Re:ゼロから始める異世界生活 (2020/2021)
Жанр: фэнтези, исекай, романтика, трагедия, насилие.
Выходил:, июль – сентябрь 2020, январь – март 2021
Английское название: «Re:Zero –Starting Life in Another World– (Saison 2 Partie 1/2)»
Русское название: «Re:Zero — жизнь с нуля в другом мире. Первый/Второй сезон (2020/2021)»
13+12 эпизодов
Оценка: 7 из 10
Об эгоизме и жадности замолвите слово!
Аннотация
История Нацуки Субару, попавшего в фэнтезийный мир в результате неудачного вечернего похода в магазин продолжается. Ведь в первом сезоне он только-только разобрался в своей способности откатываться на очередную «точку сохранения» в результате смерти и только начал выправлять мир к желанной истории. Но Эмилия ещё очень далека от престола, да и Культ Ведьмы явно не ограничивается одной сектой с епископом Бетельгейзе во главе. Да и на всю голову сумасшедшая Эльза ещё вполне в силах и бодро размахивает кукри. Но и самое главное: если у нас есть Культ Ведьмы – то есть и ведьмы, каковым сей культ хотя бы формально поклоняется. А ведьмы – существа всегда крайне непростые.
История просмотра
Не могу сказать, что я была такой уж поклонницей первого сезона. Если кто ещё помнит, оценила я его в те же 7 баллов. Не особо я люблю фэнтези, особенно с такой обильнейшей магией. И гаремы (особенно «прямые») не шибко одобряю. И в целом – многое ещё тогда вызывало у меня нарекания. Так что не особо рвалась посмотреть дальнейшие продолжения, хотя и держала их в списке на просмотр. Но тут вдруг звёзды сошлись, и я посмотрела два сезона (третий начался с месяц назад, но на стабильный выпуск эпизодов перешёл вообще только что, жду довыхода). Причём посмотрела настолько бодро, натурально по 2-3 дня на каждый… что почти ничего не запомнила. Хотя часть нареканий они уже сняли, да и пока смотрела – не раз задумывалась, что «а вот это было бы неплохо упомянуть в обзоре». Но… ленилась записывать. В результате обзор, похоже, интеллектом блистать не будет. В любом случае, заявлю сразу: эти два сезона смотреть вполне и вполне имеет смысл.
Техническое исполнение
Это если не «львиная доля», то как минимум весьма большая причина смотреть эти два сезона. Во-первых, коль уж я привыкла сначала ругаться, а потом восторгаться. Традиционно – CG. И вот знаете что? Не так уж она и яростно выбивается из общего стиля картинки. Во-вторых, как это довольно часто бывает в подобного рода сериалах – герои поголовно зафиксированы в одной и той же одежде. Нет, если уж совсем занудствовать, то Эмилия и Петра по разу появлялись в ночнушках, а «Буру Су» - один раз был в домашнем костюме и один раз в школьной форме. Также один раз в школьной форме была Ехидна. В-третьих, меня несколько раздражал один момент, продиктованный жанром. Дело в том, что это сериал всё-таки очень мальчуковый (хотя там интересного есть и для подростков, и для тех, кто повзрослее). В результате, чтобы потрафить оным подросткам у нас довольно много крупных планов, извините, паховой области куда-нибудь идущей или усевшейся девушки. Так, что явно видно: тут всё мило и плоско, ничего не торчит. Впрочем, эти ракурсы всегда достаточно целомудренные, никаких панцушотов. Однако всё равно немного раздражает.
В остальном же и в целом картинка шик-блеск-красота. Я очень люблю такой стиль изображения людей. И, на секунду возвращаясь к одежде – только лишь стандартный спортивный костюм Субару-куна банален и уныл. К дизайну для остальных персонажей авторы подходили ответственно и придумали им действительно необычные и очень интересные одёжки. Естественно, крайне бодро и обильно нарисована всякая магия, на которой тут сражаются с завидной регулярностью, да и не только сражаются. Например, идущее трещинами небо в «мире Ехидны» рисовали явно с любовью. А выцветание других создаваемых ею «миров», когда пора уже из них выходить, превращение из яркой анимэшной картинки, неотличимой от «базовой реальности», в карандашно-мелковый рисунок на фактурной бумаге – это просто красотища!
Тоже следует отметить, что вообще на интерьеры и пейзажи тут не скупились. Их очень много, в иных не менее бодрых и ярких сериалах один и тот же пейзаж используется по много раз. Здесь всё меняется. Даже если действие происходит там же, где мы уже бывали в другом эпизоде – меняются детали, меняются ракурсы. Вообще, если не считать прозвучавшего выше нарекания про некие ракурсы – и оператору с режиссёром надо отдать должное. Отличная работа.
А вот со звуком – полная феерия. Сразу предупреждаю: опенинг и эндинг здесь понятие условное. В каких-то эпизодах их может не быть вообще. В каких-то – на протяжении всей песни мы видим не только титры, но и важную часть сюжетного действия. В каких-то – просто клип-заставка, не сильно относящаяся к действию конкретного эпизода. Естественно, когда что начнётся (и начнётся ли вообще) – предсказать невозможно. Впрочем, здесь это не вызывает каких-либо серьёзных негативных эмоций, потому что все песни – как минимум хороши, а некоторые мне даже совсем понравились. Причём если в сезоне 2020 года опенингов и эндингов по одному, что вполне стандартно для сериала такой длинны, то в 2021 – песен у нас аж семь штук (правда одна из них просто перекочевала из предыдущего). Да и музыка внутри кадра наличествует и неплоха.
Но главный восторг – это игра сейю. Если я знаю какой-нибудь сериал, которому категорически противопоказан просмотр в дубляже, то вот он. Начнём с того, что здесь просто фантастический состав. Судите сами:
Эмилия: Такахаши Риэ-сан. Я её очень люблю как Эйлин в «Akuyaku Reijou nano de Last Boss o Katte Mimashita», хотя на самом деле встречалась с нею во многих более второплановых ролях. А вот дальше – пойдёт тяжёлая артиллерия из Резерва Генерального Штаба:
Розвальд: Коясу Такехито. Мой любимый гнусавчик номер два. Красавец Мю ЛаФрага из обожаемого «Gundam SEED», или, например, убойная «Сестра» в «Arakawa under the bridge».
Но и первый гнусавчик далеко не убежал. Дражайший Ишида Акира здесь озвучивает Регулуса Корнеуса, а я его конечно же люблю в первую очередь как Аслана Зару в том же «Gundam SEED» и Шина в «Нане».
Феликса по-прежнему озвучивает небезысвестная Хоирэ Юи-сан. Девушка с огромным количеством ролей. Лично я её больше всего люблю как Котори в «ДаКапо», Ханью в «Хигурашах», Масако в «Пингвиньем барабане» и Кёко в «Golden Time».
Далее. Снова обожаемая сейю, которую я люблю и знаю с «Gundam SEED», правда она появилась только в «Destiny». Конечно же это Сакамото Майя-сан, моя обожаемая Лунамария Хоук. Здесь у неё весьма и весьма важная роль: не кто-нибудь, а сама Ехидна.
Ну, и, барабанная дробь – Ното Мамико-сама. Первая якабито Сихо Мацури в «Сола», Энма Ай в «Адской девочке» и несть числа великолепнейших ролей. А тут она – та самая наглухо ушибленная в голову Эльза.
Вообще интересно, что все четверо моих любимых сейю-ветеранов здесь играют роли если не напрочь отрицательные, то как минимум – спорные. Ну, вот Ехидну нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной. Мне она крайне симпатична, но я понимаю, отчего она не годится в протагонисты. Но… в любом случае, я их очень люблю, и всегда радуюсь, когда слышу.
Второй же момент, который напрочь запрещает использование дубляжа – это не только «кто» играет, но «как». Дело в том, что здесь у всех героинь с героями есть своя, мгновенно узнаваемая манера говорить. Причём узнаваемая сразу в двух «плоскостях». Во-первых, это собственно строй речи. Кто-то использует в качестве местоимения «я» - «боку», кто-то «оре», кто-то «ваташи», а кто и «ваткуши». Некоторые вообще адресуются к себе в третьем лице. Само строение предложений – кто-то говорит грубо и просто, кто-то наоборот очень вежливыми и сложными формулировками. Но есть и другое: они все (даже тех, кого я не очень знаю) – реально играют голосом. И ладно бы это гипертрофированное паясничание Розвальда. Но ведь и Рюзу-сан говорит натурально как бабулька! Нет, честное слово, как они все там играют! Это нужно слышать со всеми обертонами. Ну, разве что одно маленькое нарекание: а вот Субару-кун слишком часто катает истерики, причём ни с истерикой, ни с рыданиями озвучивающий его Кобаяши Юуске на мой взгляд не справился. Но на фоне великолепия игры остальных – это в общем-то мелочи.
Так что вся «японская» часть меня в результате очень и очень порадовала.
И, традиционно, пара слов про перевод. То, что я скачала, предлагало на выбор переводы от Crunchroll и SovietRomantica. Поскольку я признаю вполне приемлимый уровень профессионализма первых (всё же они деньги на этом зарабатывали), но весьма не люблю возглавляющего команду. Так что я выбрала Романтику. И, надо признать, тоже очень даже неплохие субтитры. Нареканий у меня особо и не было.
В общем и целом, на результирующую оценку, сильно утащив её вниз – повлияли именно сюжетные недостатки.
Плохое в сюжете
Обратите внимание на оттенки эмоций в скриншотах. Но будем говорить и без них.
