Найти в Дзене
DEMIDOV

Почему из школьных программ не хотят убирать произведения Солженицына?

Оглавление

Большинство считают его произведения ложью, а самого Солженицына предателем Родины. Те, кто боятся высказываться называют его книги преувеличением и утрированием. Даже в правительственном аппарате признают лживость некоторых высказываний писателя. Это ни для кого не секрет. Однако, для чего уже больше десяти лет книги писателя с плохой репутацией обязательны для прочтения подросткам? Ведь ум детей еще недостаточно окреп и любое мнение может в нем укорениться. А если это мнение наполнено озлобленностью к Родине, то что впитают юношеские умы? Пытаемся разобраться.

Биография

Обычно в статьях про конкретного человека, одна часть, да хотя бы абзац, посвящен биографии. Но в конкретном случае не возникает даже желания упоминать. Как слова Солженицына были наполнены ядом и озлобленности к своей стране, так же ответом является озлобленность на самого писателя за предательство. Но стоит немного остудить эмоции и вкратце упомянуть:

Воевал, но всю войну провел подальше от линии фронта. Уже тогда ругал Сталина и коммунистический строй, за что был сослан в исправительно-трудовые лагеря на 8 лет. Занимался стукачеством, или как говорят некоторые, активно сотрудничал с НКВД. Да так активно, что сотрудникам приходилось проверять сказанное им - ему было не столь важно кого оклеветать и насколько. Уже тогда оправдывал свою фамилию. Преподавал в школе… Уже тогда имел возможность влиять на детские умы. Был «изгнан» из СССР (а может проще было расстрелять?). Жил в Европе и США. После развала СССР вернулся в Россию и получил несколько наград.

Якобы фотография Солженицына из лагеря. Многие современники писателя, также прошедшие лагеря, считают фото постановочным
Якобы фотография Солженицына из лагеря. Многие современники писателя, также прошедшие лагеря, считают фото постановочным

О том, за что он стал членом Российской Академии наук и награжден премией за достижения в области гуманитарной деятельности - ответа нет.

Большинство его произведений были запрещены цензурой в Советском Союзе до 1990-х. Но активно печатались в зарубежных странах.

Первые рассказы Солженицына начали изучать в школах еще в 90-х. «Архипелаг ГУЛАГ» в 2009-2010 годах был введен в школьную программу.

Зачем изучать его произведения?

Этим вопросом задаются многие. В 2023 году депутат Дмитрий Вяткин уже пытался продвинуть идею исключения произведений Солженицына из школьной программы. Но его идею не восприняли всерьез.

Тут можно и теории заговора приписать, что так хотят развалить Россию через подрастающее поколение.

-3

А вот депутат Анатолий Вассерман предложил изучать произведение для разбора «вида лжи». И это стоит обдумать:

Доступность

Если убрать произведения из школьной программы, то они все равно останутся в интернете в свободном доступе. И тогда читатели уже могут воспринимать произведение не как литературное высказывание, а как исторический документ. Запретить его книги и в интернете? А если что-то пытаются утаить, то так только еще сильнее хочется прочитать. Запретный плод сладок. И верить ему хочется сильнее.

Другое дело, все же изучать произведения, но так же как и другие вымышленные литературные произведения. Либо изучать в сравнении: с высказываниями и произведениями современников Солженицына. Рассматривать творчество писателя как «вид лжи» - довольно неплохая затея.

Согласитесь, что изучать только положительных героев - одностороннее и плоское обучение. Надо знать и о том, какими способами «враги» могут нести вред. Так вот, например, с помощью произведений отчасти исторических, отчасти додуманный, утрированных. Как высказался кто-то из высокопоставленных лиц «высосано из пальца». А отделить вымысел от истории довольно сложно, когда они переплетены наравне. Поэтому изучать и разделять их - есть смысл.

-4

А что если, через доказательство лживости и, соответственно, злость за ложь, воспитывается патриотизм? (Это только предположение, но все же)

Злость за ложь, злость за то, что его признали в России чуть ли не героем: разве общая сильная эмоция не объединяет людей? Да, в отношении Солженицына люди разбились на два противоположных лагеря. Но на какие два сплоченных лагеря? А патриотизма то в спорах сколько?

Убрать нельзя оставить (запятую подставьте сами)

Запятую здесь поставить действительно непросто.

Если просто убрать, начнутся вопли: «Путин и его банда боится правды». Если оставить, продолжится вопль: «зачем изучать писанину Лжеца, разрушать моральное состояние общества».

Оба варианта не хороши. Вот тут то вариант: «изучать с полным разбором данных, как вид лжи» - является спасением сложившийся ситуации. Но и этот вариант не идеален, так как разбор занимает время, учебное время.

А вы как считаете: нужно убрать или оставить из школьной программы произведения Солженицына?

А хоть кто-нибудь считает его произведения истиной в каждом слове? Найдутся здесь такие?

-5