Найти в Дзене
Жизнь в ритме танго

Курсы выживания для девочек

Обычно жалуются, что в семьях слишком много внимания уделяется младшим детям, а старшим приходится помогать родителям ухаживать за малышами и все свои проблемы решать самостоятельно.

В семье Денисовых все было с точностью до наоборот: светом в окошке для родителей был их старший сынок – Ярослав. Младшим дочерям-погодкам – Вере и Наде – все доставалось по остаточному принципу.

– Ничего, походите и с этими портфелями – учитесь аккуратно обращаться с вещами, у нас лишних денег нет – на той неделе отец Ярику велосипед купил, – говорила мама.

– Зачем вам каждой по телефону? Я недавно вам свой кнопочный отдал, все равно вы всегда вместе ходите, – добавлял отец, любуясь айфоном последней модели, который он подарил сыну.

Материально они не бедствовали, но когда на ужин мать жарила котлеты, то мужчинам доставалось по две, а женщинам – по одной. Если же котлет оставалось всего четыре, то они делились между мужчинами, а у матери и девочек был выбор, чем сдобрить макароны – сахаром или кетчупом.

Вера была старше Нади, но родители предпочли не заморачиваться и отдали обеих девочек в первый класс, когда пришло время идти в школу младшей дочери.

Такое отношение к детям отец объяснял очень просто: парень – продолжатель рода, опора семьи, а девки – так, пустая порода – вырастил и в отвал. Так чего особенно вкладываться? Мать, как ни странно, с ним не спорила.

Уже с семи-восьми лет мама привлекала дочерей к уборке квартиры, а когда Вере исполнилось двенадцать, девочкам было сказано, что теперь вся домашняя работа, кроме приготовления пищи, — это их работа.

Они убирали, стирали, гладили, мыли окна, ходили в магазин со списком продуктов, который давала им мама.

Мать готовила и следила за гардеробом мужа, который только покрикивал на жену по утрам:

– Наталья, подай голубую рубашку и синий галстук к ней!

Ярослав, глядя на отца, точно так же требовал от младших сестер:

– Верка, носки принеси! Надька, где мой спортивный костюм?

А что же делал сам Ярослав? Девочкам объяснили, что главное дело старшего брата – учеба. Когда он был помоложе, мама водила его в различные кружки и секции, следила за его успеваемостью. Если нужна была помощь, Ярику нанимали репетиторов по математике, английскому или химии. Это помогало ему учиться без троек.

-2

В старших классах у него были репетиторы по всем предметам, по которым он должен был сдавать ЕГЭ, чтобы поступить на юридический факультет.

Учебой девочек родители не интересовались. А зачем? Давать им высшее образование не планировалось. С дугой стороны, если вдруг одна из сестер получала тройку за контрольную работу или сочинение, их никто не ругал, отец молча ставил подпись в дневнике, даже не пытаясь помочь дочерям.

Мама понимала, что времени для учебы у девочек мало, потому что в первую очередь отец требовал переделать все дела, а потом уж выполнять домашние задания, и тоже смотрела на учебу девочек сквозь пальцы.

Но тем не менее Вера и Надя неплохо учились, а в восьмом классе на родительском собрании учительница сказала, что у Веры есть способности к точным наукам, а Наде хорошо даются языки и гуманитарные предметы. Когда мама сообщила об этом дома, отец только усмехнулся:

– Какие там способности! Девять классов окончат и в колледж пойдут. Скорее зарабатывать начнут – с моей шеи слезут.

Но у девочек была другая мечта – они хотели поступить в университет и стать учителями. Вера – учителем математики, а Надя – истории. Они надеялись, что сумеют уговорить отца разрешить им хотя бы попытаться поступить на бюджет.

Но летом, когда выяснилось, что Ярослав набрал недостаточное количество баллов и за его обучение родителям придется платить, девочки поняли, что их планы отодвигаются на неопределенный срок.

Так и вышло: когда, получив аттестат за девятый класс, Вера все же посмела заикнуться о том, чтобы продолжить учебу в школе и затем поступать в университет, отец даже разговаривать с ней не стал и велел жене отнести документы обеих девочек в местный колледж. Он уже выбрал для них специальность – мастер отделочных строительных и декоративных работ:

– И учиться недолго – два года и десять месяцев, и специальность нужная. Надо – дома ремонт сделаешь, а деньги понадобятся – заработать сможешь.

Сестры погоревали, но, пошептавшись, решили, что параллельно с получением специальности они будут готовиться к экзаменам и, окончив колледж, попробуют все же учиться дальше.

После второго курса, когда у Веры и Нади были каникулы, отец решил, что они вполне смогут сами сделать ремонт в их трехкомнатной квартире. Целую неделю под его надзором девушки белили потолки, клеили обои, красили двери.

Когда работа была закончена, он привел посмотреть на результат нескольких своих знакомых, и девушкам пришлось отремонтировать еще две квартиры. Деньги за работу отец забрал себе:

– Вам отдай, так вы на всякую ерунду потратите, а Ярославу еще два года учиться – в доме каждая копейка дорога.

Весь третий курс Вера и Надя упорно готовились к экзаменам, зарегистрировались в своей бывшей школе в базе выпускников для сдачи ЕГЭ, а для того, чтобы первое время было на что жить, выполняли небольшие заказы по ремонту квартир. Дома говорили, что это производственная практика.

Ярослав в это лето сдавал экзамены за курс бакалавриата, поэтому все внимание отца и матери было сосредоточено на нем. Сестры из-за этого ничуть не расстраивались – они только рады были, что родителям было не до них. Подменяя друг друга на домашнем хозяйстве, они сумели успешно сдать ЕГЭ и, получив дипломы о среднем специальном образовании, подали документы в университет в областном центре.

Отец настаивал, чтобы они побыстрее искали работу, но девушки просили его дать им возможность хоть немного отдохнуть:

– У нас ведь ни одних свободных каникул не было, пока мы учились, – просили они отца.

Как ни странно, мама их поддержала, и отец согласился. Конечно, от работы по дому девушек никто не освободил.

Когда на сайте университета был опубликован приказ о зачислении первокурсников, радости сестер не было предела: теперь они точно знали, что их мечта сбудется.

В конце августа они тайком уехали из дома и, только вечером, когда поселились в общежитии, позвонили маме все рассказали.

Отец был в ярости. Он велел передать им, что ноги их больше не будет в его доме, и пусть дочери даже не рассчитывают на его помощь, что он их больше знать не желает.

Было бы неправдой сказать, что Вере и Наде было легко. С учебой они справлялись, но жить вдвоем на две стипендии было трудно, поэтому они брались за всякую работу.

Чтобы летом жить в общежитии, они после первого курса записались в университетскую ремонтную бригаду – пригодились их умения, полученные в колледже. А за эту работу еще и платили.

Все следующие каникулы до самого окончания университета сестры проработали в детских загородных лагерях отдыха – это давало не только возможность заработать, но и получить опыт работы с детьми.

После четвертого курса в лагере Вера познакомилась с молодым человеком. Они встречались почти год, а потом поженились. Вскоре и Надя вышла замуж.

Родителей Веры и Нади на их свадьбах не было, девушки не сообщили им о том, что вышли замуж. А все потому, что, когда они, получив дипломы университета, приехали в родительский дом, отец даже не впустил их в квартиру, заявив, что у него нет дочерей.

Нет, так нет. Сестры преподают в одной школе, и все у них хорошо.

Жалко, конечно, что у Вериной дочки и Надиного сына только по одной бабушке и по одному дедушке, а вторая бабушка видела внуков лишь на фотографии.

А что же Ярослав? Он окончил юридический факультет, работает юристом в агентстве недвижимости, живет по-прежнему с родителями, продолжателем рода стать не торопится.

Мать все так же несет на себе весь быт, но с каждым годом обслуживать двух взрослых мужчин ей все труднее и труднее.

О дочерях в доме запрещено даже вспоминать.

Автор – Татьяна В.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы. Ставьте лайки, пишите комментарии.