28 января 1393 года во дворце Сен-Поль в Париже состоялся яркий и необычный бал-маскарад, организованный Изабеллой Баварской в честь третьей свадьбы её фрейлины Екатерины де Фатаврен с графом Ортенбургским Этцелем I. Это событие стало настоящим праздником, полным веселья и эксцентричности, что было характерно для того времени. Свадьбы, особенно повторные, часто становились объектом насмешек и шуток, и поэтому подобные мероприятия, как правило, имели в себе элементы карнавала и фривольности.
Бал-маскарад, как и полагается в таких случаях, был насыщен разнообразными традициями и обрядовыми практиками. Одним из самых ярких моментов праздника стало «шаривари» — традиционное весёлое шествие, которое сопровождалось громкой музыкой и шутками. Участники бала, одетые в маски и костюмы кривлялись и дразнили друг друга, создавая атмосферу легкомысленности и веселья. Музыка, звучащая на празднике, была нестройной и громкой, с использованием таких инструментов, как цимбалы, которые играли перед спальней невесты, добавляя нотку дерзости и фривольности к общему веселью.
Танцы на балу также отличались особым размахом. Фривольные и иногда откровенно непристойные танцы были неотъемлемой частью праздника, что подчеркивало атмосферу раскованности и свободы. Участники не стеснялись проявлять свою креативность, и каждый мог продемонстрировать свои танцевальные навыки, независимо от социального статуса.
Такое веселье, безусловно, привлекало внимание и создавалось ощущение праздника, который позволял забыть о повседневной жизни и строгости моральных норм того времени. Бал стал не только праздником для молодожёнов, но и местом, где сосредоточилась вся светская жизнь Парижа, где знатные дамы и господа могли показать себя в ярких костюмах и масках, скрывающих их истинные лица.
В одном из самых запоминающихся событий своего времени, шесть молодых людей, среди которых был и король Карл VI, решили устроить необычное представление, нарядившись в маски и костюмы, имитирующие «диких людей». Это решение стало не только проявлением креативности и желания развлечься, но и символом определенного времени, когда королевские дворы искали способы сбежать от повседневной рутины и стресса, связанного с политической нестабильностью.
Костюмы для танцоров были сшиты из льняной ткани и покрыты воском, что придавало им специфический блестящий вид. Сверху на костюмах была прикреплена растрепанная пенька, имитирующая шерсть, благодаря чему танцоры выглядели «наги и волосаты, как сатиры». Этот образ не только соответствовал духу праздника, но и подчеркивал элементы языческих традиций, которые в то время все еще имели свое влияние на европейскую культуру. Маски, выполненные из тех же материалов, скрывали лица танцоров, создавая атмосферу таинственности и интриги.
В состав танцоров, помимо короля, вошли такие известные личности, как Юге де Гисей, граф Жан III де Жуаньи, бастард Ивен де Фуа, Ожье де Нантуйе и Эймар де Пуатье. Каждому из них была отведена своя роль, и они активно участвовали в танцах, которые, как сообщается, были полны дьявольского задора и импровизации. По словам историка Яна Веенстре, они скакали и завывали, «как волки», а также не стеснялись использовать непристойные выражения, призывая гостей попытаться узнать их под масками. Это создавало атмосферу веселья и безумия, что было характерно для многих праздников того времени.
Однако, несмотря на атмосферу веселья, организаторы праздника были вынуждены принять некоторые меры предосторожности. Костюмы танцоров были очень легковоспламеняющимися, поэтому был издан строгий приказ — не зажигать факелы в зале и не допускать людей с факелами во время празднования.
Тем не менее, праздник принял неожиданный поворот, когда на балу появился брат короля, герцог Людовик Орлеанский, в сопровождении четырех рыцарей, держащих шесть факелов. Он не знал о запрете на использование факелов и, будучи под воздействием алкоголя, вполне мог не осознавать всей серьезности ситуации. Людовик, заинтересовавшись дикими танцами, попытался приблизиться к танцорам, чтобы лучше рассмотреть их. Этот момент стал катализатором для дальнейших событий, которые стали предметом обсуждения и споров среди историков на протяжении многих лет.
По одной из наиболее распространенных версий, когда Людовик приблизился к танцующим, он был поражен их энергией и дикой атмосферой, царившей в зале. В то время как другие гости праздника смеялись и подбадривали танцоров, герцог, возможно, не осознавал, что он стал частью нечто большего, чем просто развлекательное мероприятие. Вскоре после этого, когда факелы были зажжены, началась паника. Костюмы танцоров, как и ожидалось, оказались крайне опасными, и в результате воздействия одного из факелов произошел пожар.
Несмотря на все усилия организаторов и танцоров, пламя быстро распространилось по залу, создавая хаос и панику среди присутствующих. Люди в ужасе бросились к выходам, но в условиях ограниченного пространства и недостаточной подготовки это привело к серьезным травмам и даже четырем смертям. Короля спасла герцогиня Жанна Беррийская, накинув на него свое платье.
15 июня 1393 года у короля начался новый приступ безумия. Никого не узнавал, разбил все что было в его комнате. 24 августа того же года его супруга Изабелла родила шестого ребенка - девочку Марию.
Осенью 1393 года король Карл VI начал покидать свою спальню. Бродил по залам величественного дворца Сен-Поль, оставляя за собой невыносимый запах так как не мылся, который становился все более ощутимым и мешал окружающим. Его поведение вызывало тревогу у придворных, ведь король перестал признавать людей, которые когда-то были ему близки. В это время придворные врачи и советники начали использовать термин «абсанс», чтобы описать его состояние, которое стало символом его психического расстройства.
Это слово, происходящее от латинского "absentia", прекрасно отражало его полное отсутствие в реальности. Карл словно проходил мимо людей и предметов, как будто они были частью далекого мира, недоступного его сознанию. Он находился в своем внутреннем пространстве, где царили лишь его мысли и страхи, отделяющие его от окружающей действительности. В этом замкнутом мире король не слышал призывов своих советников и не замечал страха, который охватывал его подданных.
Состояние Карла VI стало предметом обсуждения среди врачей того времени. Некоторые считали, что его проблемы были вызваны наследственными факторами, в то время как другие указывали на стресс, связанный с политической нестабильностью и войной. В то время как его психическое здоровье продолжало ухудшаться, королевство нуждалось в сильном правителе, способном принимать решения. В отсутствие ясного ума Карла, его советники начали брать на себя больше власти, что в конечном итоге привело к политическим интригам и конфликтам.
Справиться со вспышками безумия короля смогла только его сиделка и любовница Одетта де Шандивер. В её присутствии королю было легче.
Зато, английский король Ричард II, известный приверженностью к миру и стабильности в стране, оказался в сложной ситуации после потери своей жены Анны Чешской. В поисках политического союза, который мог бы укрепить мирные отношения между Англией и Францией, он согласился на брак с Изабеллой, старшей дочерью французского короля Карла VI. Однако этот союз вызывал множество вопросов и споров, учитывая, что маленькой невесте на момент заключения соглашения было всего пять лет, в то время как Ричарду было уже двадцать восемь.
Такой разрыв в возрасте подчеркивал, что речь шла не о романтических чувствах, а о политическом расчете. Брак между Ричардом и Изабеллой мог стать важным шагом к долгожданному миру, который был необходим обеим странам, измотанным войной и конфликтами. Эта политическая игра имела свои риски: многие видели в этом союзе лишь способ усилить влияние Франции на английский трон, а также предостерегали о возможных последствиях для независимости Англии.
Тем не менее, подобные альянсы были распространены в средневековой Европе, где династические браки часто использовались для достижения стратегических целей. Важно отметить, что Ричард II, несмотря на свою молодость, проявлял мудрость, стремясь к стабильности и миру, что было особенно актуально в контексте того времени.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!