Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Латвия переосмыслила Rail Baltica: для проекта хотят достроить российскую колею

Министерство сообщения Латвии заявило, что нашло способ включить Рижский вокзал и аэропорт в панбалтийскую ж/д магистраль Rail Baltica. По планам, Рижский аэропорт будет соединен с центром города широкой колеей - по крайней мере временно. До 2030 года весь проект Rail Baltica не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Об этом компания RB Rail сообщила еще летом. Теперь к этому сроку в Латвии планируют завершить первую фазу проекта. В ее рамках предполагают ввести в эксплуатацию модернизированный и расширенный Рижский центральный железнодорожный вокзал и вновь построенный терминал в Рижском аэропорту. Минсообщения предложило соединить эти точки, используя существующие железнодорожные пути шириной 1520 мм, и построить недостающий участок от Иманты до аэропорта. Rail Baltica в Риге: "надуть" Европу у Латвии не вышло >> Это означает соединение европейской колеи (1435 мм) с модернизированной существующей колеей шириной 1520 мм на маршрутах от Иманты до Рижского центрального вокзала и
Оглавление
Железнодорожные пути в Риге © CC BY 2.0 / Karlis Dambrans
Железнодорожные пути в Риге © CC BY 2.0 / Karlis Dambrans

Министерство сообщения Латвии заявило, что нашло способ включить Рижский вокзал и аэропорт в панбалтийскую ж/д магистраль Rail Baltica. По планам, Рижский аэропорт будет соединен с центром города широкой колеей - по крайней мере временно.

Не до жиру

До 2030 года весь проект Rail Baltica не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Об этом компания RB Rail сообщила еще летом. Теперь к этому сроку в Латвии планируют завершить первую фазу проекта.

Схема панбалтийской ж/д магистрали Rail Baltica © RB Rail
Схема панбалтийской ж/д магистрали Rail Baltica © RB Rail

В ее рамках предполагают ввести в эксплуатацию модернизированный и расширенный Рижский центральный железнодорожный вокзал и вновь построенный терминал в Рижском аэропорту. Минсообщения предложило соединить эти точки, используя существующие железнодорожные пути шириной 1520 мм, и построить недостающий участок от Иманты до аэропорта.

Rail Baltica в Риге: "надуть" Европу у Латвии не вышло >>

Это означает соединение европейской колеи (1435 мм) с модернизированной существующей колеей шириной 1520 мм на маршрутах от Иманты до Рижского центрального вокзала и далее до мультимодальной пассажирской станции Даугавкрасты в Саласпилсе. По планам, там появится возможность пересесть в скоростные поезда Rail Baltica.

Люди на платформе ж/д вокзала в Риге © Sputnik
Люди на платформе ж/д вокзала в Риге © Sputnik

Замгоссекретаря Минсообщения Кристине Мелнача признала, что переход на европейскую колею не случится в течение ближайшего десятилетия.

"Прежде всего, для обеспечения функциональности этих соединений, в 2027-2028 годах на насыпи евростандарта будут прокладывать рельсы нынешней ширины, чтобы можно было осуществлять пассажирские перевозки. Когда строительство Rail Baltica так продвинется, что можно будет соединиться с Рижским центральным вокзалом, появится возможность проложить рядом с ним рельсы Rail Baltica", - сказала Мелнача.

Своя колея?

Главу Минсообщения Каспарса Бришкенса, который ратовал за "транзитную революцию" и полный отказ от работы с РФ, нисколько не смущает, что в работе Rail Baltica будет использоваться построенная в советские времена инфраструктура.

Бришкенс хочет выехать на готовеньком © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Бришкенс хочет выехать на готовеньком © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
"Можно политизировать даже железнодорожные пути, но можно посмотреть на это и с экономической точки зрения, понимая, что наши новые поезда Škoda, а в будущем и аккумуляторные поезда будут ходить по широким путям. В этом случае цель в том, чтобы запустить в работу станции как можно быстрее.
Если, например, в 2028 году мы уже сможем обеспечить действующее сообщение между Рижским центральным железнодорожным вокзалом и Рижским аэропортом, то почему бы временно не проложить там широкие пути, чтобы туда начал ходить поезд?" - настаивает министр.

Жизнь на чужие деньги

В свою очередь, министр финансов Арвилс Ашераденс обрадовался относительно реалистичному плану реализации Rail Baltica.

Ашераденс рад хоть какой-то ясности © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Ашераденс рад хоть какой-то ясности © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
"Проект постепенно обретает осмысленные формы", - заявил глава ведомства.

Он отметил, что нехватка средств для строительства в общей смете до конца еще не высчитана, но способы ее компенсации уже намечены. По словам министра, на Rail Baltica можно перераспределить финансирование из средств Евросоюза, выделенных на другие инфраструктурные проекты (например, на закупку аккумуляторных электропоездов).

"Финансы государства на ближайшие четыре года начинают проясняться. Правительство в этом проекте сможет участвовать очень незначительно, на 15%. Мы это оставим в силе, и это запрограммировано. Насчет остальных денег - надо посмотреть и искать, как это сделать", - добавил Ашераденс.

Предложенные Минсообщения решения предстоит одобрить правящей коалиции и правительству. Это может произойти в ближайшие недели.

Читайте также:

Rail Baltica незаметно переходит на российскую колею >>

Про поезда забыли: Rail Baltica не заработает и в 2032-м >>

Наследие июля в Советской Латвии: месяц открытий >>