Найти в Дзене
Бадминтон

Как жили разные сословия в эпоху Шан - Быт, верования и праздники

Эпоха Шан (ок. 1600–1046 до н.э.) была временем значительных перемен и культурного расцвета, заложивших основу китайской цивилизации. Жизнь людей этой эпохи отличалась строгой социальной иерархией, от правителей и аристократов до крестьян и рабов, каждый класс занимал своё место и выполнял определённые функции. Пищевые привычки, одежда, жилище и быт отражали статус и возможности каждого слоя общества. Религиозные верования играли центральную роль в жизни людей эпохи Шан, особенно культ предков и шаманизм. Правящие круги и жрецы проводили сложные ритуалы, включая жертвоприношения, и использовали гадательные кости, чтобы обращаться к духам за советом. Праздники и обряды отражали глубокую духовную связь с предками и природой, подчёркивая важность гармонии между миром живых и мёртвых. Археологические находки — от роскошных бронзовых сосудов до гробниц, таких как гробница Фу Хао, — дают уникальное понимание жизни и традиций того времени. Эти артефакты свидетельствуют о высоком уровне развит

Эпоха Шан (ок. 1600–1046 до н.э.) была временем значительных перемен и культурного расцвета, заложивших основу китайской цивилизации. Жизнь людей этой эпохи отличалась строгой социальной иерархией, от правителей и аристократов до крестьян и рабов, каждый класс занимал своё место и выполнял определённые функции. Пищевые привычки, одежда, жилище и быт отражали статус и возможности каждого слоя общества.

Религиозные верования играли центральную роль в жизни людей эпохи Шан, особенно культ предков и шаманизм. Правящие круги и жрецы проводили сложные ритуалы, включая жертвоприношения, и использовали гадательные кости, чтобы обращаться к духам за советом. Праздники и обряды отражали глубокую духовную связь с предками и природой, подчёркивая важность гармонии между миром живых и мёртвых.

Археологические находки — от роскошных бронзовых сосудов до гробниц, таких как гробница Фу Хао, — дают уникальное понимание жизни и традиций того времени. Эти артефакты свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел, важности военной и духовной роли правителей, а также о культурных ценностях, лежавших в основе китайского общества. Вклад эпохи Шан отразился на последующих поколениях и создал прочный фундамент для будущих династий Китая, сделав эту эпоху одним из краеугольных камней древней китайской истории.

1. Образ жизни и быт (ок. 1600–1046 до н.э.)

Императоры и аристократы:

• Жилище: Основные дворцы находились в столице Иньсюй (современный город Аньян), построенной около 1300 года до н.э. Дворцы включали сложные сооружения из дерева и глины, окруженные защитными стенами. Примером является древний дворец, найденный в Иньсюе, который представлял собой архитектурный центр со сложными гравюрами и ритуальными залами.
• Одежда: Императоры и аристократы носили длинные одежды из шелка с узорами драконов и фениксов, символов благородства и силы. Пример тому — погребальные находки, где были обнаружены останки роскошных одеяний с вышивками, символизирующими власть и духовную связь с предками.
• Быт: В быту аристократы использовали дорогую посуду из бронзы и нефрита. Примером служат бронзовые сосуды для вина «цзун», часто с гравировками, найденные в гробницах правителей и использовавшиеся на религиозных церемониях.

Бедные люди и крестьяне:

• Жилище: Простые люди жили в домах из глины и дерева. Такие постройки, найденные при раскопках в провинции Хэнань, показывают, что жилища бедных людей состояли из одной или двух комнат и практически не имели украшений.
• Одежда: Бедные носили простые ткани из конопли и льна, поскольку шелк был доступен только высшим слоям. Одежда крестьян была грубой и простой, предназначенной для работы в поле и устойчива к износу.
• Быт: Повседневный быт бедняков включал простые инструменты из дерева и камня. Раскопки в провинции Шаньдун показали керамические горшки и инструменты для земледелия, которые использовались в быту.

2. Питание (ок. 1300–1046 до н.э.)

Императоры и аристократы:

• Пищевые привычки: Примером еды аристократов служат найденные бронзовые сосуды «дин» с остатками туши свиней и овец. Сосуды использовались для приготовления и подачи мяса, и пиршества часто включали говядину, свинину и овечье мясо.
• Напитки: Вино, приготовленное из ферментированного проса и риса, считалось важной частью ритуальных обрядов. В гробнице жены правителя У Диня, Фу Хао (около 1200 г. до н.э.), было обнаружено множество бронзовых сосудов для вина, свидетельствующих о его значении в религиозной и социальной жизни.

Бедные люди:

• Основные продукты: Просо и рис были основой питания простых людей. В раскопках на полях Иньсюя найдены следы земледелия и зерновых культур. Обычные люди редко могли позволить себе мясо и чаще ели каши, супы и дикорастущие травы.
• Белки: Для пополнения запасов белка использовали бобовые и рыбу. Примеры рыболовных снастей, найденных в поселениях бедных, свидетельствуют о том, что рыбалка играла значительную роль в их рационе.

-2

3. Социальные классы (ок. 1600–1046 до н.э.)

Классовая структура в эпоху Шан была строгой и подразделялась на несколько категорий:

• Император и аристократия: Во главе общества стоял правитель, обладавший не только светской, но и духовной властью. Примером является король У Динь, правивший ок. 1250–1192 до н.э., который лично возглавлял жертвоприношения духам предков и принимал решения в политических и военных вопросах.
• Жрецы и шаманы: Жрецы проводили гадания с помощью гадательных костей, таких как лопаточные кости животных, что подтверждено многочисленными находками с надписями на них.
• Ремесленники: Ремесленники специализировались на изготовлении бронзовых изделий и оружия. Например, бронзовые топоры, украшенные орнаментом, были найдены при раскопках гробницы Фу Хао.
• Крестьяне и рабы: Крестьяне выращивали рис, пшеницу и просо. Раскопки в регионе Чжэнчжоу выявили поля, на которых выращивались эти культуры, а также инструменты для обработки земли. Рабство также было распространено, и рабы часто использовались для строительства дворцов и гробниц.

-3

4. Религиозные верования и культы

Культ предков: Ключевым элементом религиозных верований была вера в предков. Примером являются находки гадательных костей (ок. 1300 г. до н.э.) с надписями, где предков просили о помощи в делах государства, в военных вопросах и урожае. Эти надписи показывают, что важные решения принимались только после обращения к духам предков.

Шаманизм: Шаманы и жрецы имели возможность «общаться» с духами через гадательные ритуалы. Например, в гробнице Фу Хао было найдено множество жертвенных предметов, включая бронзовые сосуды и оружие, которые использовались в обрядах.

Жертвоприношения: Наиболее важные ритуалы включали жертвоприношения животных. На раскопках в Иньсюе были найдены остатки свиней, овец и коров, которые приносили в жертву на крупных ритуальных мероприятиях.

5. Праздники и обряды

Ритуальные праздники: Праздники были связаны с поклонением предкам и духам. Например, во время праздника урожая проводились жертвоприношения для божеств, чтобы выразить благодарность за урожай. В раскопках в Аньяне были найдены бронзовые сосуды и музыкальные инструменты, такие как колокольчики и барабаны, которые использовались в этих ритуалах.

Сезонные праздники: Праздники, посвященные сельскохозяйственным циклам, проводились для укрепления духовной связи с природой и обеспечения хорошего урожая. Во время этих праздников приносили дары духам земли и воды, моля о защите полей.

Примеры археологических находок и дат

• Гадательные кости: Около 1200 года до н.э. были найдены гадательные кости с иероглифическими надписями, что подтверждает использование предсказаний и обращения к предкам.
• Бронзовые сосуды: Найденные сосуды «дин» и «цзун», датируемые периодом 1300–1046 до н.э., служили для приготовления и подачи пищи на ритуалах.
• Гробница Фу Хао: Одна из самых известных гробниц эпохи Шан, обнаруженная в Иньсюе и датируемая ок. 1200 г. до н.э., содержит тысячи бронзовых, нефритовых и костяных изделий, символизирующих статус Фу Хао как жрицы и военачальницы.