Гадания на костях, или оракульные кости (甲骨, jiǎgǔ), — это одна из древнейших форм китайской письменности и один из ключевых источников информации о династии Шан (1600–1046 годы до н. э.). Эти кости играли важную роль в религиозной и политической жизни древнего Китая, поскольку с их помощью правители и жрецы задавали вопросы духам и предкам, чтобы предсказать будущее или принять важные решения.
Процесс гадания
Гадания на оракульных костях включали использование лопаток животных (обычно коров) или панцирей черепах. Процесс предсказания проходил следующим образом:
1. Подготовка костей: На поверхность кости или панциря наносились небольшие углубления.
2. Воздействие огнём: Кость нагревали, и под воздействием тепла она трескалась.
3. Чтение трещин: Трещины, образовавшиеся в результате нагревания, интерпретировались как ответы на вопросы, заданные духам или предкам. В зависимости от формы и направления трещин жрецы определяли предсказания.
На кости наносились письменные знаки, фиксировавшие вопросы, которые правители задавали духам или предкам. Вопросы могли касаться самых разных тем, таких как:
• Урожай (будет ли год плодородным),
• Военные кампании (успешна ли будет военная экспедиция),
• Погодные условия (будет ли дождь или засуха),
• Здоровье правителей.
Ответы на вопросы также записывались на костях, и иногда добавлялись итоговые записи о том, сбылось ли предсказание.
Письменность на оракульных костях
Эти надписи (Цзягувэнь) являются ранней формой китайской письменности и содержат первые известные иероглифы.
Цзягувэнь (кит. 甲骨文, пиньинь jiǎgǔwén)— иероглифические надписи на панцирях черепах, лопатках баранов и быков[3], фиксирующие результаты гаданий. Считаются древнейшими образцами китайской письменности, относятся к XIV—XI векам до н. э., то есть ко второй половине эпохи Шан.
Структура надписей практически не претерпела изменений на протяжении всех периодов. Они включали дату, имя гадателя, вопрос, ответ и отметку об исполнении. Существенному изменению подвергся, однако, каллиграфический стиль: от крупных грубоватых иероглифов раннего периода до мельчайших, едва различимых глазом, в поздние периоды.
Структура надписей практически не претерпела изменений на протяжении всех периодов. Они включали дату, имя гадателя, вопрос, ответ и отметку об исполнении. Существенному изменению подвергся, однако, каллиграфический стиль: от крупных грубоватых иероглифов раннего периода до мельчайших, едва различимых глазом,
Места археологических находок
Основные находки гадальных костей были сделаны в городе Аньян, расположенном в провинции Хэнань, Китай. Аньян был столицей поздней династии Шан, и в начале XX века археологи обнаружили там крупные захоронения и руины, содержащие тысячи гадальных костей. Эти находки подтверждают, что Аньян был важным религиозным и культурным центром, где активно практиковались ритуалы гадания.
Помимо Аньяна, артефакты с гадальными костями также были обнаружены в других местах Китая, связанных с культурой династии Шан и более ранними культурами: Аньян, Чжэнчжоу, Сяотун, Шанцю, Яньши, Лоян (все — провинция Хэнань); Чанчжоу (провинция Хубэй); Чэнду (провинция Сычуань); Чанша (провинция Хунань); памятники в провинциях Шаньси и Ляонин.
Значение для истории Китая
Гадания на оракульных костях предоставляют уникальную информацию о жизни и верованиях древних китайцев. Эти кости свидетельствуют о высоком уровне организации общества Шан, его религиозной системе и значительной роли гаданий в принятии государственных решений. Они также представляют собой важный источник для изучения ранней китайской письменности и языка, поскольку являются самыми древними известными образцами письменных знаков в Китае.
Другие образцы письменности древней письменности
Помимо гадальных костей, древние китайцы использовали другие формы записей, включая:
1. Бронзовые сосуды — записи и надписи на бронзовых сосудах, в основном посвященные религиозным и церемониальным целям. Эти надписи часто содержали информацию о подношениях, ритуалах, предках и важных событиях.
2. Бамбуковые и деревянные дощечки— с развитием письменности в более поздние периоды китайской истории (в частности, в период Чжоу и Хань) надписи делались на дощечках из бамбука и дерева, которые использовались для записей литературы, философии, официальных документов и исторических текстов.
3. Шёлк — хотя шелковые записи были менее распространены из-за дороговизны материала, в период Чжоу и Хань также встречались свитки из шелка, использовавшиеся для записей религиозных текстов и официальных документов.
4. Каменные стелы— надписи на каменных стелах стали популярны позже, в период Хань и особенно в период Тан, и часто включали тексты, посвященные важным событиям, надгробные надписи, указы и литературные произведения.
Эти альтернативные формы записей позволяли фиксировать информацию более долговечно и использовались в различных сферах, таких как религия, правление, литература и наука.
Существует теория, что в эпоху Шан письменность на деревянных дощечках достаточно развита и распостранена. Однако дерево были подвержены гестественному гниению в почве. Этим объясняется отсутствие какихто других ранних образцов письменности, кроме гадальных костей.