Найти тему
Extreme Sound

40 величайших песен Black Sabbath

40 песен, которые вознесли Black Sabbath на пьедестал heavy metal

Прошло более полувека с тех пор, как Black Sabbath явили миру искусство тьмы.

Тони Айомми, Оззи Осборн, Гизер Батлер и Билл Уорд создали вместе звук, который был таким же нечестивым, как и неземным. Они навсегда изменили рок-музыку и создали звуковой шаблон, который с тех пор копируется, адаптируется и украшается поколениями музыкантов, но никогда, никогда не будет превзойдён.

Black Sabbath
Black Sabbath

Состав группы менялся. Оззи уходил и возвращался, и снова уходил и возвращался. Почти 30 музыкантов прошли через ряды группы, некоторые - совсем ненадолго. И всё же песни, к счастью, остались прежними. Эти риффы. Этот зловещий звук. Black Sabbath. Была ли когда-нибудь группа с более подходящим названием?

Представляем вам 40 величайших песен Black Sabbath.

40. Changes

"Песня, а не крик облегчения от разочарования", - так Оззи охарактеризовал балладу с альбома "Vol. 4", написанную о разводе Билла Уорда с первой женой. По иронии судьбы, ударник не принимал никакого участия в записи этого трека.

39. Zero The Hero

Семиминутный шедевр с неудачного альбома "Born Again" с Яном Гилланом на вокале. Любимая песня Тони Айомми, который считает, что его центральный рифф вдохновил Guns N' Roses: "Когда я услышал "Paradise City", я подумал: "Чёрт возьми, это же похоже на одну из наших песен!".

38. Warning

Этот 10-минутный джем-кавер на сингл Aynsley Dunbar Retaliation 1967 года изначально включал 18-минутное соло Айомми, но был сокращён продюсером Роджером Бэйном. Учитывая, что на запись всего альбома было отведено всего 12 часов, спорить было некогда.

37. Never Say Die

По собственному признанию Оззи, к моменту записи восьмого альбома группы он уже "опустил руки", хотя заглавный трек с чёрным юмором звучит бодро. К тому же, он вернул Sabbath на вершину хит-парада Top Of The Pops.

36. The Writ

Язвительное открытое письмо Оззи бывшему менеджеру Патрику Миэну ("Ты сатана или человек?"), в котором певец изливает свою ярость по поводу юридической "херни". "По крайней мере, у меня получилась песня", - позже с улыбкой вспоминал Оззи.

35. Dirty Woman

К 1976 году Black Sabbath находились в творческом поиске. Вдохновение для заключительного трека "Technical Ecstasy" пришло от проституток с улиц Майами, в результате чего получился "гимн" целебным свойствам "женщин на продажу".

34. Headless Cross

Заглавный трек с 14-го альбома Sabbath "Headless Cross" и их лучший трек со времён "Heaven And Hell". "От силы сатаны не скрыться", - пел Тони Мартин, убедительно доказывая, что Sabbath вошли в 90-е годы как заново родившаяся группа.

33. Spiral Architect

"Это прекрасное музыкальное произведение, основанное в основном на вокале Оззи, акустической гитаре Айомми и струнных аранжировках Уилла Мэлоуна. Это также последняя песня на пластинке - почётное место, как известно всем любителям винила". - Микаэль Окерфельдт, Opeth

32. God Is Dead?

Вдохновлённый журнальным заголовком, камбэк Black Sabbath в 2013 году застал Оззи размышляющим о существовании высшей силы после терактов, совершённых во имя религии. Песня вошла в альбом "13".

31. Wheels Of Confusion

Открывающий трек "Vol. 4" передаёт экспериментальный настрой Sabbath. Возможно, они были не в себе, но взаимодействие между Айомми, Батлером и блестяще ловким Биллом Уордом - это чистое удовольствие.

30. Sabbra Cadabra

Этот блюзовый гимн тогдашней девушке Гизера Батлера обязан своим лирическим происхождением Оззи, повторявшему диалоги из порнофильмов к вящему удовольствию своего коллеги по группе. Рик Уэйкман запросил с Sabbath "гонорар" в размере двух пинт пива Director's bitter за свою блистательную игру на фортепиано.

29. Planet Caravan

Мерцающая, психоделическая композиция, которая выдавала джазовые влияния Тони Айомми. По словам гитариста, песня была включена в альбом "Paranoid", "чтобы более тяжёлые треки звучали [ещё] тяжелее".

28. After Forever

Песня "After Forever", с насмешливым антирелигиозным текстом бывшего католика Гизера, является одной из самых музыкально сложных песен раннего канона Sabbath и появилась в результате того, что квартет чувствовал давление со стороны публики, ожидавшей от них более амбициозного звучания после успеха "Paranoid", занявшего первое место в чартах.

27. Hand Of Doom

"Это песня и драйвовая, и риффованная, и зловещая, и воодушевляющая одновременно. Это как две песни по цене одной. Я получил кассету с "Paranoid" от друга, когда учился в седьмом классе, и начал, как и все остальные, разучивать все эти потрясающие риффы. Втайне я хотел быть барабанщиком, чтобы играть этот заводной барабанный проигрыш в "Hand Of Doom". Чарли Старр, Blackberry Smoke

26. Electric Funeral

Наполненная мрачными, апокалиптическими образами ядерного уничтожения ("Роботизированные умы роботизированных рабов / Ведут людей к атомным могилам") и душ, горящих в аду, "Electric Funeral" звучит как полнейший бэд-трип, хотя фанковый поворот на двух минутах 17 секундах необъяснимо поднимает настроение.

25. Supernaut

"Когда я слушаю такие песни, как "Supernaut", я почти чувствую вкус кокаина", - написал Оззи об этом драйвовом треке с "Vol. 4" в своей автобиографии. Свирепо грувовый, с цепляющим риффом Айомми, "Supernaut" - это заряженный энергией звук талантливой группы на пике своих возможностей.

24. Killing Yourself To Live

Середина песни с криком "Кури! Лови кайф!" даёт ключ к пониманию источника материала для этой тревожной песни о душе, плывущей по течению в мире "боли, страданий и страха". Позже Оззи заметил, что гашиш, который группа курила в студии Morgan Studios во время записи альбома, был "феноменальным".

23. The Mob Rules

Заглавный трек второго альбома вокалиста Ронни Джеймса Дио с Sabbath, предостерегающая история о слепом следовании авторитетам, была написана в доме Джона Леннона "Титтенхерст-парк", изначально предназначалась для саундтрека к анимационному фильму "Heavy Metal" и была написана всего через несколько дней после убийства Леннона в Нью-Йорке. Фильм был дерьмовым, песня - классикой Sabbath.

22. The Wizard

"Тогда мы курили много травы", - так Тони Айомми начинает рассказ о происхождении "The Wizard", энергичного второго трека с дебютного альбома Sabbath, вдохновлённого в равной степени Толкиеном и "волшебным" наркодилером группы. Оззи дублирует главный рифф Айомми на губной гармошке - вдохновенный штрих, который показал, что Sabbath - не те музыкальные неандертальцы, какими их выставляла музыкальная пресса.

21. Megalomania

"Megalomania", длящаяся почти 10 минут, с наложенными друг на друга студийными примочками и одними из самых цепляющих риффов Тони Айомми, - это роскошное, чрезмерное упражнение в лабиринтной избыточности. Бонусные баллы начисляются за образцовую работу Билла Уорда с каубеллом.

20. Falling Off The Edge Of The World

С её великолепным оркестровым вступлением, обжигающим риффом Айомми и динамикой "от шёпота до крика", центральная композиция альбома "Mob Rules" заложила основу, которую впоследствии взяли на вооружение последователи Sabbath - Metallica. Биограф Sabbath (и автор журнала Classic Rock) Мик Уолл называет это "музыкой путешествий" - наиболее подходящее описание приливов и отливов песни.

19. Hole In The Sky

Если учесть, в каком бедственном положении находились Sabbath во время записи "Sabotage", то его открывающий трек - это мастер-класс по прямолинейному металлу. Sabbath здесь по-настоящему качают, демонстрируя лёгкость, которой мало кто из их современников - или последователей - мог подражать.

18. Sweet Leaf

"Она тяжёлая и супер-фанковая. Впервые я услышал её дома у своего друга Дэвида Сантаны примерно в 1975 году. Его старшие братья постоянно слушали Sabbath. "Sweet Leaf" была их любимой песней - его братья были латиноамериканскими стоунер-музыкантами из Сальвадора. Помню, как один из них пытался сыграть её на своей чёрной электрогитаре Ovation, которая была сделана в форме летучей мыши". - Роберт Трухильо, Metallica

17. The Sign Of The Southern Cross

Медленно разгорающийся эпос с "The Mob Rules", "The Sign Of The Southern Cross" - это песня, в которой Ронни Джеймс Дио проявил себя во всей красе, с отсылками к хрустальным шарам, парусным кораблям и "радуге, которая будет сиять, когда наступит лето".

16. A National Acrobat

Тони Айомми назвал "Sabbath Bloody Sabbath" "большим шагом вперёд". "A National Acrobat" с двумя гитарами и двойным вокалом Оззи - это недооценённый пример растущей уверенности группы.

15. Die Young

С приходом Дио Sabbath зазвучали по-настоящему по-новому на "Heaven And Hell". Тони Айомми утверждает, что на создание "Die Young" его вдохновил невидимый "пятый участник". Тот факт, что он также говорит, что во время сессий в Майами было "наркотиков хоть отбавляй", может подорвать веру в мистицизм.

14. Snowblind

"Моя любимая песня Black Sabbath - "Snowblind" - идеальная песня для того, чтобы быть подростком в любом возрасте". Никки Сикс, Mötley Crüe

13. Children Of The Sea

Впервые песня была написана, с другим текстом, когда в группе ещё пел Оззи, но окончательный вариант "Children Of The Sea" был записан с Дио. Айомми представлял себе целый хор в грандиозной средней части альбома; в итоге ему пришлось довольствоваться одним распевающим монахом. "Мы падали со смеху", - признавался Тёмный Лорд.

12. Fairies Wear Boots

"В ней есть все составляющие классической песни Sabbath - убойные инструментальные пассажи, которые развиваются по ходу действия, этот свинговый грув и монструозные риффы великого мистера Айомми. И её так весело играть. Разве можно ошибиться?" Майк Бордин, Faith No More

11. Neon Knights

То, что Sabbath обрели второе дыхание с Дио, очевидно с самого начала "Heaven And Hell", открывающегося ревущим альбомом. Пока Ронни поёт о "кругах и кольцах, драконах и королях", Айомми выдаёт косящий рифф, который возносит трек до небес. Sabbath не звучали так живо и энергично уже много лет.

10. Into The Void

Во время записи "Master Of Reality" Тони Айомми принял решение понизить строй своей гитары на три полутона, чтобы придать Sabbath более весомое, тяжёлое звучание. Это решение в конечном итоге положило начало всему стоунер-року и гранжу. Один из любимых треков Айомми эпохи Оззи, "Into The Void" с его громоздкими риффами и сменами темпа, создаёт ощущение диссонанса и смещения. Тот факт, что Soundgarden, Kyuss, Melvins и Monster Magnet впоследствии сделали каверы на этот трек, свидетельствует о его влиянии и неувядающей силе.

9. Symptom Of The Universe

"Она тяжёлая, дикая, агрессивная, мелодичная и красивая. В ней есть всё, за что мы любим Black Sabbath, и всё это уместилось в шести с половиной минутах. Это, пожалуй, самый великий и самый брутальный рифф, который когда-либо писал Тони Айомми, барабанные дроби Билла Уорда феноменальны, басовые партии Гизера Батлера гениальны и добавляют ещё один слой тяжести, а Оззи выдаёт то, что я считаю его величайшим вокальным исполнением всех времён. Лирически она таинственна, интригующа и блестяща, а структура песни не может быть лучше". - Бен Уорд, Orange Goblin

8. N.I.B.

Мгновенно запоминающийся, "размытый" басовый рифф Гизера Батлера, возможно, был откровенно скопирован с Cream, но в "N.I.B." Sabbath изобрели новый словарь для тяжёлого блюз-рока. Отточенный во время ранних выступлений группы в клубе Star Club в Гамбурге, песня переходит от простого вступительного риффа к хрустящему нисходящему аккордовому паттерну, наложенному на искрящееся соло Айомми, прежде чем вернуться к вступлению.

Написанная Батлером как шуточная "сатанинская песня о любви", песня изначально называлась "Nib" - это прозвище Билла Уорда из-за его острой бородки. Батлер добавил знаки препинания, чтобы песня звучала "более интригующе". Возможно, это и была шутка, но она сработала.

7. Iron Man

"Мне всегда нравилась "Planet Caravan", но я должен быть последовательным, как бы банально это ни звучало, и сказать, что моя любимая песня - "Iron Man". Я отдал дань уважения гитарному соло в одном из наших би-сайдов. Главный рифф может быть одним из самых важных риффов в истории хэви-метала. Сначала я услышал его на кассете, а потом порылся в виниле родителей и нашёл его.

"На виниле он звучал намного круче. Намного более жутко. Я сразу же выучил всю песню на гитаре за следующие несколько дней. По сути, это было моим знакомством с использованием пониженного строя для "тяжести", а не для блюза, слайд-гитары или чего-то более фолкового. Это произвело на меня неизгладимое впечатление". - Скотт Холидей, Rival Sons

6. Paranoid

"Это просто стопроцентные Black Sabbath. Это так самобытно; гитарный тон Тони такой грязный и мощный. Это стало визитной карточкой Sabbath, что парадоксально, потому что, по их словам, песня была написана в качестве филлера для альбома. Должно быть, я услышал её, как только она вышла в 1970 году.

"В те времена все новинки были у всех на слуху. Если ты был в группе, ты знал, что делают все остальные. Это было время, когда люди покупали альбомы и слушали их от начала до конца. Музыка была намного важнее в те дни". - Элис Купер

5. Children Of The Grave

В своей автобиографии 2009 года "I Am Ozzy" Двойное О называет "Children Of The Grave" "самой драйвовой песней", которую Sabbath записали на своих первых трёх альбомах. Если не обращать внимания на этот раздражающий американизм, он прав.

Начинающаяся с классического, пониженного риффа Айомми, она является одновременно песней своей эпохи (с Оззи, звучащим не совсем убедительно, когда он произносит призывы Гизера к надеждам и мечтам о светлом будущем для детей) и образцом того, что станет Новой волной британского хэви-метала, а затем и трэш-металом. Sabbath здесь предстают во всей красе, и здесь их баланс грубой силы и плавной динамики продемонстрирован в совершенстве.

4. Sabbath Bloody Sabbath

"Это выбор между "Sabbath Bloody Sabbath" и "Supernaut", поэтому я выбираю первую. Отличный вступительный рифф, отличная аранжировка и Оззи в лучшей форме. Кажется, я впервые услышал её на рок-шоу Алана Фримена, хотя сам я приобрёл её только в середине двадцатых!" - Джо Эллиотт, Def Leppard

3. Black Sabbath

"Впервые я услышал её вживую в клубе Marquee в марте 1970 года. После вступительных звуков грозы, проливного дождя и церковных колоколов, Тони Айомми начинает с трелевого риффа, который пронзает до мурашек. Песня просто чудовищно тяжёлая.

"На две трети она переходит в фирменный, более быстрый рифф Айомми, с гитарным соло в конце, которое попадает точно в цель, и заканчивается темой болеро. Шесть минут 17 секунд чистого зла и чистого блеска". - Мик Бокс, Uriah Heep

2. Heaven And Hell

Величественная. Можно подобрать и другие эпитеты к заглавному треку первого альбома обновлённых Sabbath с Ронни Дио, но "величественная" - это то, что нужно. Начавшись с гремящего унисонного риффа Айомми и Батлера, трек быстро переходит в партию баса и ударных, чтобы продемонстрировать замечательный вокал Ронни Джеймса Дио, прежде чем взорваться широкоформатным припевом, хоровой средней частью, ослепительным, переполненным эффектами соло Айомми и волнующей, галопирующей кодой, завершающейся несколькими классическими гитарными пассажами.

Эпическая, авантюрная, драматичная и воодушевляющая, неудивительно, что Дио называл её своей самой любимой записью.

1. War Pigs

Иронично, что Black Sabbath часто выставляли женоненавистниками, предвестниками разрушения и страданий, в то время как на самом деле в основе многих ранних текстов Гизера Батлера лежала гиперморалистическая, гуманистическая основа.

Изначально песня называлась "Walpurgis", но этот вариант был отвергнут Vertigo как "слишком сатанинский". "War Pigs" родилась из разговоров Батлера с вернувшимися из Вьетнама ветеранами на американских военных базах в Германии. Басист пытался нарисовать фантастическую, в стиле Иеронима Босха, картину ада на земле, высмеивая "поджигателей войны... настоящих сатанистов... людей, пытающихся заставить рабочий класс вести свои войны за них".

Родившись на клубной джем-сессии, трек начал обретать форму, когда Тони Айомми придумал свой культовый двухаккордный рифф, а свингующий, джазовый ритм Батлера и Уорда стал контрапунктом прерывистой динамике. Продюсер Роджер Бэйн и звукорежиссёр Том Аллом также внесли важный вклад, подчеркнув спиралевидное соло Айомми контрастной гитарной партией и ускорив концовку песни, чтобы подчеркнуть её хаотичность - решение, которое поначалу не понравилось квартету, но они махнули на него рукой, справедливо полагая, что их всё равно никто не будет слушать.

Так родился мрачный шедевр хэви-метала. "Неудивительно, что на наших концертах никогда не было тёлок", - позже сострил Оззи.