Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Людовик Гиеньский, маленький принц Столетней войны (часть 78) Однажды Генрих все же пересек Ла Манш

История, которую рассказывает нам большой друг канала, историк, писатель и переводчик Зои Лионидас, продолжает закручиваться все интереснее - мальчишка дофин вдруг неожиданно показал зубы, а вернее, тяжелую руку настоящего монарха. Прилетело всем: кто-то (как городские старейшины) слетел с должности, чьи-то послы отправились обратно, несолоно хлебавши, а принцы вообще получили запрет на возвращение в столицу. Однако, посмотри, что случилось дальше.

Пока что возражать принцы не рискнули, и неизвестно, как обернулось бы все дело, однако, в это же самое время из Англии пришли дурные вести. 6 июля Генрих объявил войну Франции, однако, в очередной раз согласился на короткое перемирие, должное закончиться 1 августа текущего года, т.к. англичанину требовалось в полной мере закончить военные приготовления.

Посему, французским принцам, уже из чувства самосохранения приходилось забыть о гордости, обидах и тому подобной мишуре и немедленно начать изыскивать средства для отражения неотвратимо надвигающейся угрозы. Ко всем прямым вассалам короны полетели гонцы с приказом о сборе войск, тогда как податное население должно было обеспечить формирующуюся армию продовольствием, фуражом, и обозными телегами.

Стоит оговориться, что из всех принцев крови, даже перед лицом общей угрозы повиноваться отказался только один. Как несложно догадаться, это был Жан Бургундский; и хотя дофин, вновь пустив в ход свои дипломатические способности, смог добиться у изобиженного проштрафившегося временщика официальной присяги о соблюдении Аррасского договора, герцог объявил, что он лично собирается соблюдать нейтралитет до тех пор, пока дофин не выполнит собственное обещание касательно всеобщей амнистии, хотя никому из своих вассалов и родни отнюдь не воспрещает действовать на свой страх и риск.

Надо сказать, что в данном случае лукавили обе стороны: дофин отнюдь не желал видеть малопредсказуемого бургундца среди командования, и вполне был согласен довольствоваться попросту тем, что тот отправит на подмогу свои войска, тогда как сам Жан Бесстрашный, чьи доходы напрямую зависели от торговли с Англией, также не рвался в бой. Потому противники сумели найти требуемый компромисс, при том, что каждый получил свое и старательно изобразил недовольство; в самом деле, тесть и зять отнюдь не уступали друг другу в умении хитроумно улаживать дело.

А покуда к Парижу спешно стягивались войска, Генрих в сопровождении двоих братьев – герцогов Кларенского и Глостерского, без всяких приключений пересек летний Ла-Манш, и первой мишенью для английского удара стала крепость Арфлер. Надо сказать, что выбор в пользу именно Арфлера был сделан далеко не случайно: это было настоящее пиратское гнездо; опытные моряки, населявшие этот портовый город из раза в раз пересекали пролив, чтобы грабить острова, располагавшиеся в проливе, и также не гнушались атаковать южное побережье Англии, так что один из портов населению пришлось бросить на произвол судьбы, т.к. оставаться там при постоянной угрозе нападения, было попросту невозможно.

Арфлёр. Иллюстрация из открытых источников
Арфлёр. Иллюстрация из открытых источников

И вот теперь Арфлеру приходилось платить по счетам. Английская армия обложила город с моря и суши, причем Генрих, который отнюдь не рвался лить кровь своих людей и уменьшать силы и без того не слишком большой армии, предпочел взять врага измором, а в случае если король все-таки придет на помощь Арфлеру, сразиться с французами в чистом поле. (Историю сражения при Арфлёре можно прочесть и в цикле про Иоланду Арагонскую по ссылке ниже)

К счастью для страны, король в это время в очередной раз пришел в себя, и пожелал самолично, конечно же, вместе с наследником, принять участие в этом походе. Безусловно, появляться на поле боя ни тому ни другому было нельзя, скверный опыт прадеда нашего героя – короля Иоанна II, который по собственной глупости решил блеснуть геройством при Пуатье, был еще слишком памятен. Как известно, этот король-позер в конечном итоге оказался в английском плену, что, конечно же, вызвало в стране социальный и финансовый кризис, и дофин – будущий Карл V Мудрый с огромнейшим трудом сумел удержать страну от гражданской войны. Повторять подобный опыт не хотелось, однако, и королю и дофину следовало, расположившись на безопасном расстоянии от места событий, руководить происходящим…

Ну а что случилось дальше, вы, дорогие читатели, узнаете в следующей части нашего "текстосериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гуляйте по свету и по истории вместе со мной. Те же, кто лишь недавно к нам присоединился, смогут найти начало рассказа, а также другие увлекательные истории о героях XV века, здесь: