Продолжаем правовой обзор истории со «сцепками» на основе материалов, собранных и переданных редакции Анной Букиной, председателем совета дома 121 по наб. Обводного канала. Ранее мы рассматривали аргументы надзорных органов, настаивавших на применении норматива.
Анна Букина была одним из жителей «сцепочного» дома, кто боролся за снижение платы за тепло. Эта «сцепка» состоит из нескольких разных по возрасту и типу зданий, а питается вовсе от здания бассейна. Как во многих «сцепках», те, кто ближе к подаче отопления, страдают от жары, а те, кто в конце «ветки», вечно мерзнут. По подсчетам Анны Викторовны, переход на норматив должен был снизить финансовую нагрузку на собственников, и вместе с соседями она долго добивалась этого перехода, в том числе через жилищную инспекцию. Каково же было удивление, когда подсчеты ТГК оказались другими – при переходе на норматив жителям пришлось доплатить разницу. Квитанция с перерасчетом пришла в декабре 2023 года и стала новогодним «подарком».
Тогда совет дома стал разбираться, почему им так не повезло, почему у их дома нет отдельного прибора учета, и раз его нет, то почему плата за его обслуживание исправно выставляется жилкомсервисом. В том числе стали требовать у ТГК установить узел учета, а чтобы усилить степень воздействия, написали еще и в Федеральную антимонопольную службу.
В своем пространном ответе в феврале текущего года ФАС, очевидно, пересказывая ответ ТГК, сообщила следующую информацию.
ПAO «ТГК-1» разъясняло заявителю и в ходе проводимых проверок, что необходимо произвести «расцепку» этих многоквартирных домов, а деятельность по «расцепке» многоквартирных домов, т. е.
обустройства в нем отдельного индивидуального теплового пункта (далее — ИТП), оборудованного узлом учета тепловой энергии, не является обязанностью ПAO «ТГК-1» ни в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, ни в силу других нормативных актов в сфере теплоснабжения или в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Данные мероприятия сами по себе означают реконструкцию систем теплоснабжения каждого из объектов, относящихся к общему имуществу собственников, что требует соответствующих решений общих собраний собственников в каждом из объектов в силу ст. 44 ЖК РФ. Кроме того, установка узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии (индивидуальных тепловых пунктов) является деятельностью, осуществляемой за счет средств фонда капитального ремонта (абз. 8 ч. 4 Закона Санкт-Петербурга «О ка-
питальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» от 11.12.2013 № 690-120). В свою очередь, управление фондом капитального ремонта осуществляет организация, управляющая многоквартирным домом, либо региональный оператор (в зависимости от выбора способа сбора средств на капитальный ремонт) (ч. 2 и 3 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, существует Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утв. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 84. Указанная программа содержит период проведения ремонтных работ в многоквартирных домах, расположенных в Санкт-Петербурге.
Также объекты могут быть включены в состав объектов, подлежащих «расцепке» в рамках государственной программы Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге», утв. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 486.
Таким образом, данный вопрос находится в ведении организации, осуществляющей управление данным домом, теплосетевой организации АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» и Жилищного комитета.
Не удовлетворившись этой позицией, Анна Викторовна написала письмо депутату Государственной Думы Галине Хованской с просьбой защитить права жителей МКД. Галина Петровна переадресовала запрос в Минстрой. Там разъяснили: обязанность по установке приборов учета лежит на собственниках, а если они ее не выполнили в установленный срок, то приборы должна поставить ресурсоснабжающая организация, а потом предъявить их собственникам к оплате.
На основании части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ) до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований Закона № 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета (далее – ОДПУ) используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, «коллективный (общедомовый) прибор учета» – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из совокупности вышеназванных норм следует, что точкой поставки соответствующего коммунального ресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников.
Для коммерческого учета коммунальных ресурсов: поставленных в многоквартирный дом, должны использоваться исключительно коллективные (общедомовые) приборы учета, установленные на границе балансовой ответственности многоквартирного дома.
Итак, точкой начала этой коллизии можно считать программу «оприборивания», которая охватила лишь «головные» дома «сцепки». Этому есть причина – прибор учета ставится на границе балансовой принадлежности. Все, что на «сцепке» после вводного прибора, не находится на балансе теплоснабжающей организации, поэтому на последующих домах нет границы балансовой принадлежности и нет точки, пригодной для установки узла учета.
А дальше – самое интересное. Об этом в следующий раз. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить.