Найти тему
Будо Глобал

Кинематограф Советского Союза и России: боевые киноэпизоды в фильмах советского периода (часть 3 из 3)

«Не бойся, я с тобой!»

Актёры фильма «Не бойся, я с тобой»
Актёры фильма «Не бойся, я с тобой»

В 1981 году на киностудии «Азербайджанфильм» по заказу Гостелерадио СССР был снят двухсерийный приключенческий, музыкальный, комедийный фильм «Не бойся, я с тобой!». Режиссёр Юлий Гусман, сценаристы — Юлий Дунский и Валерий Фрид.

В фильме снимались: Лев Дуров, Мухтарбек Кантемиров, Полад Бюльбюль оглы, Гамида Омарова, Мирза Бабаев, Гасанага Турабов, Сергей Юрский, Александр Шаровский, Джахангир Новрузов, Насиба Зейналова, Садых Гусейнов, Олег Кантемиров, Мухтар Маниев.

В съёмках фильма принимали участие спортсмены ДСО «Буревестник» при азербайджанском институте нефти и химии имени М. Азизбекова, под управлением инструктора карате Октая Мамедова. Руководителями группы каскадёров выступали Мухтарбек Кантемиров и Олег Кантемиров.

Мухтарбек Кантемиров, Лев Дуров, Полад Бюльбюль оглы, Валерий Керимов (оператор-постановщик), Юлий Гусман
Мухтарбек Кантемиров, Лев Дуров, Полад Бюльбюль оглы, Валерий Керимов (оператор-постановщик), Юлий Гусман

Сюжет. Начало ХХ века. Российская империя, Азербайджан. Герои фильма, артисты цирка Рустам (Мухтарбек Кантемиров), скачущий на коне и стреляющий в надувные шарики в руках своего друга и напарника Сан Саныча (Лев Дуров), вместе отправляются на родину Рустама, узнав из письма о том, что его бабушка тяжело больна. И это несмотря на то, что его, возможно, ждёт смерть из-за кровной мести. По приезду, втянутые помимо своей воли, в любовную историю певца Теймура и Тейли, дочери Фарзали-бека, они помогают им обмануть жадного отца девушки…

В картине звучали музыка и песни в исполнении группы Стаса Намина, рок–группы «Интеграл», ВИА «Ашуги», Полада Бюльбюль оглы, Иосифа Кобзона, Ирины Понаровской, Владимира Винокура.

Интересные факты

По сюжету в фильме присутствовали эпизоды с драками, где применялась техника карате. По этой причине комиссия Госкино картину едва не запретила. Режиссёру Юлию Гусману потребовалось немало усилий и уловок, чтобы обойти редуты чиновников — он объяснил им, что в фильме показано не карате, а древняя азербайджанская борьба гюнеш. Это объяснение было принято с пониманием, картину выпустили в прокат и даже показали по центральному телевидению.

Как я писал ранее, с Юлием Гусманым мы были знакомы с детства, наши родители дружили семьями. Ещё на этапе подготовительного периода он приглашал меня для работы в фильме на одну из ролей или в качестве консультанта–постановщика боевых сцен. Однако же из-за большой занятости на тот момент я не смог принять его предложение. Тем более, что особой надобности в этом не было, поскольку сам Юлий стоял у истоков развития карате в республике, принимал участие в работе судейской коллеги на нескольких чемпионатах СССР, знал всех инструкторов по карате и имел представление об их уровне подготовке.

-3

Пребывая некоторое время в рабочей съёмочной группе я общался на профессиональные темы с главными героями — актёрами Львом Дуровым, Мухтарбеком Кантемировым и Поладом Бюльбюль оглы. В застольных беседах все трое проявляли живой интерес к моим рассказам об истории развития карате в СССР, создании ЦШК (Центральной школы карате), а также сами пробовали осваивать отдельные технические элементы и приёмы.

С Мухтарбеком Кантемировым, известным в стране каскадёром, артистом цирка и киноактёром, меня связывала давняя дружба. Памятный подарок от него, плетёный кожаный кнут ручной работы, до сих пор хранится в моей домашней коллекции. Кроме того, в роли одного из заключённых снимался его племянник, мой старый друг и соратник — Олег Кантемиров, адепт школы карате Вадо-рю.

Съёмки, в которых принимали участие Сулейман Мамедов, Аббас Кязимов, а также целая группа учеников тренера Октая Мамедова, проходили в Баку. Кстати, именно Октай рекомендовал Юлию Гусману пригласить в качестве дублёра Льва Дурова в боевых сценах Сулеймана Мамедова, имевшего с ним некоторое внешнее сходство.

После выхода в прокат, на волне огромной популярности карате и фильма «Пираты ХХ века», эта картина также вызвала восторг у зрительской аудитории. И не удивительно — чего только в ней не было, романтичной и несколько наивной, лёгкой, динамичной и смешной: и погони с перестрелками, и поединки в стиле восточных единоборств, и похищение из-под венца, благородные рыцари и подлые разбойники, и сокровища в пещерах, и побеги из тюрьмы, а также музыка, песни и авантюры. Как старая, добрая сказка…

А ещё незабываемые перлы, которые передавались из уст в уста в первые месяцы проката фильма:

— «Туда ехали — за ними гнались, оттуда едут — за ними гонятся… Какая интересная у людей жизнь!»

— «Я вижу, вы порядочный человек… В таком случае, идите и работайте даром!»

— «…Эээ, как поёт, как поёт! Он просто душу из меня вынимает… Поджигай!»

И слова песни:

„Насилье точит сталь,
Но сталь его не вечна.
А ты душою крепче стали стань!
Когда чиста рука,
А цели человечны,
Рука крошит отточенную сталь!“

Подводя итог повествованию, можно с уверенностью сказать, что у этого фильма сложилась достаточно удачная судьба.

Джахангир Шахмурадов
Москва, Россия