Национальный музей Черногории привез в Баку экспозицию «Красота разнообразия» – панораму традиционного костюма жителей страны XIX–XX веков.
В залах Азербайджанского национального музея ковра было представлено 170 предметов: не только одежда, но и аксессуары, обувь, ювелирные украшения. Выставку торжественно открыли директор Азербайджанского национального музея ковра Амина Меликова, директор Национального музея Черногории Якша Чаласан и директор Музея истории Черногории Филипп Кузман.
Куратор проекта этнограф Татьяна Райкович собрала в экспозиции наряды городских и сельских жителей, знати и простолюдинов, повседневные и праздничные – все яркие и на удивление разнообразные для крохотного государства. Это разнообразие неудивительно: в силу географического расположения в одежде черногорцев переплелись черты греческой, римской, византийской, славянской и ближневосточной культур. На протяжении веков они видоизменялись, дополнялись, адаптировались, и в итоге практически в каждом регионе страны сложился самобытный традиционный костюм.
Особенно выразительны наряды исторического ядра государства – Старой Черногории и северо-восточных областей. Южнославянские черты прослеживаются как в крое, так и в названиях: рубаха кошуля, юбка джупелета, накидка струка с рукавами, длиннополый кафтан гунь из грубого сукна, безрукавка елек... Одежду здесь шили из шерсти, льна и кожи. В цветной вышивке хлопчатобумажными нитками преобладали растительные мотивы, символизировавшие плодородие, и геометрические орнаменты. Женщины украшали себя пестрыми лентами и яркими бусами. На их фоне местный мужской костюм из белого сукна со скудным декором выглядит скромно. Интересно, что на формирование народного костюма Черногории повлияло важное политическое событие – Берлинский конгресс 1878 года. На нем была признана независимость страны, ее территория заметно расширилась, и жители присоединенных областей стали заимствовать фасоны новых соотечественников. Особенно это касалось праздничных костюмов с богатой рельефной вышивкой. Подобные наряды зачастую стоили баснословно дорого.
Юго-западная, приморская часть страны – Доброта, Рисан, область Которского залива – во многом заимствовала моду соседних стран, Венецианской республики, Испании, Франции. Тем более что в соответствующих материалах недостатка не было: купцы привозили по морю бархат, парчу, шелк, байку, тонкое сукно, и черногорские портные вдохновенно экспериментировали с новыми тканями. Названия многих предметов одежды жителей побережья тоже пришли из обихода европейцев: жилет кружат, юбка котула, шарф факулет, фартук травеса, пуговица ботун.
Щедрым декором отличался и костюм западных областей современной Черногории – Грахово, Кривошее, Никшич, Пива, Дробнячи: здесь любили богатую отделку золотыми нитями, цветочные и зооморфные мотивы, символизирующие силы природы. Особенно впечатляют аксессуары: женские головные уборы с украшениями из филиграни, меховые шапки с кисточками, искусно сделанные нашивки, пояса и застежки, украшенные орнаментами.
А вот жители холмистого восточного региона Брда предпочитали строгий стиль: белая сорочка, декоративные элементы из темных накладных шнуров, отделка галуном, у мужчин – непременная черно-красная шапочка капа. И конечно, непременным элементом мужского костюма было оружие. Кураторы выставки не забыли о нем и включили в экспозицию образцы мастерства черногорских оружейников XIX–XX веков.
Выставка черногорского костюма в Баку проходила одновременно с выставкой азербайджанских ковров в Цетине.
Читайте еще:
Лицо реальности: выставка Юэ Миньцзюня «Сад улыбок» в Баку
Текст: Евгения Гершкович
Фото: Азербайджанский национальный музей ковра