В XX веке в вопросах воспитания детей произошла революция: общество не только пришло к выводу, что это нужно делать, но и озаботилось вопросами теории, причём довольно основательно.
Например, ученым удалось выяснить: от того, как родители взаимодействуют с ребенком, насколько жестко контролируют его, насколько они заботливы, зависит то, каким ребёнок вырастет.
Какие бывают стили воспитания?
На самом деле классификаций очень много, но большинство исследователей сходятся в том, что можно выделить четыре основные модели:
- Авторитарную,
- Авторитетную,
- Попустительскую,
- Невовлеченную.
Последние две в России часто называют центробежной и центростремительной соответственно, но это не очень корректно. Расскажем вкратце о каждой такой модели и её ключевых особенностях.
Авторитарная модель
В рамках такой модели ребенка содержат в строгости, его жизнь обусловлена множеством правил, которые предполагают беспрекословное подчинение. Мнение ребенка родителей не интересует, он не является равноправным участником семейных взаимоотношений и лишь обязан подчиняться. В случае неподчинения следует наказание, довольно часто — физическое, а даже если и нет, то все равно суровое и непропорциональное. Родители в таких семьях редко бывают заботливыми, зато часто предъявляют к своим детям завышенные требования.
На выходе часто «получается» агрессивный, не умеющий управлять своим эмоциональным состоянием, крайне несамостоятельный человек. Из преимуществ — он умеет следовать правилам и не испытывает в этой связи существенного дискомфорта. С другой стороны, у таких детей невысокая самооценка (если вообще есть), серьезные трудности с самореализацией и социализацией: кто будет тебя любить, если даже самые близкие пренебрегают, подменяя любовь субординацией?
Очень часто авторитарная модель сопутствует социальному неблагополучию — в этом случае родители стремятся дать ребенку внимание и заботу в той единственной доступной форме, каковой располагают. По статистике, авторитарные семьи часто получаются у военных и сотрудников правоохранительных органов.
Авторитетная модель
В таких семьях взрослые выстраивают со своими детьми достаточно близкие, основанные на разумном сочетании внимания, дисциплины, правил и свобод отношения. С одной стороны, как и в авторитарных семьях, есть жесткие правила. С другой — у ребенка есть право инициировать их обсуждение, а при соблюдении ряда условий даже и пересмотр. Наказания практикуются, но носят менее формальный характер: куда важнее поддержать правильную модель поведения, нежели покарать за неправильную.
Подобная модель воспитания считается сейчас максимально уместной и эффективной. Она помогает ребенку стать самостоятельным и ответственным, уверенным в себе, учит управлять временем и эмоциями. Довольно часто дети из таких семей занимают лидерские позиции среди сверстников, но и в компании со взрослыми или детьми другого возраста им достаточно комфортно.
Попустительская модель
В таких семьях детей окружают любовью и заботой, почти ничего от них не требуют и не ждут, поэтому получается скорее дружба, чем родительская опека. Правда, у ребенка в такой семье не формируется понятий о субординации и дисциплине, а в окружении откровенно не хватает взрослого, который мог бы направлять, корректировать поведение и служить личным авторитетом. Отсюда капризы, трудности с учебой, наплевательское отношение к своему здоровью и многие другие особенности, вроде тяги к фастфуду или перееданию.
Подростки из семей, где родители придерживаются подобной поведенческой модели, обычно склонны к импульсивному поведению, эгоизму, им трудно руководить своими действиями. С другой стороны, проявления агрессии если и случаются, то реже, чем у детей из авторитарных семей, да и проявляются не так радикально.
Модель невовлечения
Этот случай — мимо заботы и уважения, мимо авторитета и даже мимо авторитаризма. Родители в таких семьях дистанцируются от детей, не принимая участия в их воспитании практически совсем. В результате ребенок вынужден рано становиться самостоятельным, ведь ему приходится рассчитывать лишь на себя. Ранний выход на работу, проблемы с учебой, на которую попросту не хватает времени, необходимость брать на себя не свойственные детям функциональные роли — всё это судьба детей из семей с невовлеченными в процесс воспитания родителями.
Такие дети испытывают серьезные трудности с психоэмоциональным здоровьем: им трудно формировать социальные связи, у них донельзя бедный эмоциональный интеллект и эмоциональный диапазон.
Как мы уже отмечали выше, этой классификацией всё не ограничивается — есть, к примеру, популярная модель Эйдемиллера, одного из отцов-основателей семейной терапии. «По Эйдемиллеру» стилей родительства пять: гиперпротекция (которая, в свою очередь, имеет две разновидности — потворствующая и доминирующая), эмоциональное отвержение и, наконец, повышенная моральная ответственность.
Почему родителям важно правильно выбрать стиль воспитания?
Прежде всего потому, что от правильного выбора в этом вопросе будет зависеть, насколько ребенок будет ощущать себя хорошо в семье, насколько будет востребован (уж извините за циничный термин). От модели воспитания зависят такие качества, как дисциплина и самодисциплина, ответственность, умение управлять временем, уверенность в себе.
Важный нюанс заключается в том, что воспитание не замыкается на отце и матери — необходимо, чтобы позиция бабушек и дедушек, равно как и других статусных взрослых, играющих важную роль в жизни ребенка и тем более его воспитании, была консолидированной. Противоречия в таких вопросах похоронят любую, даже самую правильную модель.
Что нужно поменять в себе?
Чтобы быть хорошим и эффективным родителем, нужно воспитывать не столько ребенка, сколько себя самого. Важны такие качества, как:
- Умение рефлексировать и саморефлексировать — подвергать свое и чужое поведение критическому анализу, уметь работать с ошибками, причём как собственными, так и чужими;
- Способность достигать эмоциональной близости. Лирический герой одной песни утверждал, что важнее всего — погода в доме, и трудно придумать что-то более правильное на этот счёт;
- Последовательность: если у ребенка не будет опыта, когда значимый взрослый безоговорочно выполняет обещанное, он и сам никогда не сможет выполнять свои обещания — ни данные окружающим, ни, что ещё более важно, себе;
- Умение отсекать негативные проекции. Часто мы проецируем на других людей свои негативные эмоции. Ребенок, как кажется многим, подходит для этого как никто другой — у него нет возможности «отрезать» такого токсичного взрослого, он априори испытывает чувство вины, даже если ни в чём не виноват. Жить под спудом такой выдуманной вины — и не абы кем, а близким, любящим, а то и любимым человеком! — очень тяжело, поэтому задача ответственного взрослого — найти другие способы справляться со своими психологическими проблемами;
- Умение работать в команде и при этом играть честно;
- Умение работать со своими чувствами и эмоциями, понимать причины их появления, механизмы выражения, способы трансляции. Имея перед глазами такой пример, дети и сами, скорее всего, научатся поступать в подобной ситуации правильно.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.