3 октября в Дарвиновском музее состоялось торжественное открытие выставки "Из соколиного гнезда", приуроченное к 120 летию скульптора Алексея Георгиевича Сотникова (1904—1989).
"Из соколиного гнезда" удивительная выставка, на которой собраны уникальные экспонаты, главное место из которых занимают работы А.Г. Сотникова, органично дополненные творениями других скульпторов Дулевского фарфорового завода. Среди которых работы А.Д.Бржезицкой, П.М.Кожина, Е.И.Гатиловой и др.
В экспозицию вошли предметы из собрания Дарвиновского музея и семьи Белашовых. Внучка А.Г. Сотникова предоставила предметы из семейного архива. Дулевский фарфоровый завод современную скульптуру по авторским моделям Сотникова.
Академик Российской академии художеств С.А. Щербаков, предоставил бюст А.Г. Сотникова
С официальной информацией можно ознакомиться на сайте музея.
Мне же хотелось поделиться с вами интересными заметками к экспонируемым предметам, подготовленными Надеждой Трегуб. Они живо и ярко иллюстрируют экспонаты, дают полное понимание, что особенно важно для посетителей самостоятельно осваивающих экспозицию.
"Было мне четырнадцать лет. На пруду старик ставил верши. Мы взяли его лодку и вытащили снасти. Смеялись, баловались, лодка закачалась, набрала воды. Как раз этот момент изображён мною".
"Интересна история создания скульптурной композиции "За жизнь"(Операция). Многие часы провел А.Г. Сотников в операционной Курганинской больницы, наблюдая за работой прекрасного хирурга Василия Сергеевича Каменева, до края зарисовки. И вот по итогам этой огромной работы появилась эта масштабная, многофигурная композиция. Вся скульптурная фигура отливается по гипсовым формам. Для простой фигурки достаточно формы из двух частей. Но у Сотникова таких и нет. Форма скульптуры "За жизнь" состоит из сорока частей."
""Дед Мазай и зайцы" — иллюстрация к известному произведению Н.А. Некрасова. Здесь близкая художнику тема общности человека и попавших в беду зверей нашла своё воплощение. Композиция, изображающая плывущего в лодке деда Мазая, была задумана как один из сюжетов для предполагаемых фонтанов. У Сотникова таких проектов было несколько, часть из них осуществлена. На Международной выставке в Брюсселе (1958), привлекая к себе внимание зрителей, действовали три фонтана — "Рыбки", "Медведь" и фонтан с лягушкой."
"В 1937 году в Париже проходила Всемирная выставка под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Дулевский фарфоровый завод представил скульптуру «Ягненок» А.Г. Сотникова, чайные и декоративные сервизы других художников. Жюри присудило заводу высшую награду Гран-при, художники и скульпторы были награждены девятью золотыми (Сотников) и семью серебряными медалями."
"На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году "Сокол" получил высшую награду — Гран при. С 1962 года графическое изображение сокола — эмблема Дулёвского фарфорового завода."
"Как то отара пошла, а в кустах в это время — гусыня с гусятами. Ягнёнок к ним, гусыня шипит, гусята от неё прячутся, вот и получился переполох."
Ниже представлены работы скульптора Дулевского фарфорового завода Е.И.Гатиловой.
На выставке также были представлены уникальные зарисовки А.Г.Сотникова. В которых легко узнаваемы его скульптуры, например "Ягненок", представленный на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и проникновенная работа "Выстрел".
Книги, монографии и статьи о жизни и творчестве А.Г. Сотникова, можно было увидеть на выставке.
Благодарю за приглашение Надежду Трегуб, автора выставки!
Рекомендую к прочтению.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Искусствовед, художник куратор выставок