Продолжение. Начало здесь.
SpaceX
Космос был самой хайповой темой 60-х – начала 70-х годов XX века. Еще немного, еще чуть-чуть, и на Марсе будут яблони цвести – так думали многие наивные распропагандированные обыватели. Позже ажиотаж несколько угас – после полетов человека на Луну и отправки первых космических аппаратов к ближайшим планетам никаких грандиозных прорывов более не было осуществлено. А с развалом СССР космическая гонка между сверхдержавами улетучилась куда-то в прошлое.
Тем не менее, некоторую ажитацию вокруг несколько поблекшей темы завоевания космического пространства удалось подраздуть заново, и сделал это наш супермен вместе со своей доблестной marketing and PR team. Миллионы людей с замиранием сердца наблюдали за чудесным приземлением ступеней ракеты Falcon Heavy, а также за другими вроде бы крупными ивентами. Вертикальный взлет, вертикальная посадка – какая красота! Главная фишка SpaceX, которую Маск постоянно пиарил – reusability (многоразовое использование). Но и в ней тоже нет ничего нового – реюзабельными были проект DC-X (90-е гг.), а также десятилетиями использовавшийся Space Shuttle (1981–2012). Да, у Маска/SpaceX сажаются ракеты, но только и всего. «МакДонелл Дуглас» DC-X тоже сажался вертикально. В целом по своему функционалу SpaceX лишь повторяет то, что было сделано еще 50-60 лет назад. Никаких реальных прорывов до сих пор не было осуществлено.
Есть одна лживая пиаровская легенда, связанная с reusability – утверждение о том, что Маску/SpaceX удалось сократить стоимость запуска ракеты в 10 раз. На деле же ожидаемое сокращение в 10 раз могло бы произойти только после многократного использования идеальной многоразовой ракеты с нулевой стоимостью обслуживания. Представим себе ракету стоимостью 50 млн долларов (условное значение). Без учета стоимости топлива один полет при однократном пуске стоит как бы 50 млн, двукратном – 25 млн, трехкратном – 16,67 млн, и т. д. Примерно через десяток полетов стоимость одного запуска становится равной 1/10 от начальной. Однако такая идеалистическая картина не имеет к реальности никакого отношения. На деле примерно треть ресурсов идет на обслуживание инфраструктуры, связанной с запуском (ground costs: взлетная площадка и другие объекты на космодроме требуют систематических затрат). Существенную часть также отжирают ступени (некоторые из которых могут быть одноразовыми, и которые в любом случае требуют обслуживания) и топливо. И только потом идут затраты на конкретную многоразовую ракету, и не дай бог стоимости ее обслуживания в сочетании с двумя предыдущими факторами превысить порог примерно в 70% от стоимости, потому что тогда использование многоразового изделия станет нерентабельным (кстати, на практике вторая ступень у Falcon 9/Heavy/Starship еще ни разу не была спасена). Отсюда видно, что экономическая выгода от такой ракеты является в лучшем случае незначительной, если вообще существует.
Впрочем, все эти заурядные выводы спутников на орбиту и доставки грузов на МКС с помощью ракет типа Falcon 9 или Heavy уже мало кого впечатляют. Главный якобы актуальный прожект Маска – это создание поселений на красной планете. The Big Idea такова – человек должен стать междупланетным видом. А доставит нас, представителей вида homo sapiens sapiens, на Марс Starship – самая мощная и тяжелая ракета в истории.
Хайп вокруг «Старшипа» раздувался самым циничным образом. Особенно много этим занималась Гвинн Шотвелл, президент и главный операционный директор SpaceX. Она прямо рассказывала об использовании Starship для дальних перелетов по Земле. Якобы вы сможете с помощью него долететь на другой край света за 39 минут! Во-первых, эта ракета за один полет сжигает колоссальное количество топлива, как 450 Боингов-747 за час. Странное предложение полетать на такой ракете от человека, якобы поставившего своей целью радикальное снижение выбросов СО2. Во-вторых, вам придется переодеваться в спецкостюм и, вероятно, менять подгузники после тяжелых перегрузок. В-третьих, взлет и посадка такой ракеты создают колоссальное шумовое загрязнение. Платформа для взлета/посадки ракет должна находиться в 70 км от любых поселений, обычно в океане. То есть даже после прилета вы будете должны еще минимум час добираться до своей точки назначения. В-четвертых, любые ракеты в принципе весьма ненадежны, от 1% до 5% стартов завершается катастрофой. Систематически летать на ней – суицид.
Но вернемся к вояжу на красную планету. Полет на Марс – дело непростое, и Маск на презентации 2016 приложил усилия для того, чтобы изобразить его как нечто привлекательное. Полететь якобы будет можно всего за $200.000 – чисто рекламное значение, направленное на привлечение внимания в медиапространстве. Он утверждал, что во время полета «будет весело и круто», вы сможете «играть в игры с нулевой гравитацией, плавать в невесомости, смотреть фильмы в кинотеатре, слушать лекции, будут разные каюты, рестораны»; «[в полете] не должно быть тесно или скучно». Однако шесть лет спустя он переоценил столь радужные перспективы марсианского круиза, сообщив, что в таком рейсе «будет тесно, опасно, трудно, много тяжелой работы; при этом, как я уже сказал, это оптимистичный прогноз; вам будет угрожать смерть, и… вот такой вам sales pitch[1] [полета на Марс]». Но, по мысли Илона, лететь на Марс все равно необходимо, чтобы «обеспечить будущее человечества». Сама программа колонизация будет оплачиваться и работать за счет вот таких космических туристов -- звучит реалистично, не правда ли?
«Старшип», хоть и выглядит внушительно по сравнению с другими ракетами, мелковат для того, чтобы транспортировать на красную планету сколь-нибудь значительное количество людей – напоминаю, на Марсе планируется создавать целые поселения. По первоначальной PR-задумке нужно было отправлять по сто (!) человек в одну сторону. Но сто человек будут упакованы как шпротины в консервной банке относительно нормальных жилищных условий даже японского микро-отеля. Проблема еще и в том, что полет ракеты на Марс требует запуска не одного, а минимум десятка «Старшипов» – дополнительные необходимы для дозаправки поднявшегося на орбиту основного корабля. Одиночный «Старшип», каким бы мощным он ни был, способен лишь на выход на околоземную орбиту. И такие вышедшие на орбиту «Старшипы», стыкуясь своими нижними частями (там, где находятся двигатели и сопла), будут магически дозаправлять основную ракету. Топливо будет перетекать из одного корабля в другой, и это притом, что все действие будет проходить в невесомости. Короче, сплошные чудеса в решете.
В то же время ракета совершенно не готова для полноценного использования даже в тестовом режиме, и не будет готова еще очень долго. Ее первый тестовый полет-таки состоялся 20 апреля 2023 года; правда, уже на старте реактивная струя и создаваемые ей потоки, поднимающие в воздух весьма тяжелые предметы, создали воронку, разнесли всю взлетную площадку и объекты, находящиеся в сотнях метров от места запуска – спецы из SpaceX почему-то забыли построить полноценные пламеотражатели; не предвидел таких последствий и великий гений-СЕО компании. У ракеты-носителя под названием Super Heavy, первой ступени Starship’а, 33 мощных двигателя под названием Raptor, и бучу они подняли нешуточную. Система оказалась ненадежной: три двигателя перестали работать уже на старте, еще несколько – во время полета, который продлился всего 3 минуты 59 секунд и прошел совсем не по плану – ракета потеряла управление и взорвалась. Впрочем, Маск быстро поменял критерии успеха, назвав им тот факт, что ракета не взорвалась на старте. [Upd. Со времени написания этих строк прошло ещё 4 тестовых полета, и ни один из них не завершился полным успехом.]
Илон, как всегда, облажался со своими «оптимистичными таймлайнами» – в 2016 он обещал, что отправит на Марс два беспилотных «Старшипа» для того, чтобы они разместили необходимое оборудование, к 2022-му году («не опечатка» – уверил Маск о дате во время презентации), а к 2024-му – человека (с помощью четырех ракет!). Прошло уже немало времени, но у SpaceX нет даже одного нормально работающего образца, в то время как планируемой отправки человека требуется минимум две дюжины ракет, надежных, как швейцарские часы и стартующих, грубо говоря, одновременно. А ведь на сегодняшний день и близко нет даже космодромной инфраструктуры, позволяющей запустить десяток таких ракет в один день.
Итак, главная «мечта» Маска, т. е. полет людей на Марс – это на сегодня предмет исключительно научной фантастики. Ознакомьтесь с источниками. Здесь хорошо показано, что проект находится практически на нулевом шаге из тысяч, которые предстоит проделать для достижения означенной цели. Starship «Маска» – это просто жестяная банка с горючим, и ни о каком полете людей к красной планете не может идти и речи. Проблем просто масса: защита космонавтов от радиации; орбитальная дозаправка «Старшипа»; посадка, заправка и запуск корабля на самой планете – ведь надо же как-то лететь обратно; близость взлетно-посадочной площадки от марсианских поселений (взрыв ракеты может уничтожить всё находящееся на поверхности); нечеловеческие условия жизни на Марсе и примерно такие же во время полета. И это далеко не все.
Hyperloop
Маск еще и «создатель» «пятого вида транспорта», которому он дал название Hyperloop. По планам это капсула, левитирующая со средней скоростью 900 км/ч в вакуумной трубе. Капсула левитирует за счет ничтожного количества остаточного воздуха, плотность которого в тысячу раз ниже обычной. Низкое сопротивление движению в вакууме[2] должно якобы давать невиданные преимущества – затрат на движение практически не будет. Солнечные панели на поверхности трубы сделают всю систему обладающей положительной выработкой энергии: она будет производить больше, чем потреблять. «Из центра Лос-Анжелеса в Сан-Франциско за 30 минут», – так говорилось в рекламном материале. «Это как труба со столом для воздушного хоккея; клянусь, это не так уж сложно!» – заверил в интервью CNN Илон.
Идея вакуумного поезда тоже не нова – она была предложена более ста лет назад, и, само собой, не была реализована в силу своей практической нецелесообразности. Маск просто стырил ее по своему обыкновению и назвал по-новому. Создание глубокого или хотя бы среднего вакуума в гигантском объеме трубы длиной несколько сотен километров крайне сложно. В случае аварии при серьезном нарушении герметизации возникают страшные картины мощных ударных волн, разрушающих находящуюся в вакууме капсулу. Более того, для ликвидации трения находящаяся в трубе капсула должна левитировать, а Маск от этого уже отказался[3], тем самым уничтожив всякий смысл проекта. На сегодняшний день анонсированный в 2012 году Hyperloop представляет собой пустую ржавеющую трубу длиной полкилометра.
И если электромашинки хотя бы ездиют, а ракетки с горем пополам летают (хотя гордиться тут особо нечем – этим технологиям уже больше ста лет), то Hyperloop – это чистый лохотрон и аттракцион невыполненных обещаний. Впрочем, как выяснилось в 2021 году, афера с Hyperloop была нужна прежде всего для того, чтобы заблокировать строительство скоростной железной дороги в Калифорнии. Однако отпетые фанбои и фангерлы Маска продолжают верить, что не сегодня-завтра «пятая форма транспорта» начнет функционировать.
Туннели
Траффик – глобальная проблема, от которой задыхаются крупные города и в особенности мегаполисы. Уничтожающие человеческую душу (калька с английского soul-destroying) пробки – как от них избавиться? Тысячи и тысячи урбанистов, проектировщиков, архитекторов, специалистов по логистике и экономике десятилетиями размышляли над ее решением, и тут появился Илон и предложил свое – туннели! Надо рыть туннели под землей, и тогда запляшут лес и горы! Поверхность Земли – двумерное пространство, в то время как сеть подземных туннелей может быть многомерной и распространяться далеко вглубь, вмещая невиданное количество транспорта. В туннелях будут передвигаться платформы с частными автомобилями на скорости 240 км/ч; эти платформы будут забирать автомобили прямо с поверхности. «Вообразите их [туннели] как кротовые норы, – говорил Илон. – Пщух! И вы выскакиваете в другом месте».
И вот в феврале 2021 года наконец открылся Loop – система туннелей в Лас-Вегасе длиной 2,7 км (!) для подъезда к Las Vegas Convention Center. В узеньком пространстве шириной, вмещающей лишь один автомобиль, медленно, на скорости максимум 48 км/ч, передвигаются «Теслы», питаемые совсем не зеленой энергией от местной газовой ЭС. Никаких подземных лифтов и платформ, летящих на скоростях в 240-250 км/ч. Достижений в области FSD не хватает даже для того, чтобы сделать автомобили автономными даже в такой простой ситуации линейного одномерного движения. Великий прорыв! Кстати, туннели роет масковская компания The Boring Company («Буровая компания»), название которой столь оригинально, что на самом деле компания с таким названием существует в Лас-Вегасе и была создана раньше илоновской. С компанией связана еще одна байка – якобы ей удалось удешевить рытье туннелей в 100 (!) раз. Все это, конечно, не более чем полное вранье.
