50 лет назад на киноэкраны вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». История о том, как чекисты спасают буржуйские золото и драгоценности, тогда не стала популярной в народе. Только спустя годы этот фильм назвали классикой советского кино.
Сюжет для сценария Эдуард Володарский и Никита Михалков позаимствовали из журнальной заметки. Там описывались реальные события, когда золото белогвардейцев большевики отправили из Сибири в Москву. За долгое путешествие ценный груз несколько раз переходил из рук чекистов белогвардейцам, потом — бандитам, опять — чекистам, и так — снова по кругу. Михалков, которому тогда нравились американские вестерны с Клином Иствудом в главных ролях, задумал снять нечто подобное. Уже известному актеру, но начинающему режиссеру тогда было двадцать с небольшим. Несмотря на молодость, сценарную заявку Никиты и Володарского одобрили. Уже сделали фотопробы, подобрали актеров, выбрали натуру для съемок, но… Михалкову пришла повестка в армию и он уехал служить на Дальний Восток.
- Меня утвердили на роль командира Забелина и я, помню, ждал месяца два вызова на съемки. А их все нет и нет, - вспоминает актер Сергей Шакуров. - И только потом я узнал, что Никиту призвали. Все члены съемочной группы отважно ждали его приезда.
По словам, Михалкова почти всех актеров он знал до этих съемок, с кем-то приходилось уже работать, поэтому заранее решил, кого на какую роль пригласит.
- Если честно, я не хотел сниматься в то время, - рассказывает исполнитель роль начальника железнодорожной станции Ванюкина Александр Калягин. - В моей семье произошла беда, умерла супруга. И мне хотелось побыть со своей дочкой, какие тут съемки! Но Никита меня уговорил и я благодарен за это. Он просто спас меня от депрессии, да и работа оказалось интересной.
Роль атамана Брылова Михалков сразу писал для себя, а киногероя создавал по западному образцу. Он придумал ему пижонские жесты и щегольский внешний вид в стиле бандитов из любимых вестернов. Режиссёр знал, что цензура может придраться к Брылову, поэтому на всякий случай придумал оправдание - это же отрицательный персонаж, вот поэтому у него такие яркие буржуазные черты.
Снимали в Москве, в подмосковном Марфино, в пригородах Баку. Но для основных съемок выбрали натуру в Чечено-Ингушской АССР. Как гласит легенда, друг отца Никиты Сергея Михалкова (кстати, тогда писатель был депутатом от Чечено-Ингушской АССР) танцор Махмуд Эсамбаев подсказал.
Сами съемки получились не менее экстремальными, чем того требовал сюжет. Экспедиция на Северный Кавказ началась с трагедии - сгорел пьяный маляр, который решил покурить в автобусе, где было много краски и горючей смеси. Был момент, когда на Никиту Михалкова хотели завести уголовное дело. Директор картины написал объявление для местных жителей, мол, требуются люди для съемок массовых сцен. И указал - «пешие по 5 рублей, конные — по 10. Приходить с паспортом». На следующий день выстроилась целая очередь, чтобы сниматься в кино. Люди сдавали паспорта. Когда же директор заглянул в них, в каждом лежали денежные купюры. Все подумали, что ИМ нужно платить, чтобы взяли сниматься. Об этом узнали люди из ОБХСС, разразился скандал, режиссера и директора обвинили во взяточничестве. Уладить помог Сергей Михалков.
Кстати, режиссеру пришлось изрядно помучиться с массовкой.
- Построил я всех в ряд и говорю: «На первый-второй рассчитайсь», - вспоминал Никита Сергеевич. - Потом сказал, что первые будут играть людей в поезде, а вторые — бандитов, которые грабят состав. Что тут началось! Чеченцы не хотели играть тех, кого грабят, для них это позор!
Многие из них приходили на съемки с настоящим оружием, обижаясь, что им дают стрелять холостыми патронами.
- Этих джигитов сложно было остановить. Начиналась съемка, они дрались между собой по-настоящему, стреляли, скакали. Даже не обращая внимание на команды режиссера, куражились сами по себе, - смеется актер Сергей Шакуров.
Константин Райкин, пожалуй, единственный в фильме актер, который все трюки исполнял сам. Самый страшный — падение с 12-метровой высоты с обрыва в бурлящую реку Аргун. Главное, что неправильно измерили глубину под обрывом. Река в этом месте оказалась вдвое глубже, чем рассчитывали. Актера из-за сильного течения (12 метров в секунду!), чуть не затянуло под скалу.
- Конечно, было страшно, - смеется сегодня Константин Аркадьевич. - Попадаешь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот. А вода — ледяная, плюс 3 градуса! Помню, когда нам соорудили нечто вроде плота, на котором мы должны плыть по бурлящей реке, все принялись нас хоронить - по Аргуну плоты никогда не ходили. После съёмок в чеченской водичке у меня начался страшный фурункулез.
В некоторых сценах актеров подменяли чеченские подростки, которые знали, как справиться с этой рекой.
Порой актерам приходилось скакать на лошадях самим. Особенно это мастерски получалось у Сергея Шакурова, который еще в юности увлекался ездой верхом.
- Я и сейчас могу свободно скакать верхом без седла, - с гордостью говорит Сергей Каюмович. - Поначалу со своей лошадью на съемках я чуть-чуть помучился. Досталась мне капризная, строптивая, постоянно хотела куда-то убежать. Было трудно. Но потом я ее прикормил яблоками и сахаром, и мы подружились.
В свободное от съемок время актеры отдыхали, как говорится, по-настоящему. Например, Солоницын и Пороховщиков любили ходить на местный рынок.
- Я покупал длинные синенькие фаршированные баклажаны, по четыре штуки, а Толя Солоницын бежал в магазин и покупал две бутылки коньячного напитка. Жуткого вкуса, надо сказать, было питье, а коньяк покупать было дороговато. И через раз мы с Толей просыпались на этом базаре под утро. Над нами стояли бабки, а мы лежали на каких-то циновках. Эти сердобольные старушки нас уже выучили наизусть и добровольно взяли на себя заботу о нашем здоровье, - вспоминал в свое время Александр Пороховщиков.
Александр Кайдановский приручил местного барана, обучал его каким-то командам и водил его с собой как собачку. А вот Никита Михалков устраивал личную жизнь — в Грозном он сыграл свадьбу с московской моделью Татьяной Соловьевой. Кстати, в фильме в эпизоде сна героя Михалкова можно увидеть и саму Татьяну.
Настоящим украшением фильма стала музыка. По воспоминаниям композитора Эдуарда Артемьева, работа над музыкой шла легко и быстро. После встречи с режиссером, который на словах рассказал, чего хочет, и продемонстрировал примеры из американского кинематографа, Артемьев практически с ходу «просто сел и сыграл» главную музыкальную тему фильма. Кстати, эта музыка звучала на закрытии зимних Олимпийских игр в Сочи.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов