Найти тему

Можно ли научиться писательству? Что говорят психолингвисты?

На презентации моего пособия по мастерству для начинающих писателей "Как писать прозу. Полный курс для начинающих" меня спросили, можно ли написать книгу без литературного таланта. Я высказала интуитивное предположение, что, вероятно, можно научить писать документальную прозу, а с художественной прозой будет сложнее.

Галина Врублевская "Как писать прозу. Полный курс для начинающих", обложка книги
Галина Врублевская "Как писать прозу. Полный курс для начинающих", обложка книги

Женщина, задавшая вопрос, немного поспорила со мной, справедливо заметив, что документальная проза требует больше проработки материала, работы в архивах и т.п. Я осталась при своем мнении, но, не имея аргументов, гладко завершила разговор условной «ничьей».

Однако вопрос заинтересовал и меня, и позже я решила разобраться в теме. Вначале посмотрела в словарях, что собственно означает понятие «талант». Это слово определялось без затей, а именно, как потенциальная способность человека или предрасположенность заниматься неким делом. Но такое определение не прибавляет ясности. А что такое предрасположенность, какими характеристиками она определяется?

Нагляднее ответить на этот вопрос, обратившись к понятию «музыкальный слух», уж его-то задатки специалисты изучили досконально. Исследователи разложили музыкальный слух на отдельные характеристики, и выделили две главные. Первая – это способность различать тон в музыке, и в некотором приближении этой способностью владеют все. Каждый отличит звучание басов от писка комара! Другое дело, что возможность различать тона, отличающие друг от друга незначительно, доступно не всем – и здесь мы упираемся в генетическую предрасположенность. Хотя эта способность развивается при занятиях со специалистом, уровень различения высоты тона остается у всех разным.

Фото из интернета
Фото из интернета

Но, как я уже сказала, есть и вторая важная характеристика музыкальных способностей – это предслышание мелодий. И встречаются индивиды, которые не слишком точно берут высоту звука, но легко узнают, а также сносно напевают мелодию. В этой группе порой встречаются драматические артисты, которые выступают с песнями на сцене и завораживают зрителей своим душевным исполнением. И лишь человек с абсолютным высокочастотным слухом различит некоторую погрешность в звучании нот. Предслышанье мелодий определяется психофизиологическими характеристиками и труднение поддается научению.

Мы не будем дальше вдаваться в музыкальную тему. Отмечу лишь, что высокочастотный слух, как аналитическая характеристика, обусловлен, преимущественно левым полушарием. А слышаньем мелодии – правое полушарие, отвечающее за впечатления, настроения, чувства. Притом должен быть еще и развит «внутренний дирижер», отдающий команды тем и этим при воспроизведении музыкальной мелодии голосом или с помощью инструмента.

Но вернемся к нашей теме – письменной речи. Тут уж не обойтись от сравнительно новой науки – психолингвистики! Именно из нее мы можем почерпнуть секреты, связанные с речевыми способностями, с предрасположенностью заниматься писательской деятельностью. И, предвосхищая результат, по аналогии с музыкальными способностями, я предположила наличие двух главных характеристик и в писательском деле.

Выводы психолингвистики о писательском таланте

И почти сразу в поиске доказательств этого предположения я наткнулась на осмысление этой проблемы Т.В. Черниговской – известнейшим исследователем в области нейро ­– и психолингвистики. В одной из своих работ она писала: «…наши исследования свидетельствуют о наличии не одной, а двух иерархий сложности грамматики — право— и левополушарной».

Специалисты закрепляют за левым полушарием опознание слов, законы словообразования, грамматические конструкции, а также накопление словарного запаса.

Возможности правого полушария описать сложнее, поскольку они труднее поддаются классификации. Это и образно-чувственное восприятие слов, передача с их помощью настроения и даже восприятие иероглифов и письменной речи. Одним словом – это вопросы, которыми правит интуиция и спонтанное озарение!

Чтобы определить речевые способности (включая и письменную речь), принято отслеживать развитие речи у детей. Доказано, что речевая деятельность у детей развивается под воздействием социальных факторов, общения. И хотя в этом процессе задействованы оба полушария, ведущим на начальном этапе является правое, образное. По мере взросления ребенка, особенно в школьные годы, все больше функций берет на себя левое, аналитическое полушарие. (Кстати, именно им пользуются взрослые люди, начинающие изучать новый для себя язык).

Итак, возвращаясь к вопросу: «Можно ли научить человека писать прозу?», мы с очевидностью получим ответ, что можно учить лишь в аналитической части – в части овладения приемами, схемами, правилами. И теперь я понимаю, что мой ответ начинающей писательнице в зале интуитивно был верен: легче научить писать документальную прозу. Советы по написанию прикладной, документальной литературы я также привожу в своей книге "Как писать прозу".

Относительно прозы художественной можно сказать: изучение пособий по писательскому мастерству может приподнять инструментальный уровень автора, но и только. Что касается развития интуиции, образных представлений, так необходимых для видения и создания вымышленных героев и событий, то в этом главным помощником вам будут наблюдения за жизнью. А также может быть полезно развитие креативного мышления, важнейшей частью которого является умение находить ассоциации между разными, на первый взгляд, явлениями.

Список 10 лучших книг от книжных блогеров и среди них моя "Как писать прозу. Полный курс для начинающих"