Текст из письма: "...Это серебряный колокольчик.... работы Бенвенуто Челлини. Этот колокольчик заставляет поверить во все экстравагантные комплименты, которые он сам себе делает, впрочем, как и его скульптура Персея. Мой колокольчик выполнен в изысканном стиле, и в нем кишат гусеницы, ящерицы, кузнечики, мухи и маски, которые делают его похожим на одну из казней египетских..."
Впечатляющий комплимент по поводу "обычного" колокольчика, хотя сквозь строки так и чувствуется что человек доволен своим приобретением.
Опуская эмоциональную составляющую письма обращаю ваше внимание только на то, что это самое раннее сообщение о происхождении колокола и содержится в письме, написанном Горацием Уолполом Горацию Манну из его лондонского дома на Арлингтон-стрит, датированном средой, 12 февраля 1772 года. В этом письме Уолпол утверждает, что колокол был изготовлен Бенвенуто Челлини.
Кто такой Бенвенуто Челлини ?
Родился в 1500 году во Флоренции, где и провел первые годы своей жизни, обучаясь ювелирному делу. Его связи с городом оставались тесными, и он вернулся туда, чтобы работать на великого герцога Козимо в последние годы жизни. Но, как и многих других художников эпохи Возрождения, его привлек Рим как молодого и амбициозного мастера, и он с увлечением поработал там у множества покровителей своего таланта, включая пап Климента VII и Павла III. Он также провел некоторое время во Франции при дворе короля Франциска I.
Современники восхищались Челлини как ювелиром и скульптором, и его талант до сих пор можно увидеть в таких произведениях, как бронзовая статуя Персея (в Лоджии деи Ланци, Флоренция) и полюбоваться золотой солонкой изготовленной для Франциска I (в Художественно-историческом музее, Вена).
Но в основном его помнят за его яркую и разоблачающую автобиографию, писал бы хайповые статьи, обязательно бы остановился на столь "буйном" персонаже, но увы, не моя тематика. Хотя....
Возвращаясь к колоколу
Итак, колокол был частью коллекции маркиза Леонати в Парме и был приобретен вторым маркизом Рокингемом в 1730 году. Затем, в феврале 1772 года, он был приобретен Горацием Уолполом в обмен на римские монеты и помещен на трибуне его виллы в Строберри-Хилле. Колокол перешел к графу Уолдгрейву по наследству и был продан на аукционе Strawberry Hill пятнадцатого мая 1842 года за 252 фунта стерлингов. До 1883 года он входил в коллекцию барона Фердинанда Ротшильда.
В письме Уильяму Мейсону Гораций Уолпол с волнением снова упоминает о колоколе только пять месяцев спустя (21 июля 1772 года): "Я тысячу раз благодарю вас за такой бесценный подарок, я не знаю, где лорд Р. смог бы найти другой колокол такого качества". (Йельское издание, том 28, стр. 38).
Пять лет спустя Уолпол все еще описывает "Колокол Челлини" как образец совершенства, как и в своем письме лорду Харкорту от 8 октября 1777 года. В этом письме он благодарит лорда Харкорта за подаренные ему шпоры Вильгельма III за битву при р.Бойн, говоря: "Я с благоговением целовал каждую шпору и нахожу их прекраснее колокола Челлини". (Йельское издание, том 35, стр. 477).
В 1774 году Гораций Уолпол опубликовал "Описание виллы мистера Горация Уолпола", которое было переиздано в 1784 и 1798 годах как часть второго тома "Трудов Горацио Уолпола".
....Прекраснейший серебряный колокольчик, изготовленный для папы римского Бенвенуто Челлини. Он весь покрыт античными масками, мухами, кузнечиками и другими насекомыми, изображенными на самом высоком рельефе, вверху - Богородица с ангелами-младенцами, а внизу - венок из листьев. Ничто не может сравниться с изысканным дизайном и изящным и естественным изображением насекомых. Великолепное исполнение делает почти правдоподобным то, что Челлини говорит о себе в своей автобиографии. Она происходила из коллекции маркиза Леонати в Парме и была приобретена маркизом Рокингемом, который обменял ее у мистера Леонати. Уолпол за несколько редких римских бронзовых медалей, в том числе за уникальную медаль Александра Севера с амфитеатром в отличном состоянии...
Авторство колокола
Однако сейчас считается, что он был сделан не Бенвенуто Челлини, а великим немецким ювелиром Венцелем Ямницером и датируется серединой XVI века. Ямницер (ок. 1507-1585) был известен как самый престижный немецкий ювелир своей эпохи, а также был придворным ювелиром целой череды императоров Священной Римской империи. Он стал мастером Нюрнбергского монетного двора, а позже опубликовал книгу гравюр с изображением многогранников - геометрических объектов.
В своей публикации 1568 года «Perspectiva Corporum Regularium», написанной в сотрудничестве со швейцарским гравером Йостом Амманом, Ямницер предложил ошеломляющее количество форм, нарисованных в поразительной перспективе объектов, не существовавших в известном тогда мире.
Отвергая как математические заблуждения Пьеро делла Франческа и его последователей, так и оконно-плоскостной подход к перспективному рисунку, отстаиваемый Леоном Баттиста Альберти и его последователей (включая Леонардо и Дюрера), Ямницер разработал, после сорока лет экспериментов, новый способ рисования.
Его техника, хотя и вдохновленная методом «струны», предложенным Дюрером, - когда луч зрения, простирающийся от бесконечности до физического объекта, изображается пуантилистским способом, - исключает присутствие объекта. Вместо этого план и высота воображаемого объекта рисуются в резкой перспективе, а затем соединяются вместе, создавая изображение в трех измерениях.
Используя эту технику Ямницер мог свободно фантазировать и придумывать новые многогранники, которые, хотя и следовали геометрическим правилам, представляли собой невиданные формы. Он назвал свою работу над «Перспективой» «тонким и прекрасным искусством».
А что с гусеницами? Уолпол пишет, что, по его мнению, его, т.е. колокол, использовали, чтобы проклясть гусениц! Я не знаю, откуда он получил эту информацию, хотя в 1120 году епископ Лаона отлучил от церкви гусениц, которые опустошали его епархию.
Таким образом, сравнивая работы Бенвенуто Челлини и Венцеля Ямницера, технику исполнения, материалы, время и другие факторы, исследователи отдают приоритет авторства именно Ямницеру.