Предыдущая часть:
Немецкий историк искусства Гуго фон Чуди обнаружил, что герб на левом окне на задней стене в Благовещении принадлежал семье из Мехелена, которую по-разному идентифицировали как Ymbrechts, Imbrecht, Imbrechts, Inghelbrechts, Engelbrecht, Ingelbrechts или Engelbrechts.
А герб на окне справа был связан с семьей Calcum, также называемой Lohausen, from Diisseldorf.
А искусствовед Де Соу предположил, что фамилия Энгельбрехты, переводимая как "ангел приносит", может быть связана с темой Благовещения.
Также специалистами высказывалось мнение, что донаторы на левом крыле — это Jan Ymbrechts и Elisabeth Spithoens.
Но это маловероятно, поскольку Элизабет Спитхоэнс умерла в 1421-22 годах, до того, как алтарь был, вероятно, завершен. (Хотя появление её фигуры придало бы триптиху мемориальную функцию, которая, правда совершенно не соответствует его акценту на семье и потомстве).
Недавние архивные исследования и их анализ привели к разработке сложной теории, в которой фигурирует некий Peter Engelbrechts из Кельна и Мехелена, который был женат трижды: на Gretgin Schrinmechers из Кельна между 1425 и 1428 годами, на Heylwich Bille около 1456 года и, наконец, на Aleyde de Kempenere после около 1466 года. Согласно этой версии, имя первой жены, Шринмехерс, означает "краснодеревщик", складывая его с фамилией мужа (ангел приносит) получаем и тему Благовещения и объяснение появления Иосифа на триптихе.
Хотя искусствовед Феликс Тюрлеманн утверждает, что женщина, изображенная на левом крыле, — это скорее вторая жена Heylwich Bille, добавленная на картину после смерти первой жены; и что именно герб Билле мы видим на правом окне.
Но тут есть ряд сложностей, во-первых, фигура Билле была дописана, когда она вышла замуж, что произошло около 1456 года, но женщина на левом крыле одета в стиле начала 1420-х годов. Во-вторых, красивая тема с краснодеревщиком на правом крыле сразу как-то отпадает.
Итого
Просуммировав всё сказанное, можно проследить примерно такую эволюции нашего триптиха.
На первом этапе панель Благовещения с золотым фоном у окон была создана по шаблону мастерской Робера Кампена, либо как отдельная картина, либо как часть планируемого триптиха.
Несколько позже были добавлены крылья, и в этот момент появилось голубое небо с облаками поверх золотых окон.
На этом этапе левая панель должна была показывать только коленопреклоненную мужскую фигуру.
Разобщённые эффекты пространства, фона и масштаба фигур можно объяснить как результат этого второго этапа работы.
Наконец, на третьем этапе к завершенному левому крылу были добавлены женская фигура и посланник из Мехелена, вероятно, после того, как изображённая женщина вышла замуж за заказчика.
Сравнительный анализ
Недавнее изучение картин, связанных с Робером Кампеном, подняло вопросы, имеющие прямое отношение к триптиху Мероде.
Какие произведения его мастерской в Турне можно считать написанными Кампеном в одиночку, а какие свидетельствуют об участии его помощников, в первую очередь Рогира ван дер Вейдена (1399/1400-1464)?
Известно, что Рогир, работал в мастерской Кампена с 1427 по 1432 год. Поэтому было высказано предположение, что и он внес свой вклад в данных триптих.
Ему приписывают создание левое крыла.
Мужская фигура на нём имеет некоторое сходство в исполнении с Генрихом Верлем с картины «Святой Иоанн Креститель и донатор Генрих Верль», датированной 1438 годом (Прадо, Мадрид), которую некоторые искусствоведы также приписывают Рогиру, а не Кампену.
А обработка фигур и архитектуры на левой панели триптиха близки к другим его ранним работам, например, «Посещению» (Музей скульптурных произведений, Лейпциг).
Авторство не только левого крыла, но и центральной и правой панелей оспаривалось, хотя исследования показывают, что наше Благовещение тесно связано с «Рождеством» в Музее изящных искусств в Дижоне, которое приписывается Кампену.