося на основе культуры Луншань, здесь присутствуют письменность и царские гробницы. Письмо в аньянском архиве предстаёт в виде гадательных надписей со многими сотнями идеограмм-иероглифов и хорошо продуманным календарём с циклическими знаками (см. цзягувэнь).
В царских гробницах рядом с царственным покойником были найдены сотни сопровождающих его на тот свет сподвижников, жён и слуг, а также великолепные изделия из бронзы, камня, кости и дерева (оружие, украшение, сосуды с высокохудожественным орнаментом и горельефными изображениями) и, самое главное, боевые колесницы с тонкими и прочными колёсами со множеством спиц, а также запряжённые в них боевые лошади. Последняя находка особенно уникальна, так как колесницы и одомашненные лошади этого периода были найдены лишь на Ближнем Востоке (митаннийцы и хетты). Бронзовое оружие было украшено в «зверином стиле».
Результаты археологических раскопок
За время археологических раскопок были обнаружены развалины более 50 дворцов и храмов, 12 масштабных императорских гробниц, тысячи могил аристократов и простых жителей, около 1000 ям для жертвоприношений, 5 мастерских и множество бронзовых, нефритовых, керамических, костяных изделий.
Здесь было обнаружено более 150 тысяч древних черепаховых панцирей с гадательными надписями цзягувэнь, что подтверждало нахождение здесь древней столицы. Письмена делались жрецами в процессе ритуальных гаданий, отдельные надписи касаются жертвенно-поминальных мероприятий, охоты, погоды, болезней. Самая длинная запись состоит из 55 знаков.
В районе Иньсюя (Инь, современный Аньян, провинция Хэнань) было обнаружено множество гробниц династии Шан, включая 12 крупных захоронений, где археологи нашли уникальные артефакты, отражающие высокоразвитую культуру и технологии того времени. Некоторые из наиболее значительных находок включают:
1. Бронзовые сосуды и оружие — В захоронениях найдены сотни бронзовых предметов, в том числе ритуальные сосуды для жертвоприношений, топоры, копья и мечи. Эти бронзовые изделия отличались высоким уровнем мастерства и были украшены сложными орнаментами и символами, связанными с религиозными ритуалами.
2. Нефритовые изделия — В гробницах было обнаружено множество нефритовых украшений и артефактов, таких как браслеты, амулеты и статуэтки. Нефрит считался символом власти и бессмертия, и его использовали для украшения знатных людей.
3. Оракульные кости — В нескольких захоронениях найдены оракульные кости (кости животных или панцири черепах), использовавшиеся для гаданий. Эти кости содержат ранние формы китайской письменности, которые дают уникальные сведения о политической и религиозной жизни династии Шан.
4. Царские погребальные предметы — В некоторых гробницах найдены символы царской власти, такие как бронзовые штандарты, колокола и жертвенные сосуды, что указывает на статус захороненных лиц как представителей элиты или членов царской семьи.
5. Жертвенные захоронения — В некоторых гробницах были обнаружены останки людей и животных, которые, вероятно, были принесены в жертву для сопровождения знатных лиц в загробной жизни. Эти находки свидетельствуют о сложных религиозных обрядах и верованиях, связанных с культом предков и загробной жизнью.
6. Погребальные сокровища — Золото, бронза, нефрит и другие драгоценные материалы использовались для создания украшений, оружия и церемониальных предметов, найденных в гробницах. Эти артефакты указывают на высокую степень богатства и статус людей, похороненных в Иньсюе.
Эти находки в 12 крупных гробницах подтверждают значительное культурное и политическое развитие династии Шан, а также её религиозные и социальные структуры.
Одним из самых известных археологических открытий в Иньсюе стало захоронение жены одного из правителей Шан — Фу Хао, (Фу Хао (婦好) — одна из самых известных исторических фигур династии Шан, жившая в XIII веке до н. э. Она была женой правителя У Дина и прославилась как выдающаяся воительница и полководец). Её гробница сохранилась в отличном состоянии и включала более 1900 артефактов, что делает её важным источником знаний о жизни высших слоёв общества Шан. Гробница была расположена в 200 м к западу от Сяотунь, не имела склонов-подъездов и значительно уступала по размерам царским гробницам: прямоугольная полость 4×5.6 м, 7.5 м глубиной. Было найдено: 1600 кг бронзы и самый крупный клад нефрита среди ныне известных находок (755); 165 бронзовых сосудов, 271 др. бронзовых изделий (оружие, инструменты и проч.), 110 объектов из мрамора, бирюзы и др. камней; 564 предмета из резной кости, 3 чаши из слоновой кости и прочее. Поскольку гроб с покойницей был расположен ниже уровня грунтовых вод, от него почти ничего не сохранилось. Среди примечательных особенностей погребальной утвари — наличие нефритовых предметов неолитического происхождения, производство которых должно было отстоять от времени захоронения на тысячу лет.