На презентации моего пособия по мастерству для начинающих писателей "Как писать прозу. Полный курс для начинающих" меня спросили, можно ли написать книгу без литературного таланта. Я высказала интуитивное предположение, что, вероятно, можно научить писать документальную прозу, а с художественной прозой будет сложнее.
Женщина, задавшая вопрос, немного поспорила со мной, справедливо заметив, что документальная проза требует больше проработки материала, работы в архивах и т.п. Я осталась при своем мнении, но, не имея аргументов, гладко завершила разговор условной «ничьей».
Однако вопрос заинтересовал и меня, и позже я решила разобраться в теме. Вначале посмотрела в словарях, что собственно означает понятие «талант». Это слово определялось без затей, а именно, как потенциальная способность человека или предрасположенность заниматься неким делом. Но такое определение не прибавляет ясности. А что такое предрасположенность, какими характеристиками она определяется?
Нагляднее ответить на этот вопрос, обратившись к понятию «музыкальный слух», уж его-то задатки специалисты изучили досконально. Исследователи разложили музыкальный слух на отдельные характеристики, и выделили две главные. Первая – это способность различать тон в музыке, и в некотором приближении этой способностью владеют все. Каждый отличит звучание басов от писка комара! Другое дело, что возможность различать тона, отличающие друг от друга незначительно, доступно не всем – и здесь мы упираемся в генетическую предрасположенность. Хотя эта способность развивается при занятиях со специалистом, уровень различения высоты тона остается у всех разным.
Но, как я уже сказала, есть и вторая важная характеристика музыкальных способностей – это предслышание мелодий. И встречаются индивиды, которые не слишком точно берут высоту звука, но легко узнают, а также сносно напевают мелодию. В этой группе порой встречаются драматические артисты, которые выступают с песнями на сцене и завораживают зрителей своим душевным исполнением. И лишь человек с абсолютным высокочастотным слухом различит некоторую погрешность в звучании нот. Предслышанье мелодий определяется психофизиологическими характеристиками и труднение поддается научению.
Мы не будем дальше вдаваться в музыкальную тему. Отмечу лишь, что высокочастотный слух, как аналитическая характеристика, обусловлен, преимущественно левым полушарием. А слышаньем мелодии – правое полушарие, отвечающее за впечатления, настроения, чувства. Притом должен быть еще и развит «внутренний дирижер», отдающий команды тем и этим при воспроизведении музыкальной мелодии голосом или с помощью инструмента.
Но вернемся к нашей теме – письменной речи. Тут уж не обойтись от сравнительно новой науки – психолингвистики! Именно из нее мы можем почерпнуть секреты, связанные с речевыми способностями, с предрасположенностью заниматься писательской деятельностью. И, предвосхищая результат, по аналогии с музыкальными способностями, я предположила наличие двух главных характеристик и в писательском деле.
Выводы психолингвистики о писательском таланте
И почти сразу в поиске доказательств этого предположения я наткнулась на осмысление этой проблемы Т.В. Черниговской – известнейшим исследователем в области нейро – и психолингвистики. В одной из своих работ она писала: «…наши исследования свидетельствуют о наличии не одной, а двух иерархий сложности грамматики — право— и левополушарной».
Специалисты закрепляют за левым полушарием опознание слов, законы словообразования, грамматические конструкции, а также накопление словарного запаса.
Возможности правого полушария описать сложнее, поскольку они труднее поддаются классификации. Это и образно-чувственное восприятие слов, передача с их помощью настроения и даже восприятие иероглифов и письменной речи. Одним словом – это вопросы, которыми правит интуиция и спонтанное озарение!
Чтобы определить речевые способности (включая и письменную речь), принято отслеживать развитие речи у детей. Доказано, что речевая деятельность у детей развивается под воздействием социальных факторов, общения. И хотя в этом процессе задействованы оба полушария, ведущим на начальном этапе является правое, образное. По мере взросления ребенка, особенно в школьные годы, все больше функций берет на себя левое, аналитическое полушарие. (Кстати, именно им пользуются взрослые люди, начинающие изучать новый для себя язык).
Итак, возвращаясь к вопросу: «Можно ли научить человека писать прозу?», мы с очевидностью получим ответ, что можно учить лишь в аналитической части – в части овладения приемами, схемами, правилами. И теперь я понимаю, что мой ответ начинающей писательнице в зале интуитивно был верен: легче научить писать документальную прозу. Советы по написанию прикладной, документальной литературы я также привожу в своей книге "Как писать прозу".
Относительно прозы художественной можно сказать: изучение пособий по писательскому мастерству может приподнять инструментальный уровень автора, но и только. Что касается развития интуиции, образных представлений, так необходимых для видения и создания вымышленных героев и событий, то в этом главным помощником вам будут наблюдения за жизнью. А также может быть полезно развитие креативного мышления, важнейшей частью которого является умение находить ассоциации между разными, на первый взгляд, явлениями.
Список 10 лучших книг от книжных блогеров и среди них моя "Как писать прозу. Полный курс для начинающих"