Найти тему
Консьержъ

Связанные одной сетью: норматив или счетчик?

Ранее мы рассуждали о переводе «сцепочных» домов в зоне ответственности ПАО «ТГК-1» на норматив, который по ряду домов привел к повышению платы в четыре раза. Продолжим изыскания на основе документов, собранных и предоставленных редакции Анной Букиной, председателем совета дома 121 по наб. Обводного канала.

Дом 121 по наб. Обводного канала
Дом 121 по наб. Обводного канала

Как мы помним, приборы учета стоят в таких домах на вводе в «сцепку», таким образом считают потребление всей группы домов, а расход каждого отдельного МКД вычисляется пропорцией. Такая схема, существовавшая не одно десятилетие и закрепленная «письмом святой троицы» (Жилищного комитета, Комитета по энергетике и Комитета по тарифам), допускала возложение теплопотерь на вторичных сетях на собственников всей группы домов опять-таки пропорционально площади либо договорной нагрузке. Энергоэффективность домов в Петербурге разная, вторичные сети зачастую не имеют ни хозяина, ни обслуживания, поэтому в отдельных случаях это приводило к колоссальным размерам платы, и значения платы «по нормативу» многим были выгоднее, тогда собственники требовали перерасчетов, обращаясь и в ТГК, и в надзорные органы. ТГК, однако, с перерасчетами не спешила, долгое время защищая существующие приборы учета как достойное средство измерения отпущенного ресурса.

Вот, например, позиция ТГК, которая фигурировала в документах и в 2022 году, и еще полгода назад – в марте 2024 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П отметил, что правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
В ч. 2 ст. 13 261-ФЗ указано, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
Как указано в постановлении АС СЗО от 18.04.2019 по делу № А42-5934/2018, законодательство об энергоснабжении признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии, поскольку расчетные способы определения объема энергоресурсов не позволяют достигать той степени точности, которая обеспечивается приборами учета.
Следует также отметить, что в соответствии с федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», правительством Российской Федерации постановлением от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пункту 5 названных правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.
Вышеприведенные нормы действующего законодательства однозначно устанавливают, что определение объема потребленного коммунального ресурса должно осуществляться по показаниям ОДПУ.

Будучи сторонником использования приборов учета для расчетов со «сцепочными» домами, ТГК в конце концов вынуждена была перейти на нормативный расчет под прессингом надзорных органов.

Вот позиция прокуратуры, цитируемая по одному из предписаний в адрес руководства ТГК.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034.
Согласно п. 42(1) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354; в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в МКД размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Между тем прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких МКД, не является ОДПУ в силу понятия, используемого в п. 2 Правил № 354.
Так, согласно п. 2 Правил № 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета следует понимать средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: … объединены общими сетями теплоснабжения, теплопотребление которых учитывается двумя приборами учета тепловой энергии, что не позволяет отнести их к общедомовому прибору учета в значении, применяемом в действующем законодательстве, равно как и несколько домов (далее – домов на «сцепке») в указанном случае не могут рассматриваться как единый объект.
Согласно разъяснениям Минстроя России от 14.12.2020 № 51034-ОЛ/04 приборы учета домов на «сцепке» не отвечают признакам общедомового прибора учета в отношении многоквартирного дома, поскольку учитывают совокупное потребление нескольких самостоятельных объектов недвижимости, что не позволяет достоверно определить потребление каждого объекта отдельно. В этой связи до устранения нарушений действующего законодательства в части установки и эксплуатации общедомового прибора учета коммунального ресурса расчет потребления коммунального ресурса необходимо осуществлять по соответствующим нормативам, установленным уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
С 01.08.2022 исполнителем коммунальной услуги «отопление» в многоквартирном доме по адресу: … в связи с переходом на прямые договоры в соответствии с требованиями статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации является ПАО «ТГК-1».
На основании изложенного начисления производятся в соответствии с показаниями ОДПУ, что является нарушением п. 42(1) Правил № 354.
Таким образом, расчет размера платы за услугу по отоплению по адресу … должен был быть произведен всем потребителям с 01.08.2022 согласно нормативу, [который. – Ред.] определяется в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт- Петербурга от 19.10.2016 № 119-р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метод аналогов».
Аналогичные нарушения требований жилищного законодательства также выявлены прокуратурой района при начислении коммунальных платежей потребителям по адресу ….
Указанное свидетельствует о необходимости приведения расчетов с потребителями коммунальных услуг по данным адресам в соответствие с требованиями Правил № 354.
Причинами выявленных нарушений действующего законодательства является ненадлежащее отношение должностных лиц ПАО «ТГК-1» к исполнению возложенных на них обязанностей.
Условием, способствующим возникновению указанных нарушений, является отсутствие контроля деятельности должностных лиц ПАО «ТГК-1» со стороны руководства.

Раз единственной законной альтернативой расчетам по нормативу являются расчеты по ОДПУ, в следующей публикации попытаемся выяснить, кто должен ставить счетчик. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить.

Статья на сайте газеты