Найти тему

Боевая динамика рук – плечо, локоть, кисть

Есть три основных вида ударов руками: толчок, шлепок, царапание. Только вот под словом толчок не следует понимать толчок в привычном смысле слова. Толчок от удара чем отличаются? На самом деле скоростью толчка. Если толкать медленно, то это будет толчок. А если толкнуть очень резко и быстро, то это уже будет восприниматься как удар.

На рельсах застрял грузовик. Поезд ехал со скоростью 5 км/ч и столкнул грузовик с рельс. А вот в другом случае поезд несся со скоростью 200 км/ч и не просто столкнул грузовик с рельс, а разнес его Понимаете суть вопроса? Движение одно и тоже, траектория одна и та же. Разность только в скорости, в энергии. Так что удар – это энергичный толчок. Причем во всех случаях.

Шлепок – его суть в том, что рука идет хлестом, за счет разгиба в суставах, и прежде всего, в локтевом суставе. Шлепок по сути – тот же толчок, но он толкает только поверхность предмета, а не сам предмет, причем не по прямой траектории. Шлепок – вещь довольно инерционная, и после соприкосновения с поверхностью другого предмета он тормозится. Шлепок- это удар нунчаками, кистенем, плетью, шашкой. Это удар хлёстом.

А толчок – это прямой удар копьем, причем глубокий удар вовнутрь. Толчок – это метание ядра в спорте.

Третий вид ударов довольно редкий и специфический – это царапание. Это кошачий удар льва, тигра, леопарда, самой кошки и т.п. Одни из самых сложных и самых опасных ударов как для противника, так и для себя.

Сегодня наша тема – это толкающие удары и их отличие от шлепающих, хлестких.

И начнем мы с просмотра важного ролика:

https://dzen.ru/video/watch/67038730d526d47b71720a7d

На ролике Автор канала «Айкитэ» довольно лихо выбивает шины из пирамиды. И что немаловажно, отлетают они достаточно далеко, и пирамида при этом остается целой. Глядя, с какой легкостью он это делает, кажется, что в этом нет ничего сложного. Тем не менее, практически никто из каратистов и ушуистов с этой задачей не справятся. Почему?

Подавляющее большинство людей не отличают толкающие удары от шлепающих и не в состоянии понять разницу в технике. Поэтому обычно бьют некий гибрид толкающего и шлепающего. И это надо сказать очень эффективные удары при ударе по человеку. Хотя и глубина проникновения у них низкая.

Сам по себе шлепающий удар обладает хорошими характеристика ускорения. Потому что в хлесте зашито центробежное ускорение. А ускорение, как известно, дает силу. Поэтому противника можно вырубить и даже выбить ему зубы обычной пощечиной. Шлепающие удары уничтожают поверхность противника, они не идут вглубь. Но при этом очень болезненные и способны вызвать болевой шок, а при попадании в определенные зоны (например, в подбородок) приводят к нокауту. Такие удары активно используются в боксе.

Толкающие удары направлены на пробивание противника насквозь или отбрасывание его далеко назад, или то и другое вместе. Такие удары довольно неестественны для человека, поэтому их мало кто тренирует и мало кто исполняет. Шлёпание – движение естественное, потому что большую часть своей жизни руки человека работают на сгиб и разгиб в локтевом суставе. А вот плечи работают ограниченно и потому, как правило, зажаты, плохо развиты.

В боевых искусствах большинство бойцов пытаются бить толкающие удары, но по факту не могут это сделать, не используя дополнительно хлест. Вернее даже не так. В основе лежит хлест. А затем, когда удар начинает входить в контакт, в него добавляют толчок. Хлест дает хорошую скорость на старте и ускорение к моменту контакта, поражает поверхность тела противника, а дальше подключается толчок, который должен идти вовнутрь. На самом деле это логичный и как бы правильный подход. Так как удар обладает в итоге двумя качествами – поражает и поверхность и глубину.

Но я бы не поднимал вопрос, если бы не было проблемы. Гибрид шлепающего и толкающего удара в процессе движения все время меняет траекторию. Поэтому толчок получается ослабленным, так как смена вектора движения рассеивает силу, а толчок не имеет дистанции для разгона, ведь он начинается…

В этих нюансах разных ударов «запряталась» одна из глобальных трагедий каратэ. Это глубочайшая халтура в технике исполнения ударов, не понимание классической техники каратэ самими каратистами.

Исходное положение руки в каратэ – кулак прижат к телу на уровне бедра, солнечного сплетения или груди. И при этом локоть во всех случаях отведен назад. В этом положении предплечье похоже на таран, который собирается выбить ворота крепости. В этом и есть суть отведения локтя назад. Предплечье получается практически параллельно земле, локоть и кулак образуют линию, которая и задает линейную траекторию для тарана. И, конечно, это должен быть толкающий удар, уходящий вглубь тела противника. Собственно, «тсуки» по-японски и означает именно толчок.

Когда я знакомился с Шототканом, то один из важных моментов было при ударе тсуки не отрывать локти от тела. За этим надо было особо следить. Вот так, как, например, это выполняет Накаяма в ролике о биографии мастера. Я сейчас представлю стоп-кадр из медленной отработки тсуки Накаямой из видеоролика:

https://www.youtube.com/watch?v=LW7SONVwS1Y

Стоп-кадр:

https://www.youtube.com/watch?v=LW7SONVwS1Y
https://www.youtube.com/watch?v=LW7SONVwS1Y

Стоп-кадр вырван из движения во время выполнения тсуки. Хорошо видно, что локоть от тела не оторван и не ушел вбок. Вроде бы так и надо делать. Это логично, это правильно.

Но что у нас есть по факту? Вот другой стоп кадр из другого видеоролика:

https://www.youtube.com/watch?v=KnIGn0QNS_8

Стоп-кадр:

https://www.youtube.com/watch?v=KnIGn0QNS_8
https://www.youtube.com/watch?v=KnIGn0QNS_8

На этом стоп-кадре запечатлен мужик в момент выполнения тсуки правой рукой. Вы заметили этот треш? Его правая рука практически похоронила линию атаки, похоронила идею мощного тарана. Она заняла положение практически перпендикулярное линии атаки! Чтобы осознать слабость этого движения, попробуйте сразу поставить руку в такое исходное положение и ткнуть вперед. Больше тут и объяснять ничего не надо.

Сила удара в этом случае всецело зависит от поворота корпуса, который создает инерционный разгон для руки. Сама же рука практически не создает усилия для давления на противника. Почему? Хлест же может быть сильным? Может. Но в данном случае кулак от правой стороны тела ушел к левой, а потом от левой опять пошел направо. Так что идея хлеста здесь также похоронена реверсным движением туда-сюда. А хлест любит однозначность – это движение с одной точки в другую, а не туда-сюда.

Ладно, будем считать, что это европейцы у нас такие неумехи. А вот японцы!

Ну что ж, смотрим на японцев. Два стоп-кадра из видеоролика:

https://www.youtube.com/watch?v=8MSecDCkYGY

Стоп-кадры:

https://www.youtube.com/watch?v=8MSecDCkYGY
https://www.youtube.com/watch?v=8MSecDCkYGY
https://www.youtube.com/watch?v=8MSecDCkYGY
https://www.youtube.com/watch?v=8MSecDCkYGY

Здесь на первом стоп-кадре – это удар правой рукой, а на втором – левой. Причем, что примечательно. Мастер один, техника у него должна быть одна, а согласно стоп-кадрам правая и левая руки у него работают по-разному.

Подобнаяы «техника», вернее ее отсуствие видна у многих (подавляющего большинства) каратистов, когда они бьют тсуки от бедра. Если посмотреть замедленно, то кулак стартует от бедра. Затем он смещается немного к центру тела, в результате чего локоть оказывается ушедшим в сторону от тела. Дальше следует хлёст – рука в локте распрямляется, кулак хлестом возвращается на линию удара от центра тала. И это происходит как раз в момент контакта с противником. Ну далее боец как-то продолжает толкать свой кулак вперед.

На самом деле, что произошло? На старте начинался удар-толчок. Затем на середине движения толчок похоронили и перешли к хлесту. А на финише похоронили хлёст и начали движение толчка, только практически с нуля.

Чем плохи такие удары? Такие удары не предназначены для преодоления препятствий и поверхностей, они не могут идти вглубь. Они всегда будут вязнуть и зацепляться за блок-сетки и уж тем более не способны преодолеть облачные блоки. Да и в реальном бою подобные удары выполнить крайне проблематично, потому что они привязаны к определенной дистанции до противника. Динамичные передвижения противника в ходе поединка такими ударами не учитываются.

Более того. При подобных ударах очень легко сломать или выбить себе кисть, если противник двинется навстречу удару или повернет корпус.

Таранно-толчковые удары – другие. Они рассчитаны на преодоление «толстого» препятствия. Для них уже не так важно, насколько противник приблизился или отдалился в ходе боя. Таранные удары мало зависят от воздействия на них сбоку, сверху или снизу. Такие удары можно реально довести до уровня тарана, когда они вообще не будут реагировать на внешние воздействия.

А теперь надо добавить в наш салат чуть теории. В универсальной боевой системе различают удары: вперед, прямые и прямолинейные.

Удар вперед – здесь кулак летит вперед. Только кулак и просто кулак. Где в это время гуляет локоть – фиолетово. Главное, чтобы кулак шел вперед к противнику. Траектория кулака особо не важна, но в ней во всех случаях вектор вперед должен преобладать над остальными. Именно так бьют в классике бокса, в каратэ и в куче других китайских стилей.

Прямой удар – здесь локоть однозначно должен находиться сзади кулака. Как на старте удара, так и в процессе движения, и на финише. Здесь логика проста – плечо толкает локоть, и только затем уже локоть толкает кисть (кулак). Интересный момент. В таких ударах нет необходимости вкладывать в них корпус. Сила удара такова, что явно не меньше удара вперед с вложением корпуса. Из-за того, что не вкладываем корпус, есть возможность нанесения скоростной серии мощнейших ударов. Ну и еще куча других интересных плюшек.

Логика каратэ как раз и настроена на прямые удары. Отведение локтя назад должно сохраняться в момент удара, превращаясь в таран. Но из-за низкой образованности каратистов и низкого качества обучения, эта тема безвозвратно похоронена.

Прямолинейный удар – это в некотором роде треш трешей. Здесь удар идет четко по линии, образованной кулаком и локтем. Анатомия и биомеханика не позволяют это выполнить, хоть стреляйся. Поэтому прямолинейные удары – это максимальное приближение к этой линии. А потому у них есть свой регламент, состоящий из сравнительно маленького списка технических ударов. Кстати, тренировки на несущих стенах домов и стальных листах проводятся исключительно при помощи прямолинейных ударов.

Ну и теперь вернемся к началу статьи и в свете этой информации давайте еще раз более внимательно посмотрим на ролик Айкитэ:

https://dzen.ru/video/watch/67038730d526d47b71720a7d

Айкитэ имеет базу каратэ. И если мы посмотрим на его ролики, гдо он выполняет ката, удары по воздуху, удары по макиваре, то увидим ту же размазанность вектора удара, как и у всех. Но потому его чего-то посетило или осенило, и он попробовал выбивать шины из пирамиды. И вот тут случился конфуз со всей техникой классического каратэ. Она как оказалось, просто не работает.

И Айкитэ пришлось на ходу перестраиваться, как говорится, жизнь заставила, вернее шины в пирамиде.

Далее я приведу текст из своего коммента к ролику Айкитэ, что не повторяться и не мучиться лишний раз с писаниной:

«На что следует обратить внимание прежде всего? Это на зависимость старта удара от высоты цели. Невозможно ударить от бедра как в каратэ в цель на уровне головы или груди. Автор правильно показывает и правильно говорит, что удар от бедра идущий вверх пойдет по диагонали и шину выбить не получится. Вывод каков? Таков, что удары от бедра, направленные вверх, не обладают хорошей пробивной способностью. Именно пробивной.

Второй вывод, который из этого следует, - чем выше цель, тем выше должно быть стартовое положение руки. Чем ниже цель, тем ниже. Поэтому всякие классические положения кулаков у бедра или у груди - я бы сказал просто неуместны. Все должно зависеть от ситуации.

Следующий момент. Это высота локтя в момент удара. Дело в том, чтобы достичь точного удара, достаточно движения кулака. Чтобы достичь сильного удара, достаточно к кулаку добавить движение корпуса, которое усиливает толчок кулаком. Да, движение корпуса усиливает толчок, а не удар. Тут есть своя тонкость, ее надо уметь видеть и понимать, что такое толчок в ударе.

А вот чтобы добиться пробивного удара, который может пройти насквозь, тут нужна высота локтя в момент удара. Чтобы предплечье было на максимально прямой линии, идущей к цели. Потому что пробивную силу задает именно локоть, а не корпус и не кулак. Что мы и видим у Автора, когда он выбивает шину, у него локоть поднимается практически на высоту выбиваемой шины. И это уже совершенно другие, особые удары.

Ну и третий момент - необходимо постараться удержать прямолинейность, то есть предплечье от локтя до кулака должно идти по ровной линии, направляясь к цели. Направление этой линии и покажет, куда полетит шина. В нашем случае линия удара должна быть максимально приближена к перпендикуляру к пирамиде».

Ну давайте, пока все в этой теме. Искренне ваш, универсальный анализ боевых искусств, который поменял погоняло на «универсальная боевая система». Хрен редьки не слаще. Тем не менее…