Что такое «раннее развитие»
Ирина: - В этой статье мы будем знакомить вас с тем, что такое развитие ребёнка, нормативы развития ребёнка и тому подобные вещи.
Оксана: - Хотелось бы поговорить сегодня о «раннем развитии», разобраться что это такое, а надо ли это, или может быть и так хорошо сами дети развиваются.
Что же такое «раннее развитие»? Почему-то многие думают, что раннее развитие – это когда ребёнок овладевает какими-то навыками, но раньше времени. Допустим, научается раньше читать, изучает алфавит в два-три года или цифры знает хорошо, или знает всё о космосе, все планеты, динозавров и тому подобное. И родитель хвастается этим, это можно измерить: «мой ребёнок всё знает, он очень умный».
Ирина: - При этом некоторые бабушки говорят: «Зачем нужно раннее развитие? Дайте ребёнку детство». То есть сейчас под словосочетанием «раннее развитие» подразумевают что-то отрицательное, но это же совершенно не так.
Оксана: - Нет, не так. Во-первых, «раннее развитие» совсем не раннее, а своевременное, так считают авторы многих развивающих методик, и я с этим абсолютно согласна. «Раннее развитие» — это формирование нейронных сетей, стимуляция формирования нейронных связей путем разных методик, определенной деятельности, инструментов.
Ирина: - Соответствующих возрасту.
Возрастные нормы
Оксана: - Да, соответствующих возрасту, конечно. Что же важно в этом возрасте знать? Каждый ребенок — это индивидуальность, и он развивается в своем индивидуальном темпе. Но существуют возрастные нормы, на которые ориентируемся мы, педагоги, врачи и родители. То есть каждый ребёнок к определённому возрасту должен, допустим, ходить, стоять, ползать, уметь читать на определённом уровне, знать цифры к определённому возрасту и так далее.
Ирина: - Но, если какие-то функции не вовремя развиваются…
Оксана: - …тогда это говорит о том, что ребенок или чем-то болен серьезно, или это банальная педагогическая запущенность. Есть такое понятие педзапущенность, когда ребенком просто не занимаются родители или он живет вне социума. Поэтому важно понимать, какие условия должны быть, чтобы это раннее развитие свершилось.
Ирина: - Несколько раз слышала такую вещь, что педагоги, психологи придумывают какие-то нормы для наших детей и считают, что они должны им соответствовать. Ну, судя по всему, об этом говорили люди, которые не знакомы ни с педагогикой, ни с психологией, как с науками, поскольку здесь как ученые-физики не придумывают законы природы, а выявляют и объясняют, точно также психологи, логопеды и педагоги не придумывают возрастные нормы развития детей. Ученые эти нормы, эти временные рамки констатируют, наблюдая за большим количеством детей, и говорят, что вот большинство в этом возрасте овладевает таким-то навыком и это становится нормой. Если есть отклонения, ну, значит, как это у нас называется? Задержка психического развития, в логопедии - задержка речевого развития. И это означает, что на этот аспект нужно обратить больше внимания, догнать и перегнать Америку, чтобы ребенок выровнялся со сверстниками и мог дальше в социуме существовать на равных. Так что это не мы придумываем, это природа нас так устроила. Допустим, что в год положено начать ходить и в это же время примерно говорить. Вот то, что я знаю о нормах.
Оксана: - Да, поэтому развития всё-таки это своевременные, а не ранние, как это принято считать.
Условия раннего развития
Оксана: - Хотелось бы сейчас сказать такой момент, какие же все-таки условия важны, чтобы ребенок получал это раннее развитие. Во-первых, это окружающая его среда, которая должна быть сенсорно наполненная. То есть что такое сенсорно наполненная – это среда, которая направлена на развитие всех органов чувств. На зрительное восприятие, на слуховое, на тактильное, на обоняние, на ощущение. То есть работа комплексная всех анализаторов. Это первое. Второе – это качественные игрушки. Правильно подобранные качественные игрушки. Об игрушках, о том, какая должна быть детская игрушка, мы подробно рассказали в этой статье. Так же это физическая активность, а не ограничение физической активности. Все мамочки очень тревожные и боятся, что ребенок упадет. Пойдет, коленочку поцарапает. Даже сейчас одевают такие смешные шлемы, меховые или поролоновые на голову, чтобы ребёнок не ударялся головой.
Ирина: - Самое забавное, что пока ребёнок маленький, и рост у него маленький, и косточки у него ещё мягонькие, хрящеподобные - падение с высоты его собственного роста не грозит ему вообще ничем. Это нам, пожилым людям, опасно падать со своего метра пятьдесят, сотрясение мозга получишь. А у них когда ещё падать, как не в раннем возрасте? А что сейчас ещё делают? Дома ребёнок сидит в манежике, а на улице тоже опасно, поэтому там в колясочке. Это просто какое-то поветрие, все дети в колясках сидят. А ходить то когда?
Оксана: - А изучать мир когда? А потрогать его когда? Поэтому, мамочки, не ограничиваем физическую активность ребенка, а наоборот, подбадриваем и делаем хорошее, безопасное условие для физической активности.
Ирина: - То есть ребенок должен бежать сам, а мама его за воротничок придерживать, но бежать он должен сам, а не на маме ехать.
Оксана: - Также ребенок должен сам лезть по лестнице наверх. Пусть вы снизу придерживаете его попку, а он лезет сам. То есть мы создаем условия, потому что физическая активность очень важна в развитии. Это развитие общей моторики, мелкой моторики, а мы все знаем, что от качества развитой моторики развивается и наш мозг.
Ирина: - Ярчайшее подтверждение недавно получила. Как выяснилось, совершенно не случайно дети ходить и говорить начинают примерно в одно и то же время. Мальчик у меня сейчас есть. В силу физиологических особенностей он довольно долго не мог ходить, настолько слабые были мышцы из-за заболевания. И он у нас вообще ни одного звука даже не произносил. То есть там ни гуления, ни лепета, ничего не было. И вот он наконец-то пошёл. Сейчас он уже по лестницам бегает, маму зовёт, за руку тащит и наконец-то у нас лепет появился. То есть не ходил и говорить ничего не мог. Оказывается, это напрямую связанные вещи. Поэтому психологические нормативы для логопедии оказались важны.
Оксана: - Да, всё верно. И ещё одним из важных условий это книги. То есть книги ребёнку можно читать с трёхмесячного возраста, но это должны быть правильно подобранные книги. Мы рассказали какая должна быть детская книга, какая должна быть иллюстрация и так далее в отдельной статье. Книг- это вообще неотъемлемая часть в развитии малыша.
Ирина: - И там же рассказано о том, как воспринимают книги наши речевые дети с сенсорной и моторной алалиями, потому что специфика определённая у них всё-таки есть. Я так думаю, мы будем также сравнивать норму с нашими речевыми детьми, по всем параметрам. Да, наши детки не особенные, они обычные, но способы работы с ними будут отличаться.
Оксана: - Это правда.
Преимущества раннего развития
Оксана: - Итак, сейчас поговорим о преимуществах раннего развития. Что же даёт нам раннее развитие? Во-первых, это общение с ребёнком. Во время занятий родитель общается с ребёнком, взаимодействует с ним, смеётся, играет. Ваше внимание для малыша очень важно. Во время игры с родителем ребенок получает гамму позитивных эмоций, которые он должен испытывать. Поэтому он будет расти психологически полноценным, а также у него будет развиваться эмоциональный интеллект. Это большое преимущество. Вдобавок у ребенка формируется адекватная самооценка. Во время игры с ребенком вы его хвалите, а где-то, наоборот, ругаете. То есть соблюдается баланс. Ребенок понимает, формируется, оценивает себя реально.
Ирина: - Ошибаться им тоже нужно. Без ошибок не бывает развития.
Оксана: - Затем преимущество этой стимуляции – любопытство. Ребенок начинает хотеть, в следствии чего у него начинает расти познавательная активность. Мы даем условия и на фоне того, что он получает много информации, у него познавательная активность начинает расти. Появляется любопытство, развивается мыслительная деятельность.
Ирина: - А если тебе не сформировали эту потребность в узнавании нового, то мозг не будет хотеть развиваться. Потому что дело ведь не только в ребенке, но еще в том, что хочет его мозг. Получает ли он удовольствие от того, что узнает новое. Вот от этого уже будут зависеть оценки в школе.
Оксана: - Следующее – это концентрация, формирование концентрации внимания, то есть формирование устойчивости внимания. И доказано уже, что ребенок, который ранее развивают, более усидчив, более сконцентрирован, что тоже необходимо для учебной деятельности и для обучения.
Ирина: —Опять же, мои практические познания. Одно время было не то, чтобы модно, но некоторые родители прямо просились, чтобы их обычного ребёнка с одним-двумя нарушенными звуками направили в логопедическую группу. И я задавала вопрос: «Что ж вы делаете-то, там же берут детей с тяжёлыми нарушениями речи». А мне мамы объясняли, что после логогруппы, после вот этого раннего развития, у них сформирована настойчивость, усидчивость, целеустремлённость, внимательность и так далее. И они поэтому хорошо учатся в школе. Приходилось прямо мамочек отговаривать от поступления в такие специализированные учреждения. Потому что на самом деле, правда, наши логопедические детки потом очень хорошо в начальной школе обучаются. Но все тоже самое можно сделать с обычным ребёнком.
Минусы раннего развития
Оксана: - Сейчас еще поговорим о минусах, потому что в каждом понятии есть другая сторона медали. Во-первых, это когда родитель неправильно, не зная возрастных норм, требует от ребёнка то, что он ещё и не должен знать и уметь. То есть, очень важно родителю знать эти возрастные нормы развития ребенка, что он должен знать и уметь в определённом возрасте. Соответственно, если вы требуете от ребенка в два года, что он должен уже читать, к примеру – это отразится на ребенке негативно. Подтягиваться 18 раз. Научить конечно можно, но что ребенок получит от этого? Стресс и отвращение к любым занятиям и к любой учебной деятельности. Поэтому главное не передавить и не требовать от ребенка невозможного.
Ирина: - Да, бывают иногда тревожные мамы. Да, сейчас модное явление борьба за звание лучшей мамы на свете, но почему-то лучшая мама это та, у которой ребенок в два года уже читает. Вот то самое, о чем мы говорили, что есть определенный, скажем так, люфт. что не обязательно прям все 14 месяцев должны делать то-то, а 25 с половиной месяцев он должен делать всё-то. Нет, некоторые функции могут развиваться у разных детей, плюс-минус с определенными отклонениями. И если пытаться совсем уж загнать ребёнка в нормы, вот тут как раз и наступают все эти негативные последствия. Что тревожная мама, что обеспокоенные папы и замученный ребёнок. И тут бабушки, вот тут именно бабушки правы, когда говорят, «отстаньте от ребёнка с его ранним развитием». Нет, нужно просто знать, когда что можно от него потребовать. Когда он будет бежать у вас стометровку, когда он научится читать, а когда ему достаточно вовремя выбросить соску.