Найти в Дзене
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

Градский: Музыки мне показалось мало – поправил я стихи Булата Окуджавы

Оглавление

— Песня, — говорит Градский, — особый, удивительный жанр. Звукомир длиною в три минуты. За эти три минуты надо рассказать столько, сколько хороший писатель укладывает в толстый роман или акт драмы. И песня на это способна. И ещё: сколь новым, современным ни был бы музыкальный язык, внутренней основой, стимулом и конечной целью песенного поиска является простота. Она для песни обязательна. То, что поёт, к примеру, Чеслав Немен, это уже вокально-инструментальные симфонии...

Чеслав Немен
Чеслав Немен

Но есть простота, которая хуже воровства. Нарочитость, подделка.

«Запоёт народ или не запоёт народ?»

— спрашивает автор, относя песню на грамстудию «Мелодия» или в радиопередачу «С добрым утром».

И — отсекает все, что может помешать «народу» немедленно воспроизвести услышанную мелодию.

-2

Широкий диапазон? Сделаем его узким. Синкопы или фиоритуры? Выбросим их. Напев длинен — сделаем его из пяти-шести нот. Темп — ни медленно, ни быстро — средний! Вот так: все лишнее спилим, острые углы отшлифуем — потребляйте!

Вместо того чтобы воспитывать публику, создается нечто «среднеарифметическое» — винегрет из расхожих музыкальных оборотов...

-3

Всё сказанное не означает вовсе, что я выступаю против легких песен. Нет, они тоже нужны в качестве музыки хорошего настроения, музыки для отдыха, точнее, музыки, которая не мешает отдыхать.

Я все-таки предпочитаю писать такие песни, которые помешают вам есть суп или играть в шахматы, песни, которые надо слушать.

Фото автора
Фото автора

Когда-то казалось, что русский язык совсем не подходит для песен такого рода — ритмизированных. Но это только на первый взгляд. Можно найти массу прекрасных стихов, легко укладывающихся в метроритмику рок-музыки. Особенно богатыми оказались для меня переводы Маршака (Бернс, Шекспир и др.), а также Пастернак, Асеев, Вознесенский, Казакова, Мандельштам, Окуджава, Гарсия Лорка, Кирсанов. Я не написал ещё ни одной песни на пушкинские стихи, но уже «слышу» их музыкально...

Просто надо искать. Поэзия, особенно русская поэзия, замечательно разнообразна.

-5

Как показал ТВ-опрос, имя Градского народу было хорошо знакомо, но при этом ни один из опрошенных не сумел вспомнить почти ничего из «творческого наследия».

Фото из архива Бориса Мазура
Фото из архива Бориса Мазура

При этом все знали, что Градский — композитор + певец, и говорили о нём с большим уважением.

-7

Александр прокомментировал это обстоятельство так:

Похоже, я стал «лейблом». И слава богу.

Фото Марины Леско
Фото Марины Леско

На вопрос, как ему это удалось, ответил не задумываясь:

— Народ меня назначил. «За душевные качества и за внутренний мир полюбил одноглазую боевой командир...»

А если серьёзно, то всё это дань общественной ошибке. Общество ставит тебя в какие-то рамки, а потом выясняет, что ты или не соответствуешь этому выбору, или соответствуешь, и тогда оно не разочаровывается в тебе. Если совершать поступки, которые укладываются в твою общественную позицию и то, что общество думает о тебе, у тебя возникнет с ним альянс, ибо оно не ошибается в тебе (так оно считает), а тебя это устраивает.

Фото Марии Градской
Фото Марии Градской

Сделав паузу на прикуривание десятой за трапезу сигареты, продолжает:

— Так я стал композитором фильма („Романс о ....“).

Но музыки мне показалось мало, и я стал править тексты. И поправил я стихи Булата Шалвовича Окуджавы. Это не улучшило наших отношений, понятное дело.

Хотя на тот период никаких отношений вообще-то не было. Мы познакомились значительно позже. Окуджава обиделся на Кончаловского, который позволил все это проделать. Хотя и ко мне у него претензии были. Ну вы представляете: где-то были не его тексты, но было написано — Окуджава. Потом, за несколько лет до его смерти, мы помирились. Дело было на каком-то банкете, как это у нас водится. Мы с ним сидели рядом с одним политиком, очень известным. Демократическим таким. И политик как-то некрасиво ел курицу. Приличный человек, все нормально, но как-то вот не получалось у него с этим делом. И весь он был какой-то измазанный и как-то очень жадно ее ел... И вот я смотрел на него искоса и вдруг поймал взгляд Окуджавы, который тоже смотрел на него. Таким же точно взглядом, как и я. И мы переглянулись. И подтекст того, как мы переглянулись, был такой: как они вообще нами управляют? с курицей справиться не могут...

Фото автора
Фото автора

И потом, когда этот политик отошел куда-то в сторону, Окуджава посмотрел на меня и сказал: «А чего ты ко мне не заезжаешь?»

Так вот сразу! Взаимопонимание — штука тонкая.

Я говорю:

«Булат Шалвович, я думал, вы на меня сердитесь за то, что было в „Романсе“».

Он мне:

«Да ладно! Давай заезжай на дачу!»

Я сказал:

«Да, да, конечно, заеду!»

И не заехал. О чём, конечно, сожалею. Но у меня всё время такие вещи случаются, о которых я потом жалею. Но почему я не поехал, я не знаю.

-11

Ну что к этому добавить?

Помимо Окуджавы, тексты которого дерзко проапдейтил АБГ, в ленте звучат стихи Николая Глазкова и Натальи Кончаловской и прекрасный вокал Валентины Толкуновой и Зои Харабадзе.

-12

ИЗ КОММЕНТОВ:

Один из шедевров Градского - "Чужой мотив", песня, которую он сам охарактеризовал как подражание Булату Окуджаве. Если не слышали, послушайте обязательно. Тем более, что у неё очень интересная история. Градский писал её для "Утренней почты", но целиком её в эфир не выпустили. Когда Градский перезаписывал песню для пластинки, он в конце добавил строчки "...и в "почте" не дали, песню допеть до конца...", как упрёк редактуре телевиденья.

*****

Все знают Волочкову с Цискаридзе. А откуда люди их знают? У нас в восемь вечера балет по телевизору показывают, что ли? Та же самая история и с Градским. Многие слышали "Как молоды мы были" и "Южную прощальную". Всё. У него хитов-то не было. Я не знаю никого, кто бы слушал Градского на кассетах. Мне странно слышать про "эпоху Градского". Эпоха Пугачёвой была. Эпоха "Машины времени" была. Даже "Ласкового мая". А Градский - это просто классный вокалист.

*****

Все что узнаю нового про Градского А.Б., мне нравится. Так я узнаю человека, который мне очень интересен. Оказывается, при жизни Градского А.Б. мне была достаточна информация, что он прекрасный певец и композитор, а когда его не стало, мне стало интересно узнавать о нем все, как о Человеке, Таланте, муже, отце...Все заметки, которые появляются, читаю с упоением.

*****

Градский это эпоха...это разрыв, рождение новой эры...не что и не где не проходит бесследно...это боль. слезы, стыд, это победа, успех, это как в ожидания боя...э то "молитва"это величие, гордость, слава....ПОКЛОН ТЕБЕ ВЕЛИКИЙ.

*****

Весьма приличный и неудобный человек. Сильно не одномерный. Респект.

На канале Золотая рыбка – мои интервью с легендарными советскими актёрами и кино-звёздами нынешней эпохи.

Фото Владимира Веленгурина, "Комсомольская правда"
Фото Владимира Веленгурина, "Комсомольская правда"

Плюс полные версии бесед проектов ПРАВДА-24 (с кошками) и МИМОНОТ (Радио Mediametrics).