Найти в Дзене
Пераново перо

Стас Садальский: "Прощай, "Современник"!

15 октября 68 лет назад состоялся первый сбор труппы нового театра «Современник». Более сорока лет художественным руководителем труппы была народная артистка СССР, режиссер Галина Волчек.

Галина Волчек, Юрий Богатырев и Станислав Садальский. Фото из архива театра "Современник".
Галина Волчек, Юрий Богатырев и Станислав Садальский. Фото из архива театра "Современник".

Этот кадр с репетиции съемок фильма «Уникум», который вышел на экраны в 1983 году. Вместе с Волчек на фото: Юрий Богатырев и Станислав Садальский, которые к тому времени уже покинули театр «Современник», который с 1972 года возглавляла Галина Борисовна. Поначалу многие удивлялись: женщина и вдруг режиссер!

- Это, на самом деле, не женское дело. Даже слово – режиссер – нет в женском роде, - говорила в интервью сама Галина Борисовна. – Эта профессия требует невероятной внутренней силы, терпимости, тех качеств, которых у женщины от природы меньше, чем у мужчины. Свою силу характера нужно запрятать куда-то внутрь и быть терпеливым. Но я главным режиссером-то стала по велению коллектива, - к этому никак не рвалась.

Драматург и журналист Глеб Скороходов рассказывал:

- Волчек встретила народную артистку СССР Веру Марецкую, которая сказала: "Галя, что я слышала?! Ты стала режиссером?! Я, конечно, поздравляю тебя, но это ужасно: теперь ты будешь ходить широким мужским шагом с потертым портфелем подмышкой и в омерзительном, уродующем фигуру синем костюме с квадратными плечами тяжелоатлета!" Она рассмеялась и потребовала от Волчек клятвы, что такая трансформация никогда не произойдет. Сквозь смех Галина поклялась (и это шутливое обещание блюдет неукоснительно), что никогда в ее жизни не будет ни портфеля, ни костюма с плечами, а к каждой новой постановке будет новое платье и такое, что вызовет зависть у всех женщин, пришедших на премьеру!»

Действительно, до конца жизни Галины Борисовны все восхищались ее вкусом в одежде, под цвет выбранному аксессуару и, конечно, ювелирным украшениям.

«В ней, толстой, совместилось тонко:

Любовь к искусству и комиссионкам!»

- написал о ней эпиграмму Валентин Гафт.

- Она скупала бриллианты горстями, - вспоминает Станислав Садальский. – Говорила молодым актрисам: «Ой, вы и так красавица, зачем вам это колечко - дайте мне. Вы все думаете о себе, а я обо всем театре».

За глаза в театре ее называли: ГБ (Галина Борисовна) или Хасей. Как говорят, это настоящее имя Волчек. Конечно, в свое время, по понятным причинам, имя она поменяла.

В «Современнике» Садальский проработал девять лет. И даже был секретарем комсомольской организации театра.

- И вот я узнаю, что в Бауманский райком ВЛКСМ пришли путевки на остров Святого Стефана - самый дорогой курорт Югославии, - рассказывает Станислав. - А мы, тогда как раз избирали Брежнева. Я прихожу к первому секретарю Бауманского райкома комсомола и говорю: «Отправь меня бесплатно на остров, ты же за рабочих платишь?». А он отвечает, что не может, поскольку за рабочих платит завод, но если за меня это сделает «Современник», то тогда путевку удалось бы урвать. И посоветовал сыграть бесплатный спектакль, так называемую, «привлечёнку», а деньги за него перечислить райкому. У меня только лицо глупое, а так-то я умный. Иду на главпочтамт и даю телеграмму: «Москва. Кремль. Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу. Уважаемый Леонид Ильич! В свой выходной день, 12 апреля, мы даем спектакль в фонд памяти погибших коммунистов». Все деньги до копейки я пообещал перечислить на счет Бауманского райкома ВЛКСМ. И подписался: «Секретарь комсомольской организации театра «Современник» Стас Садальский». Затем пришел к Волчек: "Галина Борисовна, я отправил телеграмму в Кремль Брежневу". - "Ты идиот?!". А все уже звонят по «вертушке», мол, это хорошее мероприятие. «Вы против?» - спрашиваю. «Я – за». А что ей оставалось делать?! Так вопреки Волчек и благодаря Брежневу я первый раз съездил за границу.

Интервью со Стасом Садальским читайте на канале "Пераново перо":

Кстати, Галина Борисовна так отзывалась об актере: «Садальский - дурак: говорит одно, думает то же самое». На актерском поприще в театре ему не везло, играл до обидного мало. Станислав часто вспоминает, как Галина Борисовна говорила ему: «Знаешь что, Садальский, не все бифштексики. Надо кому-то и гарнирчиком быть».

- Вот я все время и выходил в качестве горошка, - шутит артист.

Терпение его лопнуло после того, как Галина Борисовна объявила о своем решении перевести Садальского, единственного из труппы, на договор. Оскорбленный актер отказался под предлогом, что его «ждут на съемках в иностранной кинокомпании», и покинул театр. С тех пор успешно работает только в театральных антрепризах

Станислав Садальский и Елена Коренева в спектакле театра "Современник"  "Принцесса и дровосек".
Станислав Садальский и Елена Коренева в спектакле театра "Современник" "Принцесса и дровосек".

Юрий Богатырев стал артистом «Современника» в 1971 году, после того, как окончил театральное училище имени Щукина. К слову, вместе с ним учились такие будущие знаменитости, как Наталья Гундарева, Константин Райкин, Наталья Варлей...

О Натальей Гундаревой читайте в статье канала "Пераново перо":

- Помню, что я пришла смотреть дипломный спектакль в училище и там была группа молодых ребят, которые мне показались очень интересными артистами. Как потом выяснилось, я не ошиблась, интуиция меня не подвела. И сразу всех их пригласила в театр, - рассказывала Галина Волчек. - Юрий был такой тихий, скромный. Когда ему что-то говоришь, спрашиваешь, от стеснения глаза опускал вниз. У нас с ним сложились хорошие, доверительные, теплые отношения.

Тем не менее, поначалу артисту доставались роли в массовке. Это потом ему стали давать заметные роли. Например, его герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» стал событием в театральной Москве. В первый год работы выделили комнату в общежитии, кстати, в квартире, где когда-то жила революционерка Инесса Армандт.

Как вспоминают коллеги, Богатырев боготворил, обожал Волчек. Даже носил майку с ее изображением. А еще, почти каждый день мыл машину Галины Борисовны. Конечно, многие в театре думали, что молодой актер, таким образом, старается понравиться режиссеру. На самом деле, это не был подхалимаж, а совершенно искренняя влюбленность в человеческие и режиссерские качества Волчек.

Через несколько лет худрук «Современника» охладела к Богатыреву и перестала давать новые роли. В труппе знали, что такое у нее часто случалось: сначала полюбит, но потом забывает. В 1976 году Юрий ушел во МХАТ имени Горького. Сама Волчек признавалась, что потом пожалела об этом.

О съемках фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" с участием Юрия Богатырева читайте в статье канала "Пераново перо"

Станислав Садальский. Рисунки Юрия Богатырева (sadalskij.livejournal.com)
Станислав Садальский. Рисунки Юрия Богатырева (sadalskij.livejournal.com)

- Мы мало придавали значения его рисункам: ну пишет и пишет, - вспоминает Садальский. - В «Современнике» Юра рисовал всех подряд - актеров, уборщиц, билетеров, вахтеров, осветителей. Рисовал быстро, раздаривал еще быстрее. Это сейчас профессионалы говорят, что его рисунки гениальны, что Юра был художником от Бога. А он мечтал о выставке. В январе 1989-го Юра готовил эту первую в своей жизни персональную выставку. Очень ждал ее, радовался, как ребенок. Она должна была открыться в Москве 6 февраля в Доме-музее Ермоловой на Тверском бульваре. Но в этот день мы Юру хоронили, 2 февраля он умер.

фото Валерия Плотникова
фото Валерия Плотникова
Фотогалерея Валерия Плотникова | Дзен

В своем блоге Станислав Садальский признался, что незадолго до смерти Галины Волчек помирился с ней. В этом поучаствовала актриса Людмила Максакова, которая устроила встречу. «Год назад мы в Юрмале встретились, я очень рад, что перед смертью какие-то добрые слова ей сказал. Я говорю: «Галина Борисовна, вы моя любимая актриса». Она говорит: «Вот спасибо, мне так мало говорят, что я актриса», – вспоминает Станислав. И высказался о панихиде: «Ушел с прощания. Просили выступить, но не стал. Какая-то эстрадная попса и околотеатральная тусовка. Есть, конечно, искренние, но море ненужных людей и слов… Сегодня последний день жизни театра. Я отдал поклон и Дому, и его Хозяйке. Простите и прощайте, моя дорогая. Прощай, «Современник».

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов