Строительство участка панбалтийской железной дороги Rail Baltica в Латвии оценивается в 5,4 миллиарда евро. ЕС выделил на проект полтора миллиарда, но еще 4 нужно откуда-то взять. Глава ответственной за проект компании Eiropas dzelzceļa līnijas Эрикс Дилевс агитирует за привлечение частных парнеров.
Rail Baltica для Латвии, Литвы и Эстонии: как-нибудь склеим? >>
По его словам, для того, чтобы обеспечить строительство, нужно найти финансирование на период до июля 2027 года - до следующего этапа планирования распределения средств из еврофондов.
"Если мы до 2030 года хотим успеть, то может сложиться ситуация, когда мы потратим средства быстрее, и нам будет их не хватать. Поэтому мы ищем какие-то частные инвестиции, финансирование, может быть, частные займы или другие источники финансирования, которые могут покрыть эти расходы, пока мы не получим новых денег от Еврокомиссии", - развивает мысль Дилевс.
Он объяснил, что предприятие подало заявку в проект госбюджета Латвии на 2025 год на строительство и основной магистрали Rail Baltica, и вокзалов в Риге. Однако правительство не торопится утверждать обе заявки, потому что их еще не одобрила Еврокомиссия.
"Финансирование ограничено - его выделили меньше, чем было указано в проекте, но мы просили правительство сейчас все утвердить и включить эти расходы в бюджет", - оправдывается топ-менеджер.
Журналисты поинтересовались у Дилевса, насколько финансирование проекта может быть интересно коммерческим банкам и располагают ли они достаточно крупными для этого капиталами.
Дилевс заявил, что такие переговоры уже ведутся.
"Недавно были с Deutsche Bank. Они, конечно, говорят, что у них интерес есть, и предлагают с ними говорить и Европейскому банку инвестиций и развития... Но переговоры можно проводить не только в Европе, за ее пределами тоже есть инвестиционные фонды и банки, которые заинтересованы", - рассказал глава Eiropas dzelzceļa līnijas.
Инвесторы хотят гарантий
По его словам, главная проблема состоит в том, чтобы убедить инвесторов в выгоде проекта.
"Они, конечно, смотрят на все риски, ведь это частные займы. Так что мы наняли консультанта, и он предлагает стратегию - как именно привлекать инвесторов", - поделился Дилевс.
При этом немаловажен вопрос - кто выступит гарантом по таким займам. В Латвии уже были случаи, когда государству - то есть налогоплательщикам - приходилось выполнять подобные обязательства, например, в ситуации с Liepājas metalurgs. Будет ли справедливо возлагать такое бремя на налогоплательщиков снова, уже ради Rail Baltica?
"Нужно понимать, что без таких гарантий невозможно будет привлечь частные инвестиции", - подчеркнул Дилевс.
Еще один существенный момент - желание частных инвесторов получить финансовую отдачу от своих вложений, когда дорога будет построена. Грузопоток через Латвию значительно сократился, следовательно, речь может идти о пассажирских перевозках. И чтобы добиться окупаемости, придется назначать высокую цену на билеты. В этом просматриваются определенные риски.
"Когда мы изучаем Рижскую петлю Rail Baltica, давайте посмотрим от Иманты до Торнякалнса, от Центрального вокзала до Шкиротавы: имеющееся сейчас движение как грузов, так и пассажиров на Latvijas dzelzceļš показывает, что при появлении Rail Baltica поток там гарантированно будет. Мы видим, как много людей использует Центральный вокзал. Риски меньше, и можно гарантировать, что перевозки будут", - уверяет Дилевс.
Латвия переосмыслила Rail Baltica: для проекта хотят достроить российскую колею >>
Напомним - по данным новейшего анализа, общие затраты на строительство Rail Baltica в странах Балтии могут составить 23,8 миллиарда евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 миллиарда. До 2030 года весь проект Rail Baltica не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Минсообщения Латвии на прошлой неделе представило план поэтапной реализации проекта. Сроки и объем работ на каждом этапе зависят в первую очередь от количества денег, выделенных Еврокомиссией.
Читайте по теме:
Rail Baltica незаметно переходит на российскую колею >>