Найти тему

Можно ли написать рассказ, историю, очерк без Конфликта?

Оглавление

Здесь под Конфликтом я подразумеваю одну из классических фаз композиции литературного сюжета: экспозиция, завязка, перипетии, Конфликт, развязка.

В поисках бесконфликтных произведений

В начале моих литературных опытов я не задумывалась о классической схеме построения сюжета, включающих основные фазы: экспозицию, завязку, перипетии, конфликт и развязку. Писала, как пишется, но включала, разумеется, какие-то сложности в истории и факты преодолении их. Позже вычитала в каком-то учебнике, что препятствия и их преодоления надо чередовать, тогда у читателя возникнет интерес при чтении.

Однако я еще надеялась найти интересное бесконфликтное произведение. Помнится, мое внимание остановилось на повести Льва Толстого «Семейное счастье». История с таким названием, казалось, будет очень гладкой и радостной.

фото обложки произведения "Семейное счастье" Льва Толстого
фото обложки произведения "Семейное счастье" Льва Толстого

Обычно романы о любви рассказывают о преградах к воссоединению влюбленных, а на свадьбе все заканчивается. А здесь начинается история со взаимной любви, со свадьбы и следуют картины несколько месяцев благополучия. И эта часть повести совсем не скучна, хотя в ней все гладко и безоблачно. Просто счастье и благодать.

Затем писатель нам показывает, что эмоции влюбленных супругов тускнеют, а на смену им приходят разочарования и соблазны. Тут и обнаруживается смысл произведения: понимание другого человека, осознание своих слабостей и недостатков супруга и т.д. . В общем, конфликт, безусловно, возник, да еще какой!

Про все эти варианты сюжетов: и с простым чередованием горестных и радостных эпизодов, и с нарастающим большим Конфликтом я написала статьи, когда только начинала вести канал на Дзен (ссылки внизу). Я писала эти статьи тогда «для себя», то есть, для своей будущей книги-пособия «Как писать прозу. Полный курс для начинающих». Я не думала о подписчиках, ни с кем не общалась и мне никто не писал комментарии под теми статьями.

Обложка книги Галины Врублевской "Как писать прозу" (фото автора)
Обложка книги Галины Врублевской "Как писать прозу" (фото автора)

После издания книги (книга издавалась дважды) я вновь вернулась на Дзен. Было это два года назад, но теперь я веду канал в несколько ином формате: сейчас пока общаюсь с подписчиками. Почитываю каналы самой разной направленности, иногда и такие, где авторы выкладывают свои произведения. И вот здесь мне уже не приходится искать бесконфликтные произведения: они так и бросаются в глазах! События в тексте следуют одно за другим, иногда что-то тормозит действие, но очень незначительно. В результате из рассказа или повести ускользает суть, не за что зацепиться глазу. Я редко оставляю замечания редакторского толка, чаще ограничиваюсь лайком и несколькими словами поддержки. Замечания, как правило, вызывают только обиды и не способствуют развитию молодого автора, если он не готов их принять.

А если герой один, обязателен ли конфликт?

Отсутствие конфликта можно чаще всего заметить в мемуарных или автобиографических произведениях. Автор закономерно выбирает форму повествования от лица героя, буквально от себя самого. Герой рассказывают, не спеша, что-нибудь о своей жизни: учебе, работе, реже о личных отношениях. И даже, рассказывая о взаимоотношениях с другими людьми: соседями, сослуживцами, любимыми – чаще всего раскрывает только свою позицию, своё отношение к происходящему. Не возникает ни диалогов, ни позиции другого лица.

Но неужели все эти конфликты, отраженные в диалогах, в ругани, в драке, обязательны для того, чтобы заинтересовать читателя?

Разумеется, нет. Конфликты с другими людьми – это межличностные конфликты, их используют в самых незамысловатых рассказах, чаще всего - в детских историях.

Фото из интернета (иллюстративное), сайт otvet-mail-ru
Фото из интернета (иллюстративное), сайт otvet-mail-ru

Что ж. Если автор не желает описывать ссоры с другими людьми в явном виде, то на первый план необходимо вывести хотя бы внутриличностный конфликт! Между собственными «Могу» и «Должен», между «Хочу» и «Надо». В общем, можно показать любые дилеммы, вызывающие внутреннее напряжение. Например, я-герой поднял кем-то оброненный кошелек, и даже видна еще впереди спина человека, потерявшего его. А в толстеньком кошельке много купюр! Догнать и отдать кошелек владельцу или поскорее спрятать подобранное сокровище и свернуть в ближайший переулок?

Наиболее интересно описание этого внутреннего «я», незнакомого порой даже себе, если это «я» делает что-то неприглядное. Или, напротив, героическое.

На картинке выше герой стоит перед зеркалом, но видит себя иначе, чем привык.

Разнообразие конфликтов

Я сейчас рассмотрела только два крайних вида конфликтов, лежащих на противоположных полюсах. Но помимо конфликтов: «я – другой человек» и «я – в зеркале внутреннего отражения» существует огромное количество конфликтов. Это конфликты с природой, с техникой, с обстоятельствами. Дам тут картинку с просторов интернета, ибо у большинства зрительная память развита лучше, чем логическая.

Картинка из интернета, сайт za-pinterest-com
Картинка из интернета, сайт za-pinterest-com

В общем, описывая свои настоящие (или вымышленные) истории, не забывайте украсить свой текст Конфликтом. А если пишете роман, то есть смысл поглубже окунуться в теорию литературы, чтобы изучить создание конфликта вдоль и поперек. Начиная с завязки, развития конфликта и его наивысшей точке. И, разумеется, к разрешению Конфликта в итоге.

А в моих первых статьях на Дзен, изложены базовые элементы для построения сюжета и создания Конфликта. Они систематизированы уже и в моем пособии.

Посмотрите, кому интересно.