Найти в Дзене

Грузовики Липецкого тракторного завода. Любимые игрушки из СССР.

Оглавление

В этой статье мы расскажем вам про игрушечные грузовики, которые во времена СССР были популярны и известны не меньше чем самосвалы «ЗИЛ» Московского завода АЗЛК.

Речь пойдет о знаменитых «ГАЗонах» выпускали которые на Липецком тракторном заводе. История самого завода начинается в 1943 году, а основан он был на базе завода «Станкострой». За все время работы завода, который продолжает работу и в наши дни, было выпущено более 1,5 миллионов тракторов, в том числе и знаменитая «сороковка» (Т-40).

Первая партия игрушечных грузовиков была выпущена в 1948 году. Огромная заслуга в этом первого директора завода Файкина Валерия Яковлевича, занимавшего эту должность с 1943 по 1950 год. Ему пришлось проявить немало упорства и труда, что бы убедить вышестоящее руководство в необходимости выпуска детских товаров в трудное послевоенное время. Игрушки из первой партии продавались в магазинах Москвы, Ленинграда и Краснодарского края. Грузовики из первых партий найти сейчас маловероятно, но вот ранние выпуски 60-70-х годов редко, но встречаются.

Игрушечный автомобиль имел достаточно внушительные размеры: длина - 50 см, ширина – 19,5 см, высота - 20 см. Грузовик был полностью металлическим. Детали вырезали, штамповали и при помощи точечной сварки игрушка обретала вид грузовика. Двери кабины открывались и в кабине можно было увидеть руль и сиденье. На боковинах двери штамповались буквы аббревиатуры завода – ЛТЗ. Игрушка на фото представлена после ремонта и «перекраса», что и неудивительно, за прошедшие годы те грузовики, что сохранились, в большинстве своем имеют утраты и следы ржавчины.

Грузовик, производитель - Липецкий тракторный завод. Фото из открытых источников.
Грузовик, производитель - Липецкий тракторный завод. Фото из открытых источников.

Но даже в таком состоянии цены на них начинаются от 10-15 тысяч рублей. Мне этот грузовик напомнил ЗИЛ-164, выпускавшийся с 1957 по 1964 год.

ЗИЛ - 164, фото из открытых источников.
ЗИЛ - 164, фото из открытых источников.

Помимо 2-х осного выпускался на заводе и 3-х осный игрушечный грузовик. При этом стоит отметить, что размеры у них были одинаковые.

ЗИЛ - 164, фото из открытых источников.
ЗИЛ - 164, фото из открытых источников.

Шло время, менялись модели настоящих грузовиков, не отставали от них и игрушечные. На Горьковском автозаводе в 1961 году встал на конвейер новый грузовик ГАЗ-53.

Взяв его за основу, на Липецком тракторном заводе наладили выпуск и игрушечного «ГАЗончика». Выпускали несколько вариантов этой игрушки: бортовой грузовик, бортовой грузовик с прицепом и самосвал. Бортовой грузовик чаще других встречается в наше время. Он постоянный гость на барахолках, блошиных рынках и торговых онлайн-площадках.

Размеры его схожи с размерами грузовиков ранних выпусков. Длина обновленной игрушки была 49 см, ширина – 19,5 см, высота – 20 см. Если приглядеться к машине повнимательней, то можно заметить, что кузов у этих грузовиков остался без изменений по сравнению с машинами ранних выпусков. Да и часть кабины до капота тоже практически идентичны, за исключением не открывающихся дверей у машин нового выпуска. Решетка радиатора с фарами изготавливалась отдельной деталью из пластмассы. В верхней её части размещались буквы «ЛТЗ», по которым легко определить производителя.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В магазинах этот игрушечный грузовик продавался по цене 3 рубля 40 копеек. Указанная цена штамповалась с обратной стороны подножки вместе с буквенным логотипом завода.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Этот же грузовик выпускался и в варианте с прицепом. Длина прицепа составляла около 26 см, по большому счету, это был все тот же кузов, который просто поставили на шасси. Отличный вариант для упрощения производства и расширения линейки выпускаемых игрушек.

Ну и как же без самосвала. Выпускался на Липецком тракторном заводе и такой вариант игрушки. Для производства этого грузовика пришлось изменить не только кузов, но и раму игрушки, без изменения оставив лишь кабину. Если на самосвалах производства АЗЛК кузов откидывался при помощи гидроцилиндра, то на самосвале ЛТЗ он поднимался при помощи механического рычага.

Задний борт при поднятии кузова откидывался. При активных детских играх эта деталь постоянно отваливалась и в дальнейшем терялась.

Самосвал, производитель - Липецкий тракторный завод. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель - Липецкий тракторный завод. Фото из открытых источников.

Многие самосвалы дожившие до наших дней, продаются сейчас без этого борта. Стоил самосвал на 5 копеек дороже бортового – 3 рубля 45 копеек. Кстати, вы наверное заметили, что если игрушку перевернуть, то под кабиной можно увидеть вырезанное отверстие в виде шара на палочке.

Грузовик, производитель - Липецкий тракторный завод. Фото из открытых источников.
Грузовик, производитель - Липецкий тракторный завод. Фото из открытых источников.

Для экономии материала, из этой детали вырезали и руль для этой игрушки, который при помощи точечной сварки затем приваривали внутри кабины.

Поздние выпуски этих самосвалов комплектовались уже полностью пластмассовыми колесами:

Очень редкими из всей этой новой серии считаются бортовые грузовики с открывающимися дверями, как на кабинах игрушек самых первых выпусков. На пластиковой решетке радиатора этих машин отсутствует аббревиатура завода «ЛТЗ»

Этот вариант грузовика очень востребован среди коллекционеров. Если такая игрушка появляется на аукционах, то торгуются за неё весьма активно.

Мы рассмотрели самые популярные автомобили выпускавшиеся на Липецком тракторном заводе, но это не вся игрушечная техника этого завода. В следующей нашей статье мы напомним вам про Липецкие грузовики, которые так же знакомы многим, как говорится, продолжение следует…

Часть 2

  • Статьи о игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ

Спасибо за внимание!