Оторванному от реальности миллиардеру было неведомо, что система подземных туннелей, используемая для быстрой транспортировки людей независимо от наземного траффика, была впервые открыта в Лондоне еще в 1863 году, и обычно называется «метро». Она с успехом функционирует во многих городах мира. Перемещаются в ней не частные авто, вмещающие ничтожное количество людей, а пассажирские вагоны. Это делает такую систему намного эффективнее многоуровневой масковской сети туннелей, которая никогда не будет вырыта.
Другие эпик фейлы
Есть более мелкие, но все равно знакомые каждому поклоннику Maска проекты. Например, NeuraLink – компания по созданию нейроинтерфейсов. Илон говорил о том, что вы будете играть в компьютерные игры у себя в голове. Вот что по поводу него говорит Мигель Николелис, бразильский ученый, один из крупнейших специалистов по теме: «люди вроде Илона Маска слабо представляют, где находится мозг, но он [Маск] думает, что знает, на что способны или не способны нейрокомпьютерные интерфейсы. Я могу вас уверить, что вы не сможете загрузить свой мозг на CD и отдать его своей маме или детям; вы не выучите французский, загрузив учебник в мозг. Он [Маск] обещает, что так будет возможно. Нет, этого точно не случится». Ныне NeuraLink занимается тем, что мучает животных, пытаясь вживить им электроды прямо в мозг через жуткое отверстие, просверленное в черепе. Таким образом уже было бездарно умерщвлено два десятка обезьян.
Или возьмем SolarCity («СолнечныйГород»), поставлявший неработающие солнечные панели для домов. В 2016 году была знаменитая презентация в одной из пасторальных калифорнийских субурбий, на которой Маск обещал всем энергетически самодостаточные дома с крышами из солнечных батарей. Одна беда – вся презентация была одним большим фейком. Маск напрямую солгал, заявив, что дома вокруг него уже полностью обеспечивают себя энергией. SolarCity как проект оказался экономически совершенно никчемным, и из-за больших долгов компанию объединили с Tesla.
Маск – еще и революционер и пионер в области искусственного интеллекта. «Tesla – это компания, занимающаяся робототехникой, ведь наши машины – это почти что разумные роботы на колесах», – заявил как-то Маск. В отсутствие свежих хайповых тем «Тесле» пришлось изобретать собственного робота-гуманоида Tesla Bot, якобы нацеленного на помощь по дому. На презентации AI Day 2021 вместо реального робота под бодрую электромузыку отплясывал нанятый человек в костюме из спандекса (это было феерическое позорище), а на AI Day 2022 Маск с товарищами буквально на руках вынес на сцену еле двигающееся убожество из металла и пластика, которое не идет ни в какое сравнение с творениями известной Boston Dynamics. В тех областях, в которых действительно требуется предъявлять инновации, у Маска все оборачивается пшиком.
Бывало, Илон рисовал мрачные картины будущего, в котором будет царствовать искусственный интеллект. «ИИ – это величайшая угроза [человечеству]», «я пытался замедлить развитие ИИ», – говорил Маск трагическим голосом в интервью Джо Рогану. А потом на одной презентации ничтоже сумняшеся заявил, что решение проблемы FSD требует создания полноценного ИИ, и это является главной целью компании! Почему наш мнимый спаситель человечества так торопит его погибель, хочется спросить? Он что, хочет погрузить нас всех в мир из первых минут «Терминатора-2»? Но, оказывается, у проблемы есть решение. Задача контроля над rogue AI состоит якобы в том, что ИИ не должен быть «отделенным от человеческого сознания». Ее – проблему – решит тот самый NeuraLink. Провода, соединяющие ваш мозг с вашим ПК, будут идти прямо через дырку в вашем черепе. Это якобы не даст сумасшедшему ИИ, вдруг решившему убить всех людей, разгуляться. Ну как, нравится?
[1] Что-то вроде «рекламная речь», которая должна вызвать у инвесторов и клиентов интерес к продукту.
[2] С точки зрения физической практики вакуум – это не пустое пространство, а обычный воздух, плотность которого радикально понижена по сравнению с типичными значениями при нормальных условиях.
[3] "I actually advocate wheels [instead of maglev or aerodynamic levitation]" – "на самом деле я за использование колес [вместо магнитной или аэродинамической левитации]", – вот что сказал Маск.
Читайте книгу "Против идеологии. Почему утопии рушатся" от автора статьи.