Найти тему

Портрет-факт и портрет-впечатление. Сергей Зарянко и другие

Оглавление

На выставке "Купцы и меценаты..." в Русском музее в числе прочих меня поразили портреты Сергея Зарянко. Не только своими размерами. Большие. Но и точностью изображения. Размышляя о портретах и направлениях, я вспомнила их и само собой получилось увидеть еще два варианта. Уверена, что их нужно выделить для того, чтобы вы, мои дорогие читатели и любители искусства, лучше для себя поняли и определили, что же вас прельщает в том или ином произведении.

Сегодня о портретах-фактах и портретах-впечатлениях. Не ищите определений в Вики или прочих источниках. Я сама дала им такое название. Оно достаточно условное, но все же дает некое представление о чем пойдет речь.

Портрет-факт

Возвращает нас к Сергею Зарянко. У которого недавно - 24 сентября (6 октября по старому стилю) был день рождения. Если Валентин Серов писал характер, то Сергей Зарянко писал именно портрет. Точное сходство. Те, что я увидела в Русском на выставке - практически один в один с реальными размерами человека. Мастерство точности поражает. В моем представлении именно так должен выглядеть парадный портрет. Точно, просто, без лишнего антуража. А главное, он не должен раскрывать личность, характер персонажа. Только оболочка.

Вы снова можете посетовать на мои слова, однако я скажу. Скажу вот что. Несмотря на то, что прибежала буквально в конце дня и спешила, чтобы все успеть посмотреть, я на некоторое время застряла именно перед портретами кисти Сергея Зарянко. Восхитила точность и правдивость. Но такие портреты через некоторое время становятся неинтересны. Слишком идеальны. Некоторые художники назовут их салоном. Я бы сказала ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ, качественный салон. Со всем уважением. Фишка такого портрета, тем не менее в том, что он загадочен. Напоминает полотна-обманки, где мы видим набор предметов, пытаясь проникнуть в смысл.

Портреты, подобные этим, уносят в далекое прошлое, рождая воспоминания о старых фотографических альбомах. Люди, лица. Кто они? Кем они были? Как жили? Загадка.

Портреты не дают ответа, заставляют нас задуматься о личности того, кто изображен. Погрузиться в давние события, что-то вспомнить или нет. Они создают диалог со зрителем, апеллируя к четкому образу. Воспоминания приобретают четкую рамку, становятся достоверными. В этом есть своя прелесть.

Портрет-впечатление

Относит нас атмосфере события, вне которого мы этого человека не представляем. Его образ яркий именно в том конкретном контексте, где играет роль свет, цвет, состояние души.

Нет нужды делать портрет исключительно точным. Важен образ. Летящий шарф, потому что был ветер. Звуки мелодии, будь то гитара, патефон или напев где-то вдали.

Важно то, что мы, зрители, участники этого момента. Мы здесь находимся за кадром, вспоминая тот самый момент.