Ещё в самом начале я упоминала, что в конечном счёте благополучно забыла практически всю конкретику, которая меня огорчала или наоборот радовала в плане сюжета. В целом осталось только несколько общих воспоминаний. Поэтому, хотя именно здесь-то баллы и падали, в целом я запомнила лишь общие ощущения. Так что буду не слишком многословна.
Во-первых, буквально несколькими абзацами выше говорилось, что мои любимые сейю тут играют отрицательных персонажей. И если Корнеус просто скотина и мерзавец (за Ишиду-сана обидно), то вот Эльза – слишком банальна в своём сумасшествии. То есть это не только мискастинг (Ното-сама очень любит играть довольно мрачные роли, но сложные!), но и просто… плохое решение. Банальный, простой как мычание персонаж – это лишний персонаж. Он не нужен.
Во-вторых, точно так же – чуть выше я ругалась на истерики Субару-куна. Да, у него воспитание японца начала XXI века. Да, у него очень тяжёлая судьба уже в этом мире. Но столько истерик – скорее бесят, чем вызывают сочувствие. Более того, они как-то объяснимы с учётом происхождения этого гражданина, но… Ведь в новом мире он идёт через десятки смертей. И каждый раз, внимание, обдумывает – что он сделал не так, как в следующий раз повернуть ход событий в желаемую сторону. То есть он уже здесь прогрессирует над собой. И, поскольку продолжает идти вперёд... Понимаете ли, первая, ну вторая смерть на твоих руках (или, что ещё круче – когда это ты сам) – она без вариантов надламывает человека. И дальше есть разные варианты, что с этим надломом человек будет делать. Извините, это не теория, а эмпирика. А поскольку дражайший Субару-кун как-то с этим вопросом справился и продолжает идти вперёд – извините, но это неизбежно должно было привести к, например, обретению некоей чёрствости. Вариантов несколько. Нет, я не говорю, что ему должно было обязательно стать всё равно и на всех. Но такая истеричность, да по таким поводам, и с такими действиями – откровенно не бьётся с его историей в этом мире.
В-третьих, вообще у меня осталось такое «фоновое» впечатление, что герои постоянно ведут себя, принимают решения… непонятно с какого перепугу. Ладно бы мы не видели каких-то вводных, которые влияют на принятие того или иного решения. Это, кстати, тоже есть. И это, кстати же, весьма плохо и для сюжета, и для восприятия. Но есть и другая сторона: в ряде случаев все вводные у нас есть. И мы знаем историю персонажей, их характеры. Но вдруг они выдают нечто такое, что, как было только что произнесено, никак не бьётся с тем кто и что они. Опять же, зрелище тягостное. А то и откровенно бесящее.
Но, пожалуй, раз я ничего конкретного не помню, завершим и этот раздел. Перейду-ка я к хорошему в сюжете.
Хорошее в сюжете
Первым делом надо отметить, что действительно, часть нареканий, имевшихся к первому сезону – второй и третий сняли. Да, мы будем называть их именно так, ведь это в сущности одна и та же история. Более того, некоторые группы оцифровщиков-риперов ничтоже сумняшеся выдали всем трём сквозную нумерацию. Так что, глядя сезон 2021, я наблюдала эпизоды с номерами за 40. Так вот, например, стала раскрываться тема с другими культами Ведьмы. А уж как раскрывается история собственно Ведьм – это просто прелестно!
Собственно говоря, это как раз один из самых приятных аспектов этих двух сезонов. Который, впрочем, местами вызывает раздражение. Дело в том, что Ведьмы здесь показаны натурально как надо. Они вовсе не добрые и не злые. В целом – скорее нейтрально-положительные, особенно при личном контакте. Но вот мозги у них отстроены уже очень и очень не так, как у «нормальных людей», а особенно у резко включающих тупоумие японских юношей.
Ведьмы действительно несколько зациклены на каких-то весьма конкретных моментах. При этом, что доставляет отдельную радость – их «людские» титулы хотя и отражают в некотором смысле их «пунктик», но с ярко негативным подтекстом и практически всегда – правильно, но совершенно неправильно. Парадокс? Не очень. Просто и другие люди не так далеко ушли от японских юношей. Плюс к тому же опираются на впечатление не от самих Ведьм (кто с ними общался? Немногие), а на наглухо сдвинутых культистах, каковые в объекте своего поклонения понимают ещё меньше. Ибо наглухо сдвинутые мало что понимают, а живут в своём наглухо же сдвинутом мире. Вот, например, Ведьма Похоти, Кармилла. Да, у неё есть определённая симпатия к людям, особенно мужского пола. Но при этом – она не культистка Слаанеш, бегающая везде и всюду в неглиже. Отнюдь нет, она наоборот, ужасно стеснительная, и её магия представляться кем-то другим – отчасти именно из-за этого. Ну а то, что своих целей добиться проще, если ты кажешься парню его любимой девушкой – закономерно выливается и в некоторые физические последствие… это же не удивительно! Вот и получается, что Кармилла переобнималась, перецеловалась и всё такое – с целой кучей мужчин. Вовсе не потому, что она страшно похотлива. Ей на самом деле похоже просто хочется видеть радость на лицах интересных ей личностей. И на самом деле - это чудовищная и мерзкая примитивизация.
И то же самое со всеми остальными. Ну, а поскольку из всех Ведьм на первом плане именно Ехидна (строго говоря, она становится не менее главной героиней, чем Эмилия, Рам, Рем и Нацуки), то она и раскрыта полнее, да и красота с ней самая интересная. Да, она, конечно, Ведьма Жадности. Но даже не читая сопроводительных материалов, исходников и т.п. – совершенно понятно, что она жадна до знаний. Причём не знаний как таковых, а размышлений и переживаний, которые возникают в процессе достижения понимания сути вещей. Когда она предлагает контракт Субару-куну её закономерно даже не слишком интересует цель, которой он добивается. Ей интересно, как он будет к ней идти, как он будет понимать, что происходит и что надо сделать чтобы. То есть, по хорошему говоря – она тзинчитка, но заплетание интриг как таковое её тоже не особо интересует. Хотя дипломатией она владеет великолепно. «Говорить правду, правду, и только правду… но не всю правду» - на этом её коллеги по цеху пару раз ловят.
Определённо, Ехидна – одна из интереснейших находок этих сезонов. Мне она весьма симпатична (да ещё и чьим голосом разговаривает!) И через это мы выходим на немного другой пласт интересных вопросов.
Начнём с того, что поскольку я вполне понимаю мотивы поведения Ехидны – мне она не кажется отвратительной. Более того, в некоторых случаях я не понимаю, почему вообще вполне резонные и кажущиеся мне нормальными вещи окружающие воспринимают как нечто плохое и неприемлимое. Ну ведьма она, у неё другие приоритеты и другая логика. Ну, понятно, логика она едина на всех, но куда её применять – это уже каждый судит по-своему. Намекаю: "входные данные". Впрочем, я же сказала, что мне Ехидна симпатична? Стругацкие ошибались. Чтобы доказать, что люди ходят на руках не нужно "Весёлой Башни". То есть здесь вопрос не только в концепции, что приемлимое и хорошее для кого-то может оказаться неприемлимым и более того, неприемлимым часто из-за того, что оно непонятно – для кого-то другого. Но и (я как раз про непонятность) – что одно и то же поведение может быть понято по-разному. Что к одному и тому же поступку могут вести разные мотивы. И каждый эти мотивы «дорисовывает» по-своему.
Эта же история возникает снова и снова, в разных формах и с разными персонажами. Поведение Гарфиэля, Рем – легче всего достроить их мотивы одним способом, но на самом деле, оказывается, они руководствуются совсем другими идеями. А Субару-куна так вообще один раз прекрасно умыли, объяснив ему, что его поза героя, который типа умирает за всех – довольно-таки печальная с точки зрения тех, на чьих глазах он умирает. А следовтаельно вообще-то изрядно подленькая.
Впрочем, надо отметить, что Субару-кун всё же небезнадёжен, и многое со временем таки учится понимать. Хотя, признаться, на его месте я бы очень подумала насчёт контракта с Ехидной (именно в свете понимания, что она кое-чего недоговаривает и одна из недоговорок однозначно – отсутствия в формулировке слов «идеальный путь»). Но, повторюсь, Ехидна мне весьма симпатична и понятна.
Также надо отметить, что развитие получил не только сюжет с Ведьмами, но и множество других. Весьма уместные и понятные экскурсы в прошлое многих героев, появление целой плеяды новых… да и в целом – чем дальше смотрим, тем лучше понимаем историю и устройство всего мира в целом. А это, можно сказать, бесценно.
И отдельно – несмотря на всю зверскую «мордомагобойность» сериала – в нём полно очень красивых и добрых, и грустных моментов, вызывающих всеразличные эмоции. Есть тут, есть где посентиментальничать.
Резюме
В общем и целом, хотя я очень много баллов скинула за перегруженность магическими боями и поразительной непоследовательностью поведения и характеров некоторых героев – сериал получился очень красивый и далеко не только для мальчиков-подростков. Есть тут и чему порадоваться, и о чём поразмышлять. Так что я жду довыхода четвёртого сезона в этом году.
Два послесловия
Для Яндекса
Нижайше прошу вашего робота удержаться. Все ссылки ведут на мои собственные обзоры (не внешние ресурсы) и выполняют энциклопедическую функцию: где актёр играл, что про эту игру я лично говорю. Это не спам.
Для альтернативно-одарённых
Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и было упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано выше – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.