28 августа народной артистке России Наталье Гундаревой исполнилось бы 76 лет. Многие зрители до сих пор не могут поверить в уход из жизни любимой актрисы. Настолько Наталья Гундарева была живой, близкой и настоящей. Хотя и тяжело болела в последние четыре года жизни, все-таки все верили: она сильная, обязательно выкарабкается. Но долгожданного чуда не произошло, - актриса умерла в 56 лет.
Когда-то ее спросили в интервью: «Наталья, как вы можете быть такой сильной?» На что Гундарева ответила: «Потому что я слабая. У меня иного выбора нет, как оставаться сильной. Нужно как-то удерживаться внутри себя. Жизнь - это в некоем роде трагедия, так как трагичен исход: мы умираем. Я думаю, что внутри все мы несчастливы и одиноки»... Впечатление, что эти слова прозвучали, как исповедь. Хотя в жизни актриса никогда не жаловалась, надеялась только на себя и много работала.
Ее излишня самостоятельность, - это из детства. Девочка Наташа из московской коммуналки с Таганки была предоставлена сама себе. Родители – оба инженеры, работали целыми днями, а значит, маленькая Гундарева сама занималась хозяйством. Рано научилась готовить, убираться, ухаживать за своей одеждой. И это, по ее признанию, отразилось на ее независимом в будущем характере. Хотя ребенок все равно оставался ребенком.
Последний супруг Натальи Гундаревой артист Михаил Филиппов вспоминает в своей книге «Наташа»: «В Тебе, взрослой женщине, удивительным образом жил ребенок, маленькая девочка из песочницы, которая с подкупающей доверчивостью рассказывает первому встречному: «А у нас сегодня на обед были котлеты с макаронами и компот». Ты меня смешила рассказом из собственного детства, как однажды ночью объелась вареньем, прокравшись тайком от взрослых на кухню, а потом ужасным шепотом будила: «Мамочка, милая мамочка, меня рвет».
В театральную студию она попала еще школьницей, а в 15 лет уже выступала в театре Юного москвича во Дворце пионеров на Ленинских горах. Кстати, в свое время там занимались и другие юные будущие звезды: Людмила Касаткина, Ролан Быков, Ольга Кабо, Эльвира Болгова, Вячеслав Спесивцев, Виктория Толстоганова... Несмотря на лишний вес, из-за которого поначалу не хотели принимать юную Наташу, она тут же стала ведущей актрисой этого самодеятельного театра. Конечно, Гундарева уже тогда задумала поступать в театральное училище. Однако, еще сомневаясь, держала экзамены в МИСИ (правда, потом забрала документы), и даже работала чертежницей у мамы в конструкторском бюро, параллельно готовясь к поступлению в театральное училище. Поступила Наталья в Щукинское училище со второго раза, на курс Юрия Катин-Ярцева, где вместе с ней учились такие будущие знаменитости, как Юрий Богатырев, Наталья Варлей, Константин Райкин и другие.
- Мне кажется, она уже пришла готовой актрисой, - рассказывает Константин Аркадьевич. – Нам она казалась уверенной в себе, такой состоявшейся. Это у нее уже от природы, что бывает крайне редко. Да и относилась она к нам как-то… Например, помню, как она называла меня «несчастным сыном гениальных родителей». Знаете, я не могу сказать, что у нас были какие-то совсем близкие, игривые отношения. С ней этого невозможно. Она – уже тогда была человеком авторитарным. Я ее даже побаивался. Могла ТАК сказать, что тут же опускаешься на землю. Помню, когда мы окончили училище, ее брали в труппу несколько театров. Но выбрала она театр имени Маяковского. Я ей говорил: «Ты что, там же Андрей Гончаров! Про него говорят, он так унижает артистов, кричит на них, сумасшедший!» На что она мне ответила: «А я люблю сумасшедших режиссеров!» И такая она была во всем, переубедить Наташу в чем-то было сложно.
В театре имени Маяковского Гундарева отработала 34 года. И все это время по-особому уважала режиссера Андрея Гончарова. Говорила о нем:
- Я его всегда любила, не боялась. Даже, когда ругались, все было в рабочем порядке.
Только однажды она обиделась на Гончарова. Во время репетиции спектакля «Банкрот, или Свои люди - сочтемся», где главную роль Липочки поначалу репетировала Татьяна Доронина, Гундарева находилась в зале. Сегодня эту историю работники театра рассказывают по-разному. Одни говорят, что режиссер не был доволен игрой Дорониной. Другие, что Доронина решила в этот момент сама уйти из спектакля. Но кто-то предложил Андрею Александровичу попробовать Наталью Гундареву. На что Гончаров ответил: «Зачем мне нужна жирная купчиха». Услышав это, Наталья Георгиевна встала и вышла из зала. Правда, потом ее все же попробовали в этой роли, и спектакль оказался первым успехом Гундаревой на сцене театра имени Маяковского. Говорят, что Доронина тогда обиделась на молодую актрису, мол, «подсидела». И что, будучи уже в больнице перед самым уходом из жизни Наталья Георгиевна попросила супруга передать извинения Татьяне Васильевне за тот случай.
- Наташа любой своей роли отдавалась полностью, для нее они были, как дети, которых в жизни, к сожалению, у нее не случились, - вспоминает актриса театра имени Маяковского Любовь Руденко. – Помню, сколько раз ей было плохо во время спектаклей, она страдала давлением. Делали ей уколы в перерыве между выходами, и она снова бежала на сцену. Однажды, по-моему, в Киеве, она чуть на сцене не упала, вовремя отвели за кулисы и вызвали «скорую». Были ситуации, когда она не могла продолжать играть, но такое случалось редко. Она старалась работать до конца. В театре Наташу любили. Вот, например, день рождения у кого-то из молодых артистов. Она протягивает кошелек: «Берите оттуда, сколько надо, покупайте, что нужно на стол». Если же стеснялись, улыбалась: «Я сама прошла через все это, знаю, как сложно живется без денег молодым». Такое редко встретишь у наших маститых артистов.
В середине 1990-х Наталья Гундарева стала депутатом Государственной Думы. В этом качестве она старалась помогать всем, кто к ней обращался. Например, делала квартиры артистам театра, выбивала телефоны и пенсии. А свою депутатскую зарплату переводила в благотворительные фонды.
- Я и мой сын до сих пор молимся на Наталью Георгиевну, - говорит артист Жан Даниэль, который сыграл с ней в одном из последних кинопроектов актрисы «Ростов – папа». – Это было летом в 2000 году, за год до ее ухода. Помню, как увидел Гундареву на киностудии и не узнал, - она очень сильно похудела. Съемки проходили в Ростове. Днем мы снимались, вечером, бывало, засиживались за столом. Вдруг как-то она меня спрашивает: «Жан, что с тобой случилось?! Что-то у тебя с настроением!» А в тот период, действительно, была плохая ситуация с моим сыном, который только что ушел служить в армию. Я поделился с актрисой. И вот она все решила за 15 минут, кому-то позвонила, попросила. Моего сына перевели в другую, нормальную военную часть. Знаете, некоторые говорят про ее строгий характер. Нет, она была требовательной и могла поругать, высказаться, но только по делу. Она вовсе не была капризной. Ездила со съемок на той машине, которую предоставят, жила в том гостиничном номере, который дают. Не канючила и терпела бытовые неудобства. Но, если кто-то что-то не сделал по работе, то высказывалась.
Впервые заметную роль в кино - буфетчицу Надежду, - Наталья Гундарева сыграла в фильме «Здравствуй и прощай». Режиссер Виталий Мельников искал молодую девушку с пышными формами, как он шутил, «деревенскую Венеру». Кто-то и указал ему на Гундареву. И роль у нее получилась. А потом был фильм «Осень», где она сыграла Дусю.
- В кадре она настолько была настоящей и правдивой, что я был удивлен, - делится впечатлениями режиссер фильма Андрей Смирнов. – Помню, как потом приходили ко мне письма, в которых благодарили: «Спасибо, что снимаете в кино не только актрис, но и обычных женщин». Никто не поверил, что Наталья – актриса.
Настоящая популярность пришла к Наталье Георгиевне после выхода фильма «Сладкая женщина». Не секрет, что взять актрису на эту роль режиссеру Владимиру Фетину подсказала его супруга Людмила Чурсина. Поначалу он предложил сыграть Анну Доброхотову Людмиле Алексеевне, но та засомневалась: «Какая из меня сладкая женщина. Недавно видела на экране одну актрису – Гундареву, она бы подошла». И, действительно, эта роль позже стала одной из любимых не только у зрителей, но и у самой Натальи Георгиевны.
- Наташа, конечно, была не сахар. Вспоминаю, как мы встретились с ней на съемках фильма «Труффальдино из Бергамо», - продолжает рассказ Константин Райкин. – Она уже много снималась, а для меня это была первая главная роль в кино. Так вот она мне сказала, что недовольна моим утверждением на роль. Говорила, мол, тут хорошо бы сыграл Виктор Павлов. Конечно, такое слышать было немного обидно. Но Гундарева была бы не Гундаревой, если бы не говорила то, что думает.
Наталья Георгиевна могла высказаться о своих коллегах и со сцены. Однажды на совместном с Сергеем Шакуровым концерте вдруг сказала: «С ним лучше быть в друзьях, чем во врагах, потому что характер скверный».
Кстати, о личной жизни актрисы и тогда и сейчас ходят много слухов. Ей приписывали романы и с Райкиным, и с Шакуровым, и с Александром Михайловым. На самом деле, у Гундаревой было три официальных супруга и один гражданский. Если не брать во внимание первую любовь с будущим артистом Владиславом Долгоруковым, с кем она играла в театре Юного москвича. Молодым людям даже прочили свадьбу, но родители юноши были против этих отношений. Дескать, зачем нам какая-та артистка. Тем более, тогда юноша и девушка поступили в разные театральные вузы и их пути разошлись. Первым мужем актрисы стал режиссер Леонид Хейфиц, который был на 14 лет ее старше. Они встретились на съемках телеспектакля «Обрыв». Из-за вспыхнувших чувств Леонид Ефимович ушел из семьи. Гундарева даже забеременела, но родить ребенка не получилось. Говорят, из-за этой трагедии актриса и режиссер охладели друг к другу. В браке они прожили шесть лет. Вскоре у актрисы случился роман с актером Виктором Корешковым, который был младше ее на 4 года. Он тоже ради Гундаревой бросил супругу – актрису Наталью Хорохорину. Но и тут брак вскоре развалился, - Виктор ушел к молоденькой певице. Были отношения у Гундаревой с актером Сергеем Насибовым, который ради Натальи Георгиевны разорвал брак с Екатериной Дуровой (дочерью Льва Дурова). Однако и тут не сложилось.
В 1986 году театр имени Маяковского два месяца гастролировал в Челябинске и Перми. И вот тогда у Гундаревой начался роман с артистом Михаилом Филипповым. Причем, окружающие удивлялись: много лет они играли в одном театре, дружили и никаких отношений не предвиделось. Но вскоре в Москве артисты расписались. Вместе прожили 19 лет. У них даже появилась «дочь».
Дело в том, что однажды Гундарева пожаловалась коллегам, что не успевает работать с документами, читать сценарии и пьесы, потому, что полдня проводит за рулем. «Вот, если бы нашелся кто-то, кто будет меня возить, а я работала бы в салоне машине, не отвлекаясь на дорогу?!» - восклицала актриса. Кто-то посоветовал некую Ирину, у которой был опыт работы персональным водителем. Со временем Гундарева и Филиппов привыкли к девушке и, сначала в шутку, а потом уже с любовью, называли ее своей дочкой. Филиппов писал в своей книге:
«Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку...» Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли - Человеческого детеныша - Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребенку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали - она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы. Энергией она разве что чуть-чуть уступала Тебе, так что я жил в окружении двух маленьких электростанций. Страстная автолюбительница, профессиональный водитель, человек, развивающий кипучую деятельность, меняющий ежесекундно решения, привязанности, влюбленности и оправдывающий некоторые издержки характера рождением под знаком Близнецов. А когда с нами случилась беда, она просто и естественно посвятила Тебе всю себя».
Беда случилась в жарком, душном июле 2001 года. Находясь одна на даче в подмосковном Дедовске, Наталья Гундарева упала на кухне. Как потом диагностировали - обширный ишемический инсульт. Два часа пролежала актриса на полу, прежде чем дождалась супруга. Как потом пояснили врачи, если бы ее сразу привезли в больницу, то можно было бы сделать операцию и избежать осложнений, которые произошли потом. Но в данном случае делать операцию врачи побоялись. Сначала Гундарева лежала в институте имени Склифосовского, а потом муж перевел ее в больницу святого Алексия. В газетах и по телевидению много тогда рассуждали, почему же случилась такая трагедия. Среди причин называли и большую занятость актрисы, дескать, запустила свое здоровье, перенапряглась, и - недавнее резкое похудение актрисы из-за жестких диет, а еще - пластические операции на лице, и перенесенную липоксацию. Но актриса и супруг слухи не комментировали. Почти четыре года отчаянно боролись с болезнью. Иногда были улучшения, иногда - ухудшения. Но в мае 2005 года сердце Натальи Гундаревой не выдержало медицинских нагрузок. Михаил Филиппов несколько лет не давал интервью журналистам. Да и сейчас чаще предпочитает молчать. Но выпустил книгу воспоминаний, где в каждой строчке чувствуется особая боль и благодарность супруге:
«Ты была ребенком, сказал я, но Ты была грустным ребенком, в Тебе жила никому не ведомая печаль. Ты, открытая всем радостям мира, как никто, переживала и страдала из-за несправедливости, хамства и чужого, не Тебе принадлежащего горя. А может, печаль в Тебе жила с рождения, Ты родилась в конце августа, на пороге Осени - поры грусти и увядания, - Ты была Ангелом Осени».
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов