Здесь под Конфликтом я подразумеваю одну из классических фаз композиции литературного сюжета: экспозиция, завязка, перипетии, Конфликт, развязка.
В поисках бесконфликтных произведений
В начале моих литературных опытов я не задумывалась о классической схеме построения сюжета, включающих основные фазы: экспозицию, завязку, перипетии, конфликт и развязку. Писала, как пишется, но включала, разумеется, какие-то сложности в истории и факты преодолении их. Позже вычитала в каком-то учебнике, что препятствия и их преодоления надо чередовать, тогда у читателя возникнет интерес при чтении.
Однако я еще надеялась найти интересное бесконфликтное произведение. Помнится, мое внимание остановилось на повести Льва Толстого «Семейное счастье». История с таким названием, казалось, будет очень гладкой и радостной.
Обычно романы о любви рассказывают о преградах к воссоединению влюбленных, а на свадьбе все заканчивается. А здесь начинается история со взаимной любви, со свадьбы и следуют картины несколько месяцев благополучия. И эта часть повести совсем не скучна, хотя в ней все гладко и безоблачно. Просто счастье и благодать.
Затем писатель нам показывает, что эмоции влюбленных супругов тускнеют, а на смену им приходят разочарования и соблазны. Тут и обнаруживается смысл произведения: понимание другого человека, осознание своих слабостей и недостатков супруга и т.д. . В общем, конфликт, безусловно, возник, да еще какой!
Про все эти варианты сюжетов: и с простым чередованием горестных и радостных эпизодов, и с нарастающим большим Конфликтом я написала статьи, когда только начинала вести канал на Дзен (ссылки внизу). Я писала эти статьи тогда «для себя», то есть, для своей будущей книги-пособия «Как писать прозу. Полный курс для начинающих». Я не думала о подписчиках, ни с кем не общалась и мне никто не писал комментарии под теми статьями.
После издания книги (книга издавалась дважды) я вновь вернулась на Дзен. Было это два года назад, но теперь я веду канал в несколько ином формате: сейчас пока общаюсь с подписчиками. Почитываю каналы самой разной направленности, иногда и такие, где авторы выкладывают свои произведения. И вот здесь мне уже не приходится искать бесконфликтные произведения: они так и бросаются в глазах! События в тексте следуют одно за другим, иногда что-то тормозит действие, но очень незначительно. В результате из рассказа или повести ускользает суть, не за что зацепиться глазу. Я редко оставляю замечания редакторского толка, чаще ограничиваюсь лайком и несколькими словами поддержки. Замечания, как правило, вызывают только обиды и не способствуют развитию молодого автора, если он не готов их принять.
А если герой один, обязателен ли конфликт?
Отсутствие конфликта можно чаще всего заметить в мемуарных или автобиографических произведениях. Автор закономерно выбирает форму повествования от лица героя, буквально от себя самого. Герой рассказывают, не спеша, что-нибудь о своей жизни: учебе, работе, реже о личных отношениях. И даже, рассказывая о взаимоотношениях с другими людьми: соседями, сослуживцами, любимыми – чаще всего раскрывает только свою позицию, своё отношение к происходящему. Не возникает ни диалогов, ни позиции другого лица.
Но неужели все эти конфликты, отраженные в диалогах, в ругани, в драке, обязательны для того, чтобы заинтересовать читателя?
Разумеется, нет. Конфликты с другими людьми – это межличностные конфликты, их используют в самых незамысловатых рассказах, чаще всего - в детских историях.
Что ж. Если автор не желает описывать ссоры с другими людьми в явном виде, то на первый план необходимо вывести хотя бы внутриличностный конфликт! Между собственными «Могу» и «Должен», между «Хочу» и «Надо». В общем, можно показать любые дилеммы, вызывающие внутреннее напряжение. Например, я-герой поднял кем-то оброненный кошелек, и даже видна еще впереди спина человека, потерявшего его. А в толстеньком кошельке много купюр! Догнать и отдать кошелек владельцу или поскорее спрятать подобранное сокровище и свернуть в ближайший переулок?
Наиболее интересно описание этого внутреннего «я», незнакомого порой даже себе, если это «я» делает что-то неприглядное. Или, напротив, героическое.
На картинке выше герой стоит перед зеркалом, но видит себя иначе, чем привык.
Разнообразие конфликтов
Я сейчас рассмотрела только два крайних вида конфликтов, лежащих на противоположных полюсах. Но помимо конфликтов: «я – другой человек» и «я – в зеркале внутреннего отражения» существует огромное количество конфликтов. Это конфликты с природой, с техникой, с обстоятельствами. Дам тут картинку с просторов интернета, ибо у большинства зрительная память развита лучше, чем логическая.
В общем, описывая свои настоящие (или вымышленные) истории, не забывайте украсить свой текст Конфликтом. А если пишете роман, то есть смысл поглубже окунуться в теорию литературы, чтобы изучить создание конфликта вдоль и поперек. Начиная с завязки, развития конфликта и его наивысшей точке. И, разумеется, к разрешению Конфликта в итоге.
А в моих первых статьях на Дзен, изложены базовые элементы для построения сюжета и создания Конфликта. Они систематизированы уже и в моем пособии.
Посмотрите, кому интересно.