Предыдущая глава: https://dzen.ru/a/ZwgQQwcvkH1T6-2H
Глава 6. Один из многих дней в учебке.
В армии встают в 6-ть утра, независимо от времени суток.
Крылатый армейский афоризм
- Рота подъём!!!
Звучный рык дежурного по роте прокатился по солдатской казарме, словно ударная волна разрыва снаряда или грозное цунами. Одеяла со 105-ти курсантов первой учебной роты 3го батальона Волгоградского полка ЖДВ одновременно отлетели на спинки кроватей. Эта повелительная команда вырвала молодых салаг – новобранцев из сладкого забытья – сна, неотвратимо вернув в напряжённую армейскую действительность.
Не успевшие очухаться от сновидений сильные жилистые тела новобранцев в суматохе устремились к центру двухярусных кроватей, толкая друг друга в узких проходах. Они, спотыкаясь, спешили к деревянным армейским табуретам, на которых ровными стопками лежала форма одежды, аккуратно сложенная перед отбоем.
Уже через короткое время дежурный по роте коренастого телосложения младший сержант Гаркалин гаркнул:
- Рота в две шеренги ста – а – но - вись !!!
Курсанты, спотыкаясь и чертыхаясь, рысью неслись в строй, судорожно застёгивая непослушными сонными пальцами пуговицы на гимнастёрках, помещая на талию широкий армейский ремень.
Распорядок дня в учебном полку на полигоне был стандартный: подъём в 06 часов 00 мин. Если кто - то считает, что первоначально после подъёма курсантам разрешали отправить естественные надобности в туалете, то он глубоко ошибается. Через пять минут после подъёма, в казарменном помещении, строилось подразделение, и звучала общая команда старшины Василия Величко:
- Равн - яйсь !
- Смирно !
- На пра – во !
- На улицу бег - ом !
- Отставить !
- По команде бегом курсант поднимает и сгибает руки в локтях, наклоняя корпус телавперёд !
Так беззлобным тоном поучал нас старшина роты.
- На улицу бе - гом ма - рш !
На плац вылетали мгновенно как пуля из ствола автомата, так как знали, что последние нерасторопные курсанты получали приличный пендель ногой от сержантов по филейной части либо удары армейским ремнем по хребтушке.
Через 10 минут после подъёма на строевом плацу осуществлялось общее построение роты по форме одежды в зависимости от сезона и погодных условий. Затем обязательная пробежка на 2-3 километров с выполнением комплекса вольных упражнений. Громыхая тяжёлыми кирзачами по асфальту как стадо боевых слонов неслись в сторону учебного корпуса и плавательного бассейна.
Причём бежали повзводно и в ногу под звучную команду сержантов:
- Раз ! Два ! Раз ! Два ! Ле - вой ! Ле - вой !
Вокруг стоял невообразимый шум и гул от топота тяжёлых сапог жёстко трамбующих бетонный асфальт. Это более 1 000 молодых и энергичных курсантов полка месили подошвами кирзачей утренний промёрзший на морозе бетон.
На обратном пути метров за триста до казармы от зам. командира взвода ст. сержанта Сергея Аксёнова звучит грозная команда: «Рывком !» и последние метры подразделение несётся кто во что горазд. Бег в армии это какая - то «божественная» дисциплина. Она в основном в учебке практиковалась сержантами, я думаю это потому, что этим очень просто заниматься, а так же сильно выматывает новобранцев и далее их голова больше не способна на глупости.
Перед строем появился рослый плечистый, словно выточенный из гранита, младший сержант Ненашев. Он осмотрел строй тяжёлым взглядом, недовольно покачал головой и гаркнул:
- В одну шеренгу ста – но - вись !
- А можно спросить ? – выкрикнул кто-то из строя.- Можно Машку за ляжку и козу на возу !
- С этой минуты будете обращаться к сержантскому составу только как «Разрешите !» иотвечать только неизменно как «Так точно !». Ясно !?
- Понятно ! - промычали мы каждый на свой лад.
- Не «Понятно», а «Так точно !», Молокососы ! - проревел младший командир – наш новыйнаставник.
- Физкультуру, надеюсь, любили в школе ? Или как ?!
К счастью, я ещё в школьные годы отдавал физкультуре большое значение, любил турник и брусья, бег и футбол, а также лыжи и бокс с плаванием, поэтому служба в ЖДВ мне особо трудной не представлялась. Вскоре, однако, мне предстояло уяснить, насколько я сильно ошибался... После утреннего кросса младшие командиры разрешали сходить нам по малому, чтобы мы опорожнили свои мочевые пузыри, а проще пописали.
Дальше полетели дни, наполненные и спрессованные до отказа. Строевая, физическая подготовка и конечно же уставы и конспекты. Новая обстановка, новые люди и события…
И это странное подвешенное состояние, в котором я словно бы наблюдал за собой со стороны. Как будто смотрел кино, или читал книгу. Но не проживал сам. Дело ли в новой обстановке ? Или я просто ощущал, как забывается, утекает моя прошлая доармейская жизнь.
С 06 часов 40 минут до 07 часов 10 минут осуществлялся утренний туалет и подготовка к утреннему осмотру. За этот промежуток времени мы успевали умыться, почистить зубы, побриться, подшить свежий подворотничок, почистить гуталином кирзовые сапоги и надраить «Пастогоем» или средством под названием - «Асидол» до блеска медную бляху поясного солдатского ремня.
Важнейшим элементом при надевании обуви – солдатского кирзового сапога являлось правильно намотать льняную портянку вокруг правой и левой ноги соответственно. Скажу буквально пару слов поподробнее о кирзовых сапогах и портянках, так как жизнь солдата в армии без этих жизненно важных атрибутов была намного сложнее и тяжелее.
Эти слова в полной мере смогут оценить только те, кто сам два года или 730 дней топтал строевой плац на службе в Советской Армии. Ведь кирзовые сапоги у наших соотечественников пользуются огромнейшей популярностью.
И не важно, сколько лет назад их изобрели. Многие и сейчас считают, что это удобная и практичная обувь на все случаи жизни. Осталось только понять, откуда взялось это универсальное изделие.
Глава. 7 Кирзовые сапоги или просто кирзачи.
Что вы шумите ? Пойдите и возьмите себе шёпотом табуретку. Армейская поговорка
Создателем легендарных кирзовых сапог является советский химик и изобретатель Иван Васильевич Плотников. Он широко известен благодаря своей переработке кирзы, типа искусственной кожи, основанной на многослойной текстильной ткани, изменённой как мембрана субстанции, дешёвой и эффективной замены настоящей кожи животных.
Материал в основном используется в производстве военных сапог и автомобилей. За изобретение он заслуженно получил в своё время Сталинскую премию. А самое интересное, что спустя десятилетия, когда уже давно не существует СССР, мы не забыли о существовании этого типа обуви. Более того, сегодня она не менее популярна и востребована, чем в прошлом столетии.
Перед Первой Мировой войной, когда стоял вопрос, что выбрать для солдат – ботинки или сапоги, победу одержали именно последние, соответственно, на них и остановились. Несмотря на то, что раньше военнослужащие носили невысокие ботинки, ноги они всё равно регулярно обматывали.
Намного проще, удобней и практичней ноги в обмотках засунуть в более высокие сапоги. Случалось и такое, что материала для обмоток в ряде частей не хватало, и тогда в ход шли все средства, что находились под рукой. Для сравнения: армия Великобритании всё военное время провела в обмотках, тогда как у русских солдат имелась прекрасная возможность чувствовать себя более комфортно благодаря кожаным сапогам с высоким голенищем.
Многие и сейчас считают, что называются «кирзачи» исключительно из - за наименования производителя – Кировского завода, на котором их изготавливали огромнейшими партиями.
Но это мнение ошибочное. Звучное и запоминающееся название пошло от английской материи из грубой шерсти «Kersey», которая стала базой для кирзы, хорошо нам знакомой.
И если с этим вопросом все более или менее просто, то авторство этого продукта окутано домыслами и противоречиями, а личность первооткрывателя вызывает немало споров. В основном все считают, что это изобретение принадлежит знаменитому русскому изобретателю в области ракетной техники и аэрологии Михаилу Михайловичу Поморцеву.
Он исследовал различные пропитки тканей с целью достичь газо и водонепроницаемости. Одним из результатов явилось создание «кирзы» - заменителя кожи для сапог, непроницаемого для воды, но проницаемого для воздуха.
Образцы газо-водонепроницаемых тканей, пропитанных по способу Поморцева, экспонировались российским министерством промышленности на международных выставках в 1905 году в Бельгийсков Льеже и в 1911 году в Санкт - Петербурге.
Он смог обойти массу серьезных препятствий, преодолевая огромное количество трудностей. Результатом стал материал, внешне и по свойствам сходный с натуральной кожей, и запатентованный в 1904 году.
Материал представлял собой брезент, но ткань эта была необычной. Она пропитывалась различными веществами, в состав которых вошли парафин, канифоль и, как ни странно, желток яиц. Что самое интересное, эта материя была почти аналогичной натуральному материалу – коже. Гениальность состояла в том, что она не промокала под воздействием влаги и, к тому же, «не задыхалась».
Впервые эту практичную и универсальную ткань использовали во времена русско -японской войны. Использовали её в самых разнообразных целях, но не для создания обуви, защищающей ноги военных. До этого ещё время не пришло. А вот многие необходимые предметы из неё шили, например, амуницию для лошадей или специальные сумки, в которых хранились боеприпасы и не только.
И в прямом смысле, и в переносном изобретение Михаила Поморцева в фронтовое время заслуживало благодарность и похвалу. Но и это не всё – материал попал на несколько важных выставок, где получил лестные отзывы экспертов - специалистов. Автор получил предложение изготовить ограниченную партию сапог.
Нужда в них состояла огромная, но для производства массового масштаба ещё время не настало. Кураторами бизнеса тогда выступали кожевенные мастера, которые и тормозили весь процесс. Понять их можно, они опасались, что потеряют работу и, соответственно, доход. 19 июня 1916 года умер Михаил Поморцев и параллельно приостановил производство уникальных кирзовых сапог. Вспомнят об универсальном материале лишь спустя два десятка лет.
Производством кирзы занялись два учёных из Советского Союза – Сергей Лебедев и Борис Бызов. В 1928 году русский химик Сергей Лебедев придумал делать обувь на хлопковой основе, пропитанной искусственным каучуком – этот материал и получил в народе название «кирза», то есть слой замерзшей и растрескавшейся земли.
А всё потому, что на морозе такая ткань затвердевала настолько, что становилась ломкой. На основе изобретения Сергея Лебедева химик Иван Плотников наладил производство кирзы в Вятке на комбинате искусственных кож. Борис Васильевич Бызов - русский химик, автор технологии получения синтетического каучука из нефтяного сырья.
Сергей Лебедев и Борис Бызов изобрели другой способ создания каучука, который стал экономнее предыдущего. Полученным веществом они пропитывали материю, которая в итоге по качеству и свойствам напоминала натуральную кожу. Спустя какое - то время в работу включился Иван Плотников, советский химик. Именно он и стал считаться первооткрывателем и со временем стал обладателем Сталинской премии.
Первое испытание, можно сказать – крещение, кирзачи получили в Советско - финской войне. На тот момент они не стали панацеей от всех проблем. Материал на сильном морозе твердел, трескался, а по истечении какого - то времени ломался. Когда химику задали соответствующий вопрос, он ответил, что коровы и быки собственными «шкурными» секретами делиться, пока ещё не торопятся.
Для того времени это заявление звучало достаточно дерзко. Однако наказание за свой ответ ученый не понёс. Более того, ему поручили усовершенствовать материал для изготовления сапог. Так как война дала свои «результаты» в отношении советских разработок, в СССР обувь была в большом дефиците.
С заданием Иван Плотников под личным наблюдением Алексея Косыгина справился на «ура». В итоге Иван Васильевич Плотников обул в кирзачи около десяти миллионов советских граждан, за что и получил Сталинскую Премию от 10 апреля 1942 года. За время существования сапоги из кирзы получили множество похвал и огромнейшую популярность, которая особенно ярко проявлялась в годы войны. Они служили верой и правдой в самых экстремальных условиях, выдерживали любые погодные условия, продолжительные походы и бездорожье.
И не зря советские сапоги считались лучшими, особенно, если провести сравнение с обувью сороковых годов американских солдат. Они превосходили заграничную обувь по всем характеристикам. Американский военачальник – генерал армии Омар Брэдли в написанных им заметках указал, что американскую армию за один месяц покинуло двенадцать тысяч обученных солдат, многие из которых вернуться обратно в строй больше не смогли.
Виной тому стали постоянный холод и сырость, которые вызвали ревматизм. Он заметил, что распространилось это заболевание гораздо быстрее, чем чума в былые времена. Пика болезнь достигла зимой, в январе. Проблема состояла в том, что американская армия не подготовилась в должной мере к сильным морозам и высокой сырости.
Ну а когда солдаты начали получать инструктаж по поводу ухода за ногами, стало уже слишком поздно. У военных США отсутствовали и портянки, и сапоги с высокими голенищами, что вызывало массу проблем на фронте при условии плохих погодных условий.
К сожалению, у американцев таких уникальных учёных, как у нас, не имелось. Если хорошо подумать, то обычные портянки сыграли не менее важную роль, чем кирзачи в солдатской жизни. Дело в том, что традиционные носки, к которым мы все так привыкли, с кирзовыми сапогами не сочетаются.
Они просто становятся трухой и это подтвердят те люди, которые успели поэкспериментировать. Ну а если носки в сапогах носить продолжительное время, то можно и ноги угробить – кровавые мозоли жить спокойно не дадут. Так как и на портянки иногда имелся некоторый дефицит, русские придумали универсальный способ их носки.
Когда портянки промокали, то их разматывали и меняли другой стороной, то есть, та часть, которая была намотана на голенище, перемещалась вниз к стопе.
Наш народ придумал и другие интересные, а главное, полезные способы наматывать портянки. Человек мог намотать несколько этих «тряпок» или вставить внутрь газету. Так тепло в зимнее время дольше сохранялось. Сапоги из кирзы заслужили всенародную любовь и признание.
За всё время до наших дней произвели больше ста пятидесяти миллионов экземпляров пар сапог из этого удивительного материала. И если заходит речь о том, чтобы переобуть нашу армию в берцы, солдаты демонстративно используют старую, но такую практичную в условиях солдатских будней, обувь – кирзачи.
По старинке дембеля делают, так называемые, «шурупы». Это когда голенища сапог сворачиваются в виде «гармошки». Кирзовые сапоги прошли долгий путь и однозначно сыграли важную роль в годы Великой Отечественной войны, оказав незаменимую помощь в том, что именно наша армия одержала ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ !
Продолжение следует …