Продолжим рассказывать про игрушечные грузовики выпускавшиеся на Липецком ордена Ленина тракторном заводе имени XXIII съезда КПСС. Если вдруг вы пропустили первую часть, то ознакомиться с ней можно здесь:
Если первые выпуски игрушечных грузовиков были похожи на настоящие ЗИЛы и ГАЗы, то сегодня речь пойдет про машины которые похожи на… Даже и не знаю на что они похожи, скорее всего просто на «мультяшные» машинки. С этими грузовиками многие из нас знакомы либо по детским играм, либо хоть раз видели их в интернете, да и на барахолках они частые гости. Начнем мы с фургона. Как только его не обзывали, и «скотовоз», и «зверовоз», но заводское название было более приличным – автомобиль «Цирк»
Чаще всего, после активных детских игр, фургон утрачивал наклейки, терялась задняя откидная дверь и игрушка приобретала вид как на фото выше. Редко, но в наши дни бывают и исключения, попадаются еще не тронутые детской рукой игрушки, по которым можно судить, как они выглядели 50 лет назад когда вышли из цехов завода.
Фургон выпускался в ярких цветах и выделялся огромными размерами, длина игрушки была 60 см, ширина – 21 см, высота – 25,5 см.
На задней части борта фургона размещалась наклейка с изображением знаменитого советского артиста цирка, киноактера, народного артиста и Героя Социалистического Труда – Михаила Николаевича Румянцева (годы жизни 10.12.1901 – 31.03.1983).
Большинству советских людей он был знаком как клоун «Карандаш», а его участие в представлении цирка всегда гарантировало отсутствие свободных мест )
Рядом с «Карандашом» на борту фургона можно увидеть и его верного спутника по выступлениям, собаку «Кляксу».
Как и предыдущие игрушечные машины завода ЛТЗ, фургон, за исключением колес и пары мелких деталей, был полностью металлическим. Рама у этого автомобиля самая простая из всех, что я видел ранее.
Повернув «флажок», откидывалась вниз задняя дверь фургона и весь его не маленький внутренний объем был в вашем распоряжении, а поместиться туда могли многие игрушки.
Если вы встречали такой фургон в продаже, то могли заметить, что у 95% из них вогнута крыша фургона.
Причину угадать не сложно, дети младшего возраста садились на фургон верхом и использовали его как средство передвижения. Размеры игрушки это позволяли, да и с прочностью проблем не было. В магазинах СССР продавалась эта игрушка по цене 4 рубля 70 копеек, а выпускали машину с середины 1970-х г.
На базе этого фургона, Липецкий тракторный завод выпускал и самосвал.
При одинаковой кабине, рама у самосвала была меньшего размера, соответственно и сама игрушка была меньше чем фургон «Цирк». Длина самосвала «всего» 47 см, ширина – 21 см, высота – 22 см.
Поднимался кузов при помощи такого же «рычажного» механизма, как и на самосвалах «ГАЗ» Липецкого завода.
Задний борт кузова откидывался и, как и все подвижные детали у игрушечных машин, со временем отваливался и терялся )
Продавался самосвал немного дешевле фургона, его цена была 4 рубля 30 копеек. Несмотря на футуристический вид, эти грузовики пользовались хорошим спросом в советское время. Выпускали эти два автомобиля в большом количестве, многие из них сохранились и в наши дни. Они часто встречаются на барахолках и на торговых интернет площадках типа «Авито». Спрос на них очень маленький, исключение составляют лишь комплектные машины в отличном состоянии. Потрепанные временем и некомплектные продаются сейчас в среднем от 500-700 рублей за самосвал и от 1 000 рублей за фургон.
Сколько я не смотрел на закругленную форму кабины, так и не смог понять на какой же автомобиль он хоть немного похож, может у вас есть идеи?
А вообще, на мой взгляд, машинки забавные и в нашей коллекции им тоже нашлось достойное место.
- Статьи о игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