Найти в Дзене
Extreme Sound

Секреты звука Electric Wizard

За неделю до Хэллоуина, когда я готовил это интервью, на Новую Англию снизошла жуткая атмосфера. Деревья переоделись из золотисто-желтых нарядов в темную охру и багрянец, а теплое осеннее солнце уступило место холодным дождям под мрачным небом. Проезжая мимо церкви на проселочной дороге, невольно слышишь в голове Black Sabbath. Это время Ведьм… или, скорее, время Колдунов, ведь Electric Wizard выбрали темную пору (13 ноября), чтобы подарить нам свой новый альбом Wizard Bloody Wizard. Это их девятая студийная работа, и уже вышедшие треки не оставляют сомнений: ведьмовской культ наркотиков, убийств и тяжелой музыки жив как никогда. Electric Wizard мастерски смешивают мощь современного дум-метала с таинственной атмосферой психоделического рока конца 60-х — начала 70-х. Риффы группы — саундтрек к дьяволу, несущемуся на байке с разумом, искаженным ЛСД. Чтобы отметить выход нового альбома, я поговорил с легендарной гитаристкой Wizard и ветераном дум-сцены Лиз Бэкингем, женой основателя груп

Интервью 2017 года

За неделю до Хэллоуина, когда я готовил это интервью, на Новую Англию снизошла жуткая атмосфера. Деревья переоделись из золотисто-желтых нарядов в темную охру и багрянец, а теплое осеннее солнце уступило место холодным дождям под мрачным небом. Проезжая мимо церкви на проселочной дороге, невольно слышишь в голове Black Sabbath. Это время Ведьм… или, скорее, время Колдунов, ведь Electric Wizard выбрали темную пору (13 ноября), чтобы подарить нам свой новый альбом Wizard Bloody Wizard. Это их девятая студийная работа, и уже вышедшие треки не оставляют сомнений: ведьмовской культ наркотиков, убийств и тяжелой музыки жив как никогда. Electric Wizard мастерски смешивают мощь современного дум-метала с таинственной атмосферой психоделического рока конца 60-х — начала 70-х. Риффы группы — саундтрек к дьяволу, несущемуся на байке с разумом, искаженным ЛСД. Чтобы отметить выход нового альбома, я поговорил с легендарной гитаристкой Wizard и ветераном дум-сцены Лиз Бэкингем, женой основателя группы Джаса Оборна и соавтором Electric Wizard с 2003 года. Мы поговорили о гитарах и усилителях, о том, как рождаются песни, о плюсах и минусах домашней записи, а также о классике метала и рока, которая поможет непосвященным настроиться на шабаш Wizard. Приходите, мои фанатики! – Рис Уильямс

Лиз Бакингем выросла в музыкальной семье в Нью-Йорке: ее отец был оперным певцом и преподавателем вокала. В интервью NPR она назвала «Лунную сонату» Бетховена одним из своих любимых тяжелых произведений. По ее словам, в юности у нее не было явных музыкальных кумиров, хотя ей нравились Slayer и Celtic Frost.
Лиз Бакингем выросла в музыкальной семье в Нью-Йорке: ее отец был оперным певцом и преподавателем вокала. В интервью NPR она назвала «Лунную сонату» Бетховена одним из своих любимых тяжелых произведений. По ее словам, в юности у нее не было явных музыкальных кумиров, хотя ей нравились Slayer и Celtic Frost.

Рис: Лиз, Electric Wizard славятся своим плотным, «грязным» гитарным звуком. Расскажи о своем оборудовании.

Лиз: Я много лет играю на одном и том же и пока не нашла ничего лучше. Это ламповый усилитель Laney AOR Pro-Tube (100 Вт). Обычно я подключаю его к кабинетам Laney 4×12 и Marshall 4×12. Laney — мой фаворит: невероятно громкий и очень надежный. Конечно, пару раз я его все-таки поджарила, ведь играю всегда на максимальной громкости! Он напоминает Marshall JCM 800, на котором я обычно играю на выездных концертах. Педали я не использую, поэтому к выбору усилителя отношусь очень серьезно.

Electric Wizard — британская дум метал-группа, образованная в 1993 году в Дорсете, Англия, вокалистом и автором песен Джастином Оборном, и исполняющая дум-метал с элементами стоунер- и сладж-метала и текстами в основном оккультной тематики. Такие альбомы как Come My Fanatics... и Dopethrone считаются классическими в своём жанре
Electric Wizard — британская дум метал-группа, образованная в 1993 году в Дорсете, Англия, вокалистом и автором песен Джастином Оборном, и исполняющая дум-метал с элементами стоунер- и сладж-метала и текстами в основном оккультной тематики. Такие альбомы как Come My Fanatics... и Dopethrone считаются классическими в своём жанре

Моя гитара — Gibson SG 1967 года с хамбакерами, которой я верна уже много лет. У нее необычный гриф: узкий порожек и толстая форма. Я пыталась найти ей замену, но пока безуспешно. Мне не нравятся современные SG с их толстыми грифами.

Рис: Как менялся твой гитарный звук со временем: в 13, Sourvein и, наконец, в Electric Wizard?

Лиз: Когда я начинала в 13, я только училась играть и вообще только открывала для себя мир музыки. Это был период экспериментов. Я точно знала, какой звук хочу получить, но добивалась его несколько лет. Мой первый усилитель был на самом деле отличным: в то время никто не хотел усилителей 70-х. Это был Marshall Super Bass 1971 года: потрясающий тон, но он был недостаточно громким и постоянно ломался. Я использовала педаль Turbo Rat с ее безумной обратной связью, к которой привыкла и научилась использовать как эффект. Потом у меня появился Boss «Metal Zone»! Настоящий дэт-металлический звук!

После 13, поиграв на чужом оборудовании, я начала в нем разбираться. Тогда я решила, что басовый сетап поможет мне добиться того самого тяжелого звука на низах. Я начала использовать басовый усилитель Sunn Beta Bass, старый кабинет Ampeg 2×15 60-х и Big Muff. В начале Sourvein я играла на этом оборудовании, но, опять же, громкости не хватало! Потом появился Laney, и я нашла то, что искала. Конечно, я мечтала о легендарных Orange или Sunn Model T, но покупала то, что могла себе позволить. Во всех группах я играла на одном и том же SG, только в самом начале в 13 немного играла на Gibson Les Paul.

Рис: Примерно какая часть риффов Electric Wizard — твои, а какие — Джаса? Как вы сочиняете?

Лиз: Все зависит от альбома. Иногда больше риффов пишу я, иногда — Джас. В целом, получается примерно 50/50, но это условно, потому что почти все песни мы пишем вместе. Мы живем вместе, поэтому сочиняем постоянно. Кто-то из нас предлагает идею для песни, даже не рифф, а просто идею, а другой говорит: «А как насчет этого?», и рождается песня. Редко, когда автор один из нас.

Рис: Как две гитары влияют на концертный звук?

Лиз: Все песни пишутся с расчетом на две гитары. Иногда мы играем одни и те же партии, подчеркивая звучание, иногда — разные, создавая более сложную гармонию.

Рис: Чем процесс написания Wizard Bloody Wizard отличается от предыдущих альбомов?

Лиз: Процесс всегда отличается. В этот раз музыка была написана до вокала, чего мы никогда раньше не делали. Обычно Джастин уже прикидывает вокальные партии, когда мы пишем музыку. Тексты он оставляет на последний момент, но всегда знает, какой будет мелодия и как ее спеть. На этот раз он этого не сделал, и, честно говоря, это был кошмар! Мы записали инструменты живьем на пленку, поэтому вписать вокал было очень тяжело.

Рис: У тебя есть «банк риффов», куда ты записываешь идеи?

Лиз: У меня есть записи риффов и блокнот с идеями. У меня плохая музыкальная память, поэтому я всегда все записываю. Джастин даже крал некоторые мои риффы, а потом говорил, что это его! Я говорю: «Подожди, это же был мой рифф?», а он смеется. Ему нравится меня дразнить. Иногда я слушаю что-то, например, саундтрек к фильму, и мне хочется написать нечто подобное. Я никогда не копирую рифф дословно, я ловлю атмосферу.

Рис: Насколько ты участвуешь в продюсировании?

Лиз: По-разному. Мы всегда стремимся сохранить живое звучание, без изменений. Обычно я участвую во всем, но бывает, что нет. Иногда мне приходится контролировать каждый этап, и все равно результат нас не устраивает. Поэтому мы построили собственную студию.

Рис: На Wizard Bloody Wizard ты указана как продюсер. Что это значит?

Лиз: В этот раз во время сведения и записи вокала нас было только двое: я и Джастин. Мне пришлось поработать с ним над вокалом. Это всегда непросто, но раньше с нами был продюсер, а в этот раз все делала я. Сначала было страшно, но я многому научилась у предыдущих продюсеров. Я знала, на что способен Джастин, и когда его нужно подтолкнуть. То же самое сведение. Я говорила: «Это нужно сделать громче, этот инструмент нужно переписать, а тут нужно добавить органа" и т.д. Мы работали дома 24/7. Пришлось потрудиться!

Рис: В каких аспектах жизни группы ты принимаешь участие, а в каких нет?

Лиз: Мне нравится заниматься эстетической стороной. Мне нравится создавать мир Electric Wizard. Мы с Джастином делаем все вместе. Нас объединила любовь к кино, особенно к эксплуатационным фильмам и андеграунду. Мы оба работаем над оформлением альбомов: он обычно рисует постеры, а я — принты для футболок, но мы советуемся друг с другом. Конечно, мы спорим, но результат того стоит. Для нас музыка и визуал неотделимы.

Рис: Electric Wizard не любят длинные гастроли. Почему?

Лиз: Сейчас концертов больше, чем раньше, но не так много, как у других групп. Мы хотим, чтобы каждое шоу было особенным. Мы не хотим перенасыщать собой этот мир, где и так слишком много всего. Нам не нравится работать на автомате. У всех свой путь.

Рис: Какие пять дум-метал-альбомов ты бы посоветовала тем, кто не знаком с жанром?

Лиз: Вот альбомы, которые помогут настроиться на нужный лад:

  1. The Stooges: Fun House
  2. Jerusalem: S/T
  3. Alice Cooper: Love It To Death
  4. Pentagram: Relentless
  5. Black Sabbath: Black Sabbath

Рис: Вы следите за новыми дума-группами?

Лиз: Мне нравится классика, но я слушаю и новые группы. Мне интересно, как они экспериментируют, сочетая разные жанры. Это круто! Сейчас гораздо больше музыкальной свободы, чем тогда, когда я начинала. Мы никогда не сравниваем себя с другими группами. У нас свои цели. Мы делаем то, что нам нравится, и нам нравится делать все наоборот. Electric Wizard всегда старались исследовать все грани тяжелой музыки.

Рис: Какое настроение вы хотели передать на Wizard Bloody Wizard?

Лиз: Мы хотели вернуться к истокам. Мы хотели сделать альбом вне времени, вдохновленный классическими хэви-группами. Мы хотели вернуться к самой сути тяжелой музыки и дума.

Рис: Как рождаются ваши альбомы?

Лиз: Спонтанно, когда чувствуем, что пора. Нам нравится жить настоящим. Строить планы — плохая идея. Нам нравится следовать своим инстинктам относительно того, когда наступает подходящее время. Всякий раз, когда мы пытались планировать заранее или придерживаться какого-то графика или дедлайна, все шло наперекосяк.