Найти в Дзене

Чайковский и Баланчин. Начало совместной работы

1933 г. «Моцартиана» /Сюита для оркестра №4 соль мажор, соч.61/ Может быть, вам покажется странным — о какой «совместной» работе можно говорить, если композитор умер сорок лет назад, а хореографу недавно исполнилось двадцать девять? В реальном мире физических вещей и ньютоновской механики это будет, мягко говоря, некоторой натяжкой. Но только ли в этом мире жили эти двое великих? Если вы начали чтение цикла статей, им посвященных, с этой публикации, очень рекомендую просмотреть введение, где я попыталась предположить более глубокую связь между ними. Трансцедентную, духовную. Начало совместной работе великих мастеров было положено в 1933 году «Моцартианой» Чайковского — не совсем его собственным произведением, скорее «приношением», модным в мире современной поп-музыки жанром «tribute». Запись в дневнике композитора 20 сентября 1886 года: «…В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего Дон-Жуана, ибо благодаря ему я узнал что такое муз

2013 Paul Kolnik
2013 Paul Kolnik

1933 г. «Моцартиана» /Сюита для оркестра №4 соль мажор, соч.61/

Может быть, вам покажется странным — о какой «совместной» работе можно говорить, если композитор умер сорок лет назад, а хореографу недавно исполнилось двадцать девять? В реальном мире физических вещей и ньютоновской механики это будет, мягко говоря, некоторой натяжкой. Но только ли в этом мире жили эти двое великих? Если вы начали чтение цикла статей, им посвященных, с этой публикации, очень рекомендую просмотреть введение, где я попыталась предположить более глубокую связь между ними. Трансцедентную, духовную.

Начало совместной работе великих мастеров было положено в 1933 году «Моцартианой» Чайковского — не совсем его собственным произведением, скорее «приношением», модным в мире современной поп-музыки жанром «tribute». Запись в дневнике композитора 20 сентября 1886 года: «…В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего Дон-Жуана, ибо благодаря ему я узнал что такое музыка».

2013 Paul Kolnik
2013 Paul Kolnik

Баланчин как бы осторожно, мягко, через посредников пробует установить отношения с незнакомым ему человеком, познакомиться с которым очень хочется, но пока не знаешь, чем это может обернуться. Это еще не настоящий Чайковский, но уже почти он. В этом благоговейном подходе и учтивость, и смущенный взгляд, и желание поскорее начать.

Балет родился на Елисейских полях в 1933 году, незадолго до отъезда мастера в Америку, где он был незамедлительно воссоздан уже с учениками Школы американского балета и представлен на их первом сольном концерте 9 июня 1934 года.

Дальше его ждала длинная цепь модификаций и ближайшее к нам представление сохранилось со Сьюзен Фаррелл в главной роли на видеопленке 1983 года.

Из коллекции John Clifford

Надо сказать, что Георгий Мелитонович никогда не оставлял уже созданные балеты в покое, постоянно их модифицируя. Рекордным по длительности цепочки изменений является «Серенада», последнее серьезное изменение которой было сделано через целых 25 лет после ее создания.

Но вернемся к «Моцартиане». Это довольно длинный для только начинающей свою деятельность молодой труппы спектакль — почти 30 минут, состоящий, как и оркестровая сюита Чайковского, написанная в 1887 году, из инструментованных Чайковским четырех частей:

1. Маленькая жига для клавира,

2. Менуэт для клавира,

3. Мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа),

4. Десять вариаций для клавира на тему из оперы К.-В. Глюка «Пилигримы в Мекку».

В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес.

В ХХ веке балет на ее музыку продолжил традицию совместных выступлений опытных артистов и начинающих учеников — помимо одной солистки и двух солистов, в нем принимают участие 4 взрослые танцовщицы и 4 младшие ученицы балетной школы Баланчина.

Читайте продолжение...

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен

Читайте часть 1

Можно почитать:

  • Левенков О. Джордж Баланчин.
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»