Найти в Дзене

Самые необычные вопросы о картинах и художниках в «Что? Где? Когда?»

Оглавление

В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» вопросы о картинах и художниках встречаются довольно часто. Буквально в каждом выпуске!

Так что, если планируете участвовать в подобных играх, Вам непременно нужно изучать искусство.

И даже если не участвуете, как же приятно ответить быстрее игроков! Согласны?

Покажу Вам несколько вопросов из области живописи, которые меня особо впечатлили.

Вопрос 1

В одном из недавних выпусков игрокам показали вот эту картину Дины Ельцевой.

Дина Ельцева. Поговорки. 2024. Частная коллекция. Источник фото: dina-eltseva.ru
Дина Ельцева. Поговорки. 2024. Частная коллекция. Источник фото: dina-eltseva.ru

Игроков спросили, какой другой художник вдохновил Дину на создание этой картины?

Один из членов команды довольно уверенно ответил, что Иероним Босх.

И действительно, композиция явно из тех времён. Такой своеобразный коллаж из отдельных сценок. В каждой такой сценке один-три человека взаимодействуют между собой или используют какой-то предмет.

Согласитесь, перекликается с «Садом земных наслаждений».

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1505-1510. Музей Прадо в Мадриде.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1505-1510. Музей Прадо в Мадриде.

Но давайте внимательно посмотрим, что делают герои Ельцевой. Вот один фрагмент.

-3

Две женщины догоняют мужчину с кувшином, а на голове у него пожар. Очевидно, что это иллюстрация поговорки «На воре и шапка горит».

А рядом другая женщина с девочкой толкут воду в ступе. Тоже понятно, какая поговорка изображается.

За ними мы видим иллюстрацию к пословице «Гусь свинье не товарищ».

То есть каждая сценка на картине Ельцевой − это пословица!

А кто у нас первым создал вот такую живописную энциклопедию народной мудрости? Конечно, Питер Брейгель Старший!

Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 1559. Государственные музеи Берлина.
Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 1559. Государственные музеи Берлина.

Почти за 500 лет до этого Брейгель написал картину «Нидерландские пословицы». Очевидно, что именно эта работа и вдохновила Дину Ельцеву на создание своих собственных «Поговорок».

Команда игроков проиграла. Вот как важно изучать нидерландскую живопись! Когда её знаешь поверхностно, то первым делом и вспоминается Босх. Кто же ещё!

Легко попасться в ловушку решения, якобы лежащего на поверхности.

Но сходство оказалось более тесным именно с Брейгелем − не только в плане композиции, но и в плане сюжета (иллюстраций поговорок).

Вопрос 2

Однажды игрокам показали вот эту картину Яна Вермеера.

Ян Вермеер. Аллегория Живописи. 1668. Музей истории искусства в Вене.
Ян Вермеер. Аллегория Живописи. 1668. Музей истории искусства в Вене.

При этом озвучили, что на этом полотне было найдено крохотное отверстие от булавки. Эта булавка в свою очередь была частью приспособления, которое помогло художнику решить одну проблему. Вопрос, какую?

Игроки сразу догадались, что к этой булавке крепилась нитка. Она тянулась от булавки, помогая нарисовать идеальные линии. И это в свою очередь помогло художнику нарисовать стол.

Что ж, игроки были очень близки.

Однако написать стол было не так сложно. А вот клетчатый пол куда сложнее! Над этой проблемой художники бились ещё со времен Средневековья.

Вот картина художника XIV века.

В то время ещё не было понимания, как математически точно написать такой пол. Это легко увидеть на примере картины Лоренцетти.

Амброджо Лоренцетти. Благовещение. 1344. Национальная Пинакотека в Сиене.
Амброджо Лоренцетти. Благовещение. 1344. Национальная Пинакотека в Сиене.

Видите, уже четвёртый квадрат начинает «убегать» от нарисованной мной стрелки? Хотя они все должны быть «нанизаны» на неё.

А уже начиная с XV века, этому научились.

Вот и Вермеер смог написать идеальный пол с помощью булавки и нитки. На игре, кстати, показали схему того, как это работает.

Источник фото: gameshows.ru
Источник фото: gameshows.ru

Что ж, незнание основных проблем, с которыми сталкивались художники на протяжении многих веков, и в этот раз подвело игроков.

Вопрос 3

Расскажу Вам ещё об одном провале на игре «Что? Где? Когда?». На этот раз игрокам не хватило знаний в области русской живописи.

Итак, однажды им показали вот эту репродукцию.

Илья Репин. Девушки среди скота. 1896. Киевская картинная галерея.
Илья Репин. Девушки среди скота. 1896. Киевская картинная галерея.

Вопрос звучал так. На картине Репина изображены три горожанки в нарядных платьях. Это три дочери человека, который однажды увлёкся сельским хозяйством. Тот так погрузился в тему, что даже просчитывал севооборот. В его владении было несколько десятков гектаров земли, а также сорок коров.

Так кто же их отец? − спросили игроков.

Команда предположила, что это был Менделеев. Но это неверный ответ.

Отцом был тот, кто девушек и написал. То есть сам Илья Репин.

Вот если бы игроки знали подробную биографию этого художника, то наверняка догадались.

А закончу я на очень забавном вопросе.

Он мне особенно понравился. Хотя на него можно было ответить и без глубоких знаний живописи. Но легче на него ответить тем, кто часто посещает музеи и галереи.

Вопрос 4

Телезритель показал в своём видео-вопросе вот эти картины.

Слева вверху: Игорь Грабарь. Автопортрет в шубе. 1947. Третьяковская галерея. Pinterest.ru. Посередине вверху: Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1490. Национальный музей в Кракове. Справа вверху: Клод Моне. Дама с зонтиком. 1899. Музей д’Орсе в Париже. Слева внизу: Данте Габриэль Россетти. Чаша любви. 1867. Национальный музей западного искусства в Токио. Посередине внизу: Арнольд Бёклин. Песни весны. 1876. Пушкинский музей в Москве. Справа внизу: Август Зигерт. Маленький знаток искусства. 1867. Музей Пейсли в Шотландии.
Слева вверху: Игорь Грабарь. Автопортрет в шубе. 1947. Третьяковская галерея. Pinterest.ru. Посередине вверху: Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1490. Национальный музей в Кракове. Справа вверху: Клод Моне. Дама с зонтиком. 1899. Музей д’Орсе в Париже. Слева внизу: Данте Габриэль Россетти. Чаша любви. 1867. Национальный музей западного искусства в Токио. Посередине внизу: Арнольд Бёклин. Песни весны. 1876. Пушкинский музей в Москве. Справа внизу: Август Зигерт. Маленький знаток искусства. 1867. Музей Пейсли в Шотландии.

Вопрос был о правилах. Да-да, телезритель сказал, что недавно прочитал свод правил. И часть из них можно проиллюстрировать этими картинами.

Игроки сразу предположили, что речь идёт о правилах провоза багажа в авиакомпаниях. Мол, нельзя в верхней одежде заходить в салон самолёта. А ещё бутылки с напитками проносить через контроль безопасности.

Но при уточняющих вопросах ведущего они, конечно, поплыли. Ведь при чём тут ребёнок, рассматривающий картину!

Так что не угадали игроки. Правильный ответ: правила поведения в музее или галерее!

Ведь там нельзя находится в верхней одежде, приносить животных, зонтики, а ещё пить напитки напротив картин. Тем более Вас выгонят, если будете петь и плясать у работ великих мастеров. И ни в коем случае не подходите близко к шедеврам!

Так что ответ лежал на поверхности, да не совсем.

Какой вопрос Вам понравился больше всего?

Кстати, знатоки сталкиваются с вопросами на тему искусства и на передаче «Кто хочет стать миллионером»! Самые интересные из них ищите в моей статье: https://dzen.ru/a/Zw-sipUpLyJ18Igg