Катя с двухлетним Сашей возвращалась домой с прогулки, когда ей позвонил ее муж – Юрий.
– Катя, слушай, тут такое случилось! У Ольги и Ромки дом сгорел!
– Как сгорел? А дети? А они сами? Все живы? – обеспокоенно спросила Катя.
–Живы! Ольга с Ромкой на работе были, а дети гуляли. Но сгорело все – остались кто в чем был. И документы тоже.
– Ужас какой! – воскликнула Катя.
Как потом выяснилось, пожар начался на участке соседнего пустующего дома, который стоял в конце линии. Его еще три года назад выставили на продажу, но покупателя так и не нашли. Загорелась трава, затем дом, ветром пламя перекинуло на соседний участок.
Заметили не сразу: большинство жителей поселка работают в городе, днем народу на улицах почти нет.
Когда приехали пожарные, огонь уже пожирал сарай на третьем участке. А от дома Ольги и Романа остался только обгоревший кирпичный фундамент.
– Катя, тут дело такое – Ольга просит на недельку их ребят приютить. Сами они сейчас будут по всяким конторам бегать – документы восстанавливать, выяснять, может, им что-нибудь за дом выплатят.
– Конечно, Юра, без проблем, привози детей, – согласилась Катя.
Юрий привез племянников вечером. Десятилетняя Лера и восьмилетний Гриша были немного напуганы и растеряны.
Но к тому времени, как надо было ложиться спать, после вкусного ужина, мультиков и игр с маленьким Сашей они уже пришли в себя.
На следующий день Юрий ушел на работу, а Катя со всеми тремя детьми отправилась в магазин, чтобы купить племянникам самую необходимую одежду – хорошо, что было лето, так что обошлись футболками и шортами.
Эта неделя у Кати была хлопотная. Лера и Гриша не были избалованными детьми и старались вести себя хорошо, но, если сравнить работу, которую надо выполнять, когда у тебя один ребенок, с той, которая требуется, когда у тебя их трое, разница будет очень заметна.
Поэтому Катя облегченно выдохнула, когда свекровь приехала за детьми, чтобы отвезти их в поселок к родителям.
Документы восстановить, конечно, удалось, более того – какой-то благотворительный фонд оказал им помощь. На эти деньги купили детям и себе теплую одежду.
После того, как Ольге и Роману удалось собрать все акты и справки, они получили еще четыреста тысяч и какую-то гуманитарную помощь. Конечно, Катя и Юрий оказали родственникам посильную помощь.
Поселковая администрация предложила погорельцам из своего маневренного фонда комнату в бывшем общежитии льнозавода, но состояние жилья оставляло желать лучшего, и семью приютили родители Романа. А так как в их доме жила еще и сестра Ромы со своими детьми, то на пятидесяти пяти квадратных метрах оказалось девять человек.
Фундамент привели в порядок и законсервировали, но где взять деньги на восстановление дома, ни Ольга, ни Роман, никто другой из родственников понятия не имел.
Прожить в доме родителей Романа семья смогла только пару месяцев. Потом началось недовольство, ссоры, дошло до скандалов, и скоро погорельцы оказались в городе, в трехкомнатной квартире родителей Ольги.
– Знаешь, мама, мы подумали, что здесь можно будет работу найти с приличной зарплатой. В поселке вообще копейки зарабатывали. Пока был свой дом и огород, жить как-то было можно. А теперь? – объясняла Ольга родителям.
Не сказать, что те были рады этому нашествию. Но дочь, внуки – не выгонишь.
Роман устроился экспедитором. Зарплата была небольшая, но лучшего пока ничего не подвернулось. Ольга, у которой, кроме девяти классов, образования не было, ничего себе не нашла. Так и жила эта большая семья на две зарплаты и пенсию Ольгиной матери.
Катя знала о проблемах в семье свекрови и золовки. Но она никак не предполагала, что они захотят решить их за ее счет.
Однажды мать попросила Юрия прийти к ним:
– Только один приходи, без Кати – надо поговорить по-семейному, – сказала она.
Когда он после работы приехал к родителям, его уже ждали.
– Сынок, – начала мать. – У нас к тебе серьезный разговор. Нужна твоя помощь. Ольга никак не может найти работу – только разнорабочей или уборщицей берут. А ты сам понимаешь, что этим много не заработаешь. Рома хоть и пашет без выходных, но одному ему семью не вытянуть. А им надо дом восстанавливать.
– Мама, ты не тяни, переходи к сути, – не выдержал Юрий.
– Короче, предложили им поработать вахтовым методом. Поедут вдвоем, сразу на три месяца, потом небольшой перерыв и снова на три месяца. Работать надо будет год. Вот мы и просим тебя: уговори Катю на это время взять Лерочку и Гришу к вам. Ребята уже большие, нянчиться с ними не надо. Они и сами могут Кате в чем-то помочь, например, за Сашенькой присмотреть.
– Мы их уже в школу определили, – поддержала Ольга маму. – Идти до нее одинаково, что отсюда, что от вашего дома. Уроки они сами будут делать. Конечно, когда мы будем в отпуск приезжать, будем их забирать. Ну разве, когда они у вас ту неделю жили, они вам мешали? Договорились?
– Мама, а почему вы не хотите внуков у себя оставить? – спросил Юрий.
– Сынок, я уже стара для этого, у меня почти каждый день давление поднимается, – ответила мать.
– Я не знаю. Надо с Катей поговорить, – сказал Юрий.
– Тебя послушать, так ты будто в своем доме и не хозяин, – заявил отец. – О чем ты хочешь жену спрашивать? Какая ей разница? Ну, возьмет для борща вместо трехлитровой кастрюли пятилитровую. И в машинку стиральную не три килограмма белья засунет, а пять. Не перетрудится.
– Я сказал, что поговорю с Катей, думаю, что она согласится, – уверил родителей и сестру Юрий.
Подходя к дому, Юрий почувствовал себя уже не так уверенно, но, вспомнив слова отца, решил, что будет настойчивым и добьется, чтобы Катя согласилась.
– То есть ты и твой отец считаете, что появление в нашей семье двух подростков не добавит мне работы? – удивилась Катя.
– Но если только чуть-чуть. Я буду сам заниматься с ребятами, тебе придется немного больше готовить, – сказал Юрий. – Все остальное я беру на себя. Пойми, это мой долг – помочь сестре.
– Ты будешь заниматься ими сам? Твой долг, говоришь? Давай запишем это на стене золотыми буквами. А еще лучше – я включу диктофон, а ты громко и отчетливо произнесешь все это, – сказала Катя.
– Включай, произнесу, – согласился Юрий.
– Да, а как Ольга предложила решить финансовый вопрос? – спросила Катя.
– Это не обсуждали.
– Ладно, я сама спрошу у твоей мамы.
Вопрос Ольги вызвал у свекрови возмущение:
– Какие деньги? Нет у них сейчас денег. Неужели Юрка будет брать с сестры деньги за две тарелки супа, которые съедят его племянники?
Через неделю, в пятницу вечером, Ольга и Роман привезли детей в квартиру Юрия и Кати, а в субботу уехали.
Этим же вечером позвонила мама Кати:
– Катенька, приезжай, пожалуйста, у меня на работе проблемы, придется работать в две смены. Надо с бабушкой побыть – ее нельзя оставлять одну на весь день.
Бабушка была больна. Она передвигалась по квартире с помощью ходунков и то с трудом.
– Юра, мне надо ехать. Сашеньку я возьму с собой, а вы уж тут управляйтесь сами. Суп в белой кастрюле – вам на два дня хватит. В морозилке есть пельмени.
Катя с сыном уехала утром в воскресенье и уже днем была у родителей, которые жили в небольшом городке на берегу Волги.
Юрию действительно пришлось заниматься племянниками самому.
Воскресенье прошло нормально. А утром в понедельник выяснилось, что ребятам не в чем идти в школу.
– Мама нам всегда с вечера на стул одежду вешала, – сообщил Гриша.
Бросились разбирать чемоданы, которые так и стояли закрытые в комнате у детей, искать школьную форму и гладить ее. Чтобы не опоздать на работу, Юрию пришлось вызвать такси.
После школы Лера разогрела в микроволновке суп себе и брату, и они пообедали. Потом еще пару раз перекусили, сделав себе бутерброды. А когда Юрий пришел с работы, оказалось, что в холодильнике пусто. Пришлось идти в магазин, а вечер провести не у телевизора, а на кухне у плиты: кроме ужина, надо было еще приготовить обед на завтра.
Отдыхал теперь Юрий только на работе, потому что его вечера были заняты.
– Дядя Юра, а нам завтра сказали прийти в парадной форме, – сообщала Лера.
– А нам задали сделать кормушку для птиц, – вспоминал Гриша в девять часов вечера.
– Мне завтра на труд нужны пяльцы, ткань, иголка и мулине, – говорила Лера.
– Я сменку где-то потерял, – печально смотрел на Юрия Гриша.
Но больше всего Юрий мучился с готовкой. Наконец, на второй неделе до него дошло:
– Ребята, а у вас ведь в школе есть столовая? Я буду давать вам деньги, а вы обедайте там.
Но в четверг Лера сообщила Юрию, что деньги, которые он выделил на неделю, закончились:
– Просто Гриша всегда берет два вторых, потому что он не наедается, – объяснила девочка.
Получив зарплату, Юрий часть перевел Кате, посчитав, что того, что осталось, ему с ребятами хватит. Но до аванса еще почти неделя, а денег уже нет.
Юрий почти каждый день звонил Кате, спрашивал, когда она приедет. Но она просила его подождать еще немного:
– Пойми, я не могу сейчас оставить маму и бабушку. Им нужна моя помощь. Как у вас дела? Ты справляешься?
Юрий выдержал месяц. Потом отвез племянников к бабушке.
А тут и Катя с Сашенькой вернулись.
– Катерина приехала, может, снова заберешь ребят? – спросила мать.
– Нет, – твердо сказал Юрий, – я свою вахту отстоял.
Когда, отработав три месяца, Ольга и Роман возвратились в город, мать заявила им, что больше с внуками не останется.
– А зачем вообще такие трудности? – спросила Катя. – Вы получили четыреста тысяч, плюс то, что заработали за три месяца, плюс материнский капитал. Возьмите квартиру в ипотеку. А землю в поселке продайте. И дети при вас будут.
Ольга и Роман нашли работу в городе и уже через полгода въехали в свою квартиру. Платить за нее, конечно, надо будет еще лет двадцать, но зато по вахтам ездить не нужно.
P. S. А Юрий теперь, приходя с работы, не заваливается после ужина на диван, а помогает Кате.
Автор – Татьяна В.