Найти в Дзене
Пятый канал - новости и видео

Шакал в клетке: кем на самом деле был Ильич Рамирес Санчес - революционером или террористом?

Оглавление

Ильич Рамирес Санчес, он же Карлос Шакал, он же террорист №1 в мире, на руках которого кровь около полутора тысяч человек, 12 октября отмечает 75-летие. Юбилей ему придется справлять во французской тюрьме, где он с 1994 года отбывает пожизненный срок.

Шесть лет назад Карлос Шакал написал письмо на имя президента РФ Владимира Путина с просьбой о предоставлении ему российского гражданства, однако ответа не получил.

Тем временем 20 деятелей культуры из России, включая писателей и журналистов, направили властям Франции петицию с просьбой помиловать террориста.

Средний вовсе был…

Ильич Рамирес Санчес родился в Венесуэле в 1949 году. Его отец был преуспевающим богатым адвокатом, что не мешало ему исповедовать марксизм и яро поклоняться вождю мирового пролетариата, в честь которого он назвал трех своих сыновей: старшего – Владимиром, среднего – Ильичом, младшего – Лениным.

Именно средний – Ильич – прилежнее всех впитал наставления отца о мировой революции и вступил в «Коммунистическую молодежь Венесуэлы» – молодежное крыло местной коммунистической партии.

Впрочем, в те годы юный революционер еще не ступил на кровавый путь терроризма.

После развода родителей Ильич с матерью уехал в Лондон, а еще через некоторое время, в 1968 году, перебрался в Москву, где поступил в университет дружбы народов. Об этом похлопотал его влиятельный отец, добывший для сына учебный грант через Советско-Венесуэльское общество дружбы.

Учеба не увлекла молодого Санчеса, коменданты общежития регулярно жаловались на него из-за нескончаемых попоек и вечеринок. А вскоре его учебный грант и вовсе был отозван.

Это произошло из-за раскола в молодежном крыле венесуэльской компартии, в ходе которого Санчес занял сторону радикального крыла. В результате его исключили из университета.

Впрочем, сам будущий террорист был даже рад такому повороту событий, так как жаждал веселых и опасных приключений. Еще в Москве он познакомился с одним из деятелей "Народного фронта освобождения Палестины" (НФОП) Мохаммедом Будиа, который вербовал молодежь с левыми взглядами для «революционной» работы в Европе.

По его приглашению Санчес приехал в нелегальный лагерь подготовки боевиков и террористов в Иордании. Там его кураторы быстро поняли, что Санчес – это тот, кто им нужен.

Он был деятелен и буквально рвался в бой. При этом он был богат, знал несколько языков и обладал хорошими коммуникативными способностями. Именно в лагере для боевиков Санчес получил свое революционное прозвище Карлос.

Первая кровь

Кровавый «дебют» Санчеса, теперь уже Карлоса, состоялся 21 февраля 1970 года, когда он заложил бомбу в швейцарский самолет, направлявшийся из Цюриха в Тель-Авив. В результате погибли двести человек.

В 1971 году Карлоса приехал в Европу и попеременно жил в Париже и Лондоне. В его задачи тогда входило составление списков потенциальных жертв – тех, кого можно взять в заложники или показательно убить.

В это же время Карлос завел несколько любовниц в разных странах. В их квартирах он устраивал тайники для секретных документов и оружия.

Активизировался Карлос 1973 году, когда решил отомстить за гибель своего куратора Будиа.

Тот был взорван в собственном автомобиле израильскими спецслужбами, которые устроили настоящую охоту на лидеров террористов после убийства израильских спортсменов-олимпийцев.

Своей мишенью Карлос избрал президента одной из крупнейших в Европе компаний по производству одежды Marks & Spenser. Однако покушение не удалось, жертва после огнестрельного ранения выжила.

Следующий теракт, совершенный Карлосом в лондонском отделении израильского банка "Апоалим", тоже обошелся без жертв. Брошенная террористом бомба лишь нанесла незначительные повреждения зданию.

Третий теракт Карлоса – подрыв машин возле редакций ряда "сочувствовавших Израилю" французских изданий – был совершен с целью предупреждения и устрашения и изначально не предусматривал жертв.

На пути к «славе»

Вскоре Карлос получил задание от нового шефа – Мохаммеда Мухарбаля захватить французское посольства в Гааге. Его подельниками должны были стать леворадикальные террористы из "Японской красной армии".

Планировалось, что японцы ворвутся в посольство и возьмут в заложники посла. Карлос должен был встретить их на месте и участвовать в операции вместе с ними.

Однако японцы опоздали, и Карлос, чтобы не привлекать к себе внимания, покинул место встречи. Приехавшие японцы ворвались в здание и захватили посла Сенара, потребовав самолет.

Тем временем Карлос впал в панику. Его охватил страх, что японцы сдадутся, и он решил действовать в одиночку. Имея при себе ручную гранату, он метнул ее в толпу людей возле одного из киосков и скрылся.

Погибли два человека, более 30 были ранены. За этот теракт Карлос позднее получил третий пожизненный срок.

Всего через месяц Карлос участвовал в новом теракте по приказу Мухарбаля, в ходе которого планировалось проникнуть на взлетно-посадочную полосу парижского аэропорта Орли и сбить из гранатомета приземляющийся авиалайнер.

Днем операции было назначено 13 января 1975 года, а целью – самолет израильской авиакомпании El Al, летевший из Нью-Йорка. Сообщником Карлоса стал немецкий ультралевый радикал Вайнрих.

Они припарковали автомобиль между двумя терминалами аэропорта, в пределах досягаемости взлетно-посадочной полосы для выстрела из гранатомета, и стали ждать.

При заходе лайнера на посадку Вайнрих достал оружие и начал прицеливаться. В этот момент его заметила охрана аэропорта и подняла панику. В спешке подельник Карлоса промахнулся.

Вторая попытка тоже оказалась неудачной, после чего оба террориста прыгнули в машину и уехали.

Карлос позднее связался со СМИ и пообещал закончить начатое дело. При этом ему хватило дерзости действительно повторить попытку теракта. Всего через четыре дня он был в аэропорту с новым подельником – палестинцем.

Однако и на этот раз исполнить кровавую задумку не удалось. Людей в аэропорту оказалось намного больше обычного, и Карлос с сообщником до последнего момента не могли вынести спрятанный туалете в гранатомет.

Когда им это все же удалось, и они побежали с оружием к самолету, охрана открыла по ним огонь. Террористам пришлось захватить десять заложников и запереться в туалете, требуя предоставить самолет.

В начавшейся суете Карлосу благодаря европейской внешности удалось улизнуть.

Террорист №1

Самое удивительное, что после целой серии дерзких терактов Карлос оставался вне поля зрения правоохранителей.

Возможно, это еще долго удавалось бы ему, если бы не предательство со стороны Мухарбаля.

Будучи под наблюдением полиции, тот встретился с Карлосом, а позднее на допросе выдал возможные места его пребывания.

Через несколько дней агенты спецслужб нагрянули в квартиру одной из многочисленных любовниц Карлоса в самый разгар шедшей там вечеринки.

Но террорист оказался настолько ловок, что застрелил предавшего его Мухарбаля и всех троих агентов и сбежал через окно.

Однако вскоре правоохранители накрыли сеть конспиративных квартир Карлоса, так как его бывший шеф успел выдать перед гибелью их адреса.

Везде было найдено оружие, фальшивые документы, списки потенциальных жертв и планы терактов. Так Карлос в одночасье стал террористом №1 во Франции.

Прозвище же «Шакал» приклеилось к Карлосу с легкой руки одного из журналистов, который обратил внимание на обнаруженный в одном из убежищ террориста триллер "День шакала".

Пик карьеры

Захват штаб-квартиры ОПЕК в Вене 21 декабря 1975 года стал вершиной террористической деятельности Шакала Карлоса.

Тогда группа руководимых им боевиков ворвалась в здание, застрелив полицейского и одного из охранников и захватив несколько десятков заложников, среди которых были министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии и министр внутренних дел Ирана.

После этого террористы потребовали предоставить им самолет и зачитывать каждые два часа по австрийскому радио на французском языке манифест палестинских террористов, грозя иначе начать убивать заложников.

Власти Австрии сочли требования террористов вполне приемлемыми. На следующее утро Шакал отпустил часть заложников, а с остальными выехал в аэропорт.

Предоставленный террористам самолет приземлился в Алжире, где Карлос отпустил еще часть заложников.

От руководства НФОП Шакал получил приказ убить взятых им в заложники саудовского и иранского министров, однако вместо этого он потребовал за них выкуп и политическое убежище в Алжире.

По различным оценкам, Шакал и его подручные получили от 20 до 50 миллионов долларов за освобождение министров.

Ошибка террориста

После операции в Вене Шакал стал террористом № 1 уже во всем мире. Тем временем на совещании руководителей НФОП в Йемене Карлос был изгнан из рядов организации за невыполнение приказа ликвидировать двух министров.

После этого Шакал поначалу скитался между Ливией, Южным Йеменом, Сирией и Ираком, пытаясь создать свою террористическую корпорацию.

В то же время он наведывался в социалистические страны Восточной Европы, имея небольшие базы в Венгрии, ГДР и Румынии. При этом местные спецслужбы стран вели за ним наблюдение, но не трогали.

Ряд неудачных заказных покушений, проваленных людьми Шакала, привел к тому, что его отношения с Ливией охладились. А к середине 80-х границы для террориста №1 закрыли ГДР, Румыния и Чехословакия.

Шакал осел было в Сирии, однако и оттуда на волне сближения с Западом его вскоре выдворили в Йемен. Там его хоть и встретили с почестями, но через 24 часа выслали обратно, дав понять, что он не нужен.

То же произошло и в Иордании. В итоге единственным государством, согласившимся его принять, стал Судан. Карьера Шакала стремительно близилась к бесславному концу.

Бесславный конец

Карлос был задержан французскими спецслужбами в Судане в 1994 году. Перед этим суданские правоохранители под надуманным предлогом вывезли Шакала из его дома на одну из вилл на окраине города.

Ночью его связали, вкололи транквилизатор и передали французским агентам на аэродроме в Хартуме.

В 1997 году Шакал был приговорен к пожизненному сроку за убийство агентов французских спецслужб. В 2011 году он получил второй пожизненный срок за организацию серии взрывов с целью освобождения своей любовницы Магдалены Копп.

Наконец, в 2017 году Карлос был приговорен к третьему пожизненному заключению за бросок гранаты в толпу. По всем срокам он не имеет права на досрочное освобождение.

Кто-то считает Шакала революционером, кто-то – преступником и террористом.

Например, у Санчеса было много сторонников, особенно в его родной стране. Одним из них был президент Венесуэлы Уго Чавес (умер 5 марта 2013 года), который называл заключенного своим другом и рассказывал, что переписывался с ним.

Так, в 2009 году еще на тот момент венесуэльский лидер заявил, что Санчес был осужден несправедливо и на самом деле был настоящим «революционным борцом».