Найти в Дзене
ВЗО ProДеньги

Иномарки стали дороже на 80%. Догонит ли их АвтоВАЗ?

Оглавление
Иномарки стали дороже на 80%. Догонит ли их АвтоВАЗ?
Иномарки стали дороже на 80%. Догонит ли их АвтоВАЗ?

Цены выросли из-за усложнившейся логистики и закрытия производств в России. Кроме того, с 1 октября 2024 года утилизационный сбор для легковых машин повысили на 70–85%. В следующие годы он будет стабильно прибавлять еще 10–20%, и так до 2030 года. Разбираемся, что это значит для россиян.

Что случилось

Утилизационный сбор закладывается в стоимость иностранных автомобилей с 2012 года, это плата за будущую утилизацию машины. Предполагалось, что это удорожит иномарки, и их будут менее охотно покупать, отдав предпочтение отечественному автопрому. При этом российские производители также платят утильсбор, но государство компенсирует его льготами.

Размер сбора зависит от класса машины, объема двигателя и возраста автомобиля. В 2024 году самый популярный вид транспорта — это китайская легковушка с объемом двигателя до двух литров. Раньше утилизационный сбор для нее составлял 306 тысяч рублей, а с октября 2024 года — уже 556 тысяч. В январе 2025 года тариф вырастет еще сильнее — до 667 тысяч рублей.

Для машин с двигателем более трех литров сбор увеличится в два раза, до 2 миллионов рублей.

Такое удорожание транспорта — не новость. Россияне к этому готовились: активно набирали кредиты и покупали машины по старым ценам. По данным Автостата, в августе 2024 года граждане купили 148 тысяч машин, в сентябре — 150 тысяч.

Готовились и импортеры: гнали машины через границу и заполняли склады до повышения утильсбора. В итоге поставки китайских машин выросли на 50%.

Как быстро вырастут цены на автомобили

В том, что автотранспорт станет дороже, сомнений нет. Автодилеры предупреждают, что не будут работать в убыток, значит, повышенный утильсбор будут оплачивать покупатели.

Тем не менее цены будут расти постепенно, так как сначала продавцы будут реализовывать машины, ввезенные до повышения тарифа. Ожидается, что китайские автомобили прибавят около 250 тысяч к своей стоимости. Эксперты группы «Альфа-Лизинг» допускают подорожание на 10–15%, с этим согласны и представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Однако к 2025 году цены могут подскочить уже на 20%.

Все это внесет вклад в общий показатель инфляции. В таких условиях замедлить ее точно не получится, и Центробанк продолжит ужесточать свою политику и повышать ключевую ставку, делая кредиты еще более дорогими. Значит, у людей будет меньше возможности купить новое авто.

Это волнует дилеров, некоторые из них ожидают обвала рынка уже этой осенью. Однако паниковать рано.

По итогам двух недель октября цены выросли следующим образом:

  • +50 тысяч рублей на китайский кроссовер Chery Tiggo 7 Pro Max (2,82 млн рублей)
  • +10 тысяч рублей на Chery Tiggo 8 Pro Max и Chery Tiggo 4 Pro
  • +20 тысяч рублей на седан Arrizo 8
  • +100–200 тысяч рублей на Changan, Jetour и Jaecoo

Зачем повысили утильсбор

В Минпромторге считают, что это заставит иностранных, в первую очередь китайских, производителей перенести свои производства на территорию России. В этом случае им предоставят льготы, что компенсирует индексацию сбора.

Пока полным набором льгот пользуется только АвтоВАЗ. По этой причине им повышение утилизационного сбора не грозит, а значит, цены вырасти не должны.

Россиянам как будто говорят: либо покупаете иностранное, но дорого, либо свое, но дешевле. Основным преимуществом становится не качество, а цена.

Впрочем, как показывает практика, АвтоВАЗ не сможет удержаться и повысит цены на свои машины вслед за остальными участниками рынка. Так, в 2024 году компания уже трижды обновила свой прайс-лист, объясняя это «инфляционной индексацией». На обычный язык это можно перевести так: все подняли цены, и мы не хуже. И здесь они не соврали. Если иномарки с начала 2022 года подорожали на 80%, то российские машины — на 67%.

Другая причина повышения утильсбора — увеличение доходной части бюджета в 2025 году. Ожидается, что эта статья принесет в казну два триллиона рублей. Эти деньги полностью покрывают запланированные траты на образование и здравоохранение вместе взятые.

Но ведь деньги за утильсбор должны идти на утилизацию машины. Так, да не так. Сейчас у властей нет такой обязанности. Точной статистики по утилизации машин нет, но аналитики считают, что через это проходит до 400 тысяч машин в год. При том что в 2023 году в Россию ввезли миллион машин.

Помимо стоимости авто, дорожает и бензин. Об этом мы писали здесь:

Больше экономических новостей, а также обзоры банковских продуктов и полезные советы по ведению бюджета, читайте в Телеграм-канале ВЗО ProДеньги.

Замечаете ли вы, как подорожали машины за последние годы? Какую машину вы бы выбрали для покупки — российскую или китайскую